È

Они сражались за районы

Рецензия на фильм Акана Сатаева «Районы»

На экраны страны выходит долгожданная картина Акана Сатаева «Районы», о которой спорили и судачили с самого момента запуска. Так называемые тру-районовские пацаны опасались, что человек, не живший той жизнью, не сможет достоверно перенести историю «районовской» Алма-Аты конца 80-х. Другие говорили о том, что в очередной раз казахстанские кинематографисты романтизируют криминал и бандитизм. Пожалуй, только на постсоветском пространстве к кинематографу по-прежнему относятся, как к историческому документу либо как к инструкции к действию. Однако разговор пойдет не о зрителях, а о конкретной картине, которая, увы, не войдет даже в тройку лучших работ Акана Сатаева.

Итак, Алма-Ата, 1987 год. Из военного городка в центр Алматы вместе с мамой и сестренкой переезжает старшеклассник Арсен. В первый же день в новой школе он обретает друзей в лице пацанов с «Театралки», которые учат его основам жизни «на районе». Чем глубже Арсен погружается в новую для себя жизнь с ее законами и иерархией, тем больше понимает, что все эти «понятия» противоречат его собственным убеждениям. Трагическая развязка неизбежна.

Почти десять лет назад Акан Сатаев мастерски закрыл тему пацанско-бандитского кино картиной «Рэкетир», похоронив вместе с ее героями целую эпоху, в которой, собственно, и обосновалась та самая «районовская» жизнь. Ностальгический проект «Районы», в отличие от «Рэкетира», пришелся ни ко времени, ни к месту. Да, кажется, что подростковые проблемы с определением \ места в этой жизни, всегда актуальны и всегда одинаковы, но уже с первых кадров в глаза бросается гигантская пропасть между нынешними подростками и подростками, жившими 30 лет назад. Это абсолютно разная система ценностей, мировоззрения и отношения к окружающим.

Что примечательно, это вторая картина Сатаева, где центральными героями становятся дети 14-16 лет, но зрителю гораздо проще отождествить себя с героями «Жаужурек Мын бала», жившими несколько веков тому назад, чем с теми людьми, которым сегодня около 45-50 лет. Причина проста: Сартай и его соратники сражались с реальными врагами, что делало их супергероями своего времени, Арсен и его друзья сражаются с врагами выдуманными. А точнее сказать взращёнными и культивированными внутри собственного сообщества. Да, возможно, в этот фактор создатели картины вкладывали своего рода педагогический элемент. «Районовская» тусовка здесь выглядит, как Лернейская гидра, которая отращивает на месте одной отрубленной головы три новые. И с точки зрения мифологии, главный герой фильма идеально подходит на роль Геракла, однако, вместо подвига происходит банальная месть. И хотя Арсен в какой-то степени и приносит себя в жертву, его финальная фраза о том, что нужно двигаться дальше, напрочь уничтожает все воспитательные мотивы.

Помимо этого, у картины есть большие проблемы с диалогами. Соответствующий временной эпохи слэнг здесь льется на зрителя дождем, но становится понятно, что актеры не улавливают ни его интерпретации, ни интонаций. При этом, зачем-то одни и те же герои повторяют свои реплики по нескольку раз. Так, например, в сценах разговоров Арсена с матерью трижды повторяется один и тот же диалог:

-Где ты был? Ты меня совсем не жалеешь. Тебе нужно готовиться к поступлению.

-Ты прекрасно знаешь, кем я хочу стать.

-Нет, не знаю и знать не хочу. Отца больше нет и теперь я решаю, куда тебе поступать.

Основной актерский состав здесь срабатывает ровно наполовину. Увы, но сыгравший главную роль Эльтерес Нуржанов значительно уступает в кадре своим более опытным партнерам Шарипу Серику и Сануржану Сулейменову. Отлично вписались в свои образы Данияр Алшинов и Жандос Айбасов, приятно удивила и дебютантка Марйам Сатаева. А вот все остальные герои картины так и остались персонажами, за которыми закреплена определенная функция типа нам нужен «долговязый русский мальчик» в кадре или нам нужен «толстый комичный мальчик».

Пожалуй, единственной составляющей «Районов», которая не вызывает никаких вопросов или претензий – это техническая и художественная. Эксперимент оператора Хасана Кыдыралиева со съемками сцен одним кадром, возможно, не всегда оправдан, но создает некую целостность повествования и определенную стилистику. То же самое касается и работы художников-постановщиков, которые проделали огромную работу, пытаясь погрузить зрителя в атмосферу Алма-Аты конца 80-х.

В целом, как ностальгический продукт «Районы» вполне возможно понравится определенной зрительской аудитории. Проблема в том, что именно ее в кино затащить довольно сложно. Однако, как отдельное кинематографическое произведение новая картина Акана Сатаева страдает от отсутствия динамики (которая создавалась внутри кадра за счет операторской работы, нежели сюжета) и внятного посыла. К тому же она опоздала, как минимум, на десять лет. Сегодняшние подростки зарабатывают репутацию фотографиями в инстаграме, а индивидуальность (которая выделяет главного героя) ценится гораздо больше, нежели «почетное место в стае». Районовская эпоха ушла в историю и, если верить картине «Районы», возвращать ее не только бессмысленно, но и опасно.

В кино ходил Карим Кадырбаев

Оцените рецензию

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Роман Надеин

2 ноября 2016, 13:46

Онлайн фильм посмотреть можно?

Махаббат Ешкаева

15 марта 2017, 23:31

Одна из моих любимых картин Акана Сатаева за последнее время

Рекомендуем

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Гари Херст

Режиссер

Боб Дусетте

Режиссер

Патрис Леконт

Режиссер

Ребекка Холл

Актриса

Ричард Мэдден

Актер

Тоби Мюррэй

Актер

Мэгги Стид

Актер

Шеннон Тарбет

Актер