Они сражались за районы

Рецензия на фильм Акана Сатаева «Районы»

На экраны страны выходит долгожданная картина Акана Сатаева «Районы», о которой спорили и судачили с самого момента запуска. Так называемые тру-районовские пацаны опасались, что человек, не живший той жизнью, не сможет достоверно перенести историю «районовской» Алма-Аты конца 80-х. Другие говорили о том, что в очередной раз казахстанские кинематографисты романтизируют криминал и бандитизм. Пожалуй, только на постсоветском пространстве к кинематографу по-прежнему относятся, как к историческому документу либо как к инструкции к действию. Однако разговор пойдет не о зрителях, а о конкретной картине, которая, увы, не войдет даже в тройку лучших работ Акана Сатаева.

Итак, Алма-Ата, 1987 год. Из военного городка в центр Алматы вместе с мамой и сестренкой переезжает старшеклассник Арсен. В первый же день в новой школе он обретает друзей в лице пацанов с «Театралки», которые учат его основам жизни «на районе». Чем глубже Арсен погружается в новую для себя жизнь с ее законами и иерархией, тем больше понимает, что все эти «понятия» противоречат его собственным убеждениям. Трагическая развязка неизбежна.

Почти десять лет назад Акан Сатаев мастерски закрыл тему пацанско-бандитского кино картиной «Рэкетир», похоронив вместе с ее героями целую эпоху, в которой, собственно, и обосновалась та самая «районовская» жизнь. Ностальгический проект «Районы», в отличие от «Рэкетира», пришелся ни ко времени, ни к месту. Да, кажется, что подростковые проблемы с определением \ места в этой жизни, всегда актуальны и всегда одинаковы, но уже с первых кадров в глаза бросается гигантская пропасть между нынешними подростками и подростками, жившими 30 лет назад. Это абсолютно разная система ценностей, мировоззрения и отношения к окружающим.

Что примечательно, это вторая картина Сатаева, где центральными героями становятся дети 14-16 лет, но зрителю гораздо проще отождествить себя с героями «Жаужурек Мын бала», жившими несколько веков тому назад, чем с теми людьми, которым сегодня около 45-50 лет. Причина проста: Сартай и его соратники сражались с реальными врагами, что делало их супергероями своего времени, Арсен и его друзья сражаются с врагами выдуманными. А точнее сказать взращёнными и культивированными внутри собственного сообщества. Да, возможно, в этот фактор создатели картины вкладывали своего рода педагогический элемент. «Районовская» тусовка здесь выглядит, как Лернейская гидра, которая отращивает на месте одной отрубленной головы три новые. И с точки зрения мифологии, главный герой фильма идеально подходит на роль Геракла, однако, вместо подвига происходит банальная месть. И хотя Арсен в какой-то степени и приносит себя в жертву, его финальная фраза о том, что нужно двигаться дальше, напрочь уничтожает все воспитательные мотивы.

Помимо этого, у картины есть большие проблемы с диалогами. Соответствующий временной эпохи слэнг здесь льется на зрителя дождем, но становится понятно, что актеры не улавливают ни его интерпретации, ни интонаций. При этом, зачем-то одни и те же герои повторяют свои реплики по нескольку раз. Так, например, в сценах разговоров Арсена с матерью трижды повторяется один и тот же диалог:

-Где ты был? Ты меня совсем не жалеешь. Тебе нужно готовиться к поступлению.

-Ты прекрасно знаешь, кем я хочу стать.

-Нет, не знаю и знать не хочу. Отца больше нет и теперь я решаю, куда тебе поступать.

Основной актерский состав здесь срабатывает ровно наполовину. Увы, но сыгравший главную роль Эльтерес Нуржанов значительно уступает в кадре своим более опытным партнерам Шарипу Серику и Сануржану Сулейменову. Отлично вписались в свои образы Данияр Алшинов и Жандос Айбасов, приятно удивила и дебютантка Марйам Сатаева. А вот все остальные герои картины так и остались персонажами, за которыми закреплена определенная функция типа нам нужен «долговязый русский мальчик» в кадре или нам нужен «толстый комичный мальчик».

Пожалуй, единственной составляющей «Районов», которая не вызывает никаких вопросов или претензий – это техническая и художественная. Эксперимент оператора Хасана Кыдыралиева со съемками сцен одним кадром, возможно, не всегда оправдан, но создает некую целостность повествования и определенную стилистику. То же самое касается и работы художников-постановщиков, которые проделали огромную работу, пытаясь погрузить зрителя в атмосферу Алма-Аты конца 80-х.

В целом, как ностальгический продукт «Районы» вполне возможно понравится определенной зрительской аудитории. Проблема в том, что именно ее в кино затащить довольно сложно. Однако, как отдельное кинематографическое произведение новая картина Акана Сатаева страдает от отсутствия динамики (которая создавалась внутри кадра за счет операторской работы, нежели сюжета) и внятного посыла. К тому же она опоздала, как минимум, на десять лет. Сегодняшние подростки зарабатывают репутацию фотографиями в инстаграме, а индивидуальность (которая выделяет главного героя) ценится гораздо больше, нежели «почетное место в стае». Районовская эпоха ушла в историю и, если верить картине «Районы», возвращать ее не только бессмысленно, но и опасно.

В кино ходил Карим Кадырбаев

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Роман Надеин

02 Ноября 2016, 13:46

Онлайн фильм посмотреть можно?

Махаббат Ешкаева

15 Марта 2017, 23:31

Одна из моих любимых картин Акана Сатаева за последнее время

Рекомендуем

Акан Сатаев: «Мы максимально старались быть правдивыми»

Фильм «Районы» уже в кинотеатрах страны

Brod.kz

Акан Сатаев приступит к съемкам нового фильма

Объявлен кастинг на главные и второстепенные роли картины «Районы»

Данияр Кенжибаев

Помощника Нурсултана Назарбаева играет актер из Москвы Аскар Ильясов

Съемки картины «Путь лидера. В эпицентре мира» продлятся до лета 2018 года

Brod.kz

Ретроспектива

18 Ноября

Старейшие кинотеатры стран Советского союза

Казахстанское кино

19 Ноября

Карагандинец снял фильм про постапокалипсис «За стеной»

Полнометражный фильм находится на стадии пост-продакшна

Знай в лицо

Элизабет Шу

Актер

Дамир Манабай

Режиссер

Глен Пауэлл

Актер

Борис Небиеридзе

Режиссер

Лейла Хатами

Актер

Хасанбек Кыдыралиев

Оператор – постановщик

Накарин Триеммаренг

Актер

Елена Понсова

Актер