Самобытный Талант
Шакен Кенжетаевич Айманов – выдающийся актер и режиссер, был неповторимой личностью, человеком душевного обаяния, невероятной общительности, бурного темперамента.
Последние двадцать лет мы с ним очень дружили, бывали вместе на Всесоюзных семинарах, пленумах Союза кинематографистов СССР, на многих кинофестивалях. Расставались только тогда, когда разъезжались в экспедиции снимать свои фильмы.
На съемках фильма «Джамбул» (1950-1952) почти два года мы жили одной семьей, дружили и наши жены Хадиша и Олеся. В 1961 году у меня родился сын Нартай, имя ему дал Шакен Кенжетаевич. Я работал режиссером фильма, Шакен «пробил» главную роль, кстати, претендентов было много, даже начинали снимать фильм с другими актерами, потом все переснимали с Шакеном в роли Джамбула. Постановщик Ефим Львович был поражен его игрой, ведь Шакену было всего 36 лет. Шакен Кенжетаевич очень хорошо знал Джамбула, еще с 1936 года изучал его жизнь. Это была первая серьезная работа актера в кино.
Кадр «Джамбул»
Огромная общественная деятельность была для Шакена неотъемлемой частью его существования. Он везде чувствовал одинаково раскованно: не только в общении с творческой интеллигенцией, но и с разными людьми, которые встречались в поездках по Казахстану и по стране. Шакен поразительно свободно общался со всеми- от пастуха до академика.
Думаю, что своеобразный секрет такой непринужденности кроется в традициях наших акынов. Акын – своего рода профессия. Быть акыном – значит, прежде всего, уметь общаться с народом. Именно это помогало Шакену в свое время исключительно искренне сыграть роль Джамбула. Шакен был идеально музыкален, блестяще владел искусством устной импровизации и, если бы по-другому сложилась жизнь, мог бы стать прекрасным акыном.
Он был необычайно одарен от природы, удивительно гармоничен, любил жизнь во всех его проявлениях. За что бы ни брался, он отдавал этому делу все свои знания, опыт, темперамент, энергию. Он все делал предельно увлеченно: создавал фильмы, снимался, умел беседовать, прекрасно декламировал, давал творческие советы, играл в шахматные и азартные игры.
Шакен Айманов
Интересно было наблюдать, как преображалась его лицо в минуты душевного подъема – складки разглаживались, он становился удивительно красивым. Шакен оставил нам свои записки «О себе и о своем искусстве». Они очень искренни. В них чрезвычайно точно отмечены все вехи его жизни. В записках он говорит только о своей кинематографической деятельности, что объясняется характером издания. О театре нет почти ничего. Однако в 40-х годах Шакен Айманов был в Казахском театре драмы буквально властителем душ.
Он создал сценически образ Петруччио в «Укрощении строптивой». Я видел множество актеров в этой роли, но немногие исполнители могли приблизится к тому, что делал на сцене Айманов. Затем образ Акана в пьесе Габита Мусрепова «Акан сери – Актокты», роль Шадрина в спектакле «Человек с ружьем» и Тихона в «Грозе».
Съемки фильма «Конец атамана»
О сценических работах Шакена Айманова можно много писать. Несмотря на то, что последние три его фильмы «Перекресток», «Земля отцов», «Конец атамана» - по-настоящему зрелые работы.
Народный артист СССР, большой общественный деятель, он занимает особое место в казахском национальном искусстве, сделал очень много для развития театра и кино.
Мажит Бегалин
Москва, 1973г.
Шакен Айманов. Фотоальбом – Алматы «Онер», 2004г.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий