È

Советский детектив с казахскими корнями

Советский детектив с казахскими корнями

29 июня 1978 года на экранах советских кинотеатров вышел фильм режиссера Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс». Главную роль двойного агента, разведчика исполнил легендарный Асанали Ашимов. Кинокартина является второй частью тетралогии о чекисте Чадьярове, начатой лентой «Конец атамана» (1970), последующие - «Маньчжурский вариант» (1989) и «Кто вы, господин Ка?» (2010). Сценаристами выступили известные режиссеры Александр Адабашьян и Никита Михалков (при участии Андрея Кончаловского).

История

События фильма происходят в течение трех дней – с 20-го по 22 ноября 1927 года – в вагоне поезда, направляющегося из Японии в Москву. На крупного японского предпринимателя Сайто, едущего транссибирским экспрессом в столицу Советского Союза, готовится покушение белогвардейцев, с целью провокации и срыва финансовой договоренности двух стран. На роль убийцы отправляется белый иммигрант, владелец развлекательного учреждения Веселый Фан. Глава провокаторов господин Федотов (Олег Табаков) не знает, что обычный иммигрант, дурак Фан на самом деле - опытный чекист, разведчик высокого класса. В то же время о предстоящей операции узнают стороны Советов. Поговорив с самим Чадьяровым, они посылают того узнать «что и как».

Предполагая различные мотивы Фан-Чадьяров садится в вагон транссибирского экспресса: осуществляется его трехдневный вояж по просторам Советского Союза, по степям Казахстана с несколькими скрытыми врагами и предпринимателем Сайто в вагоне.

Дальше разворачивается полуторачасовая игра в кошки-мышки. Так как фильм - классика, сразу скажу, в финале Чадьяров хитрейшими путями, найдя своих врагов (и даже столкнув их между собой), спасает важного японца.

«Белые» и «красные»

И иначе быть не могло. Чадьяров «красный», чекист, а, значит, настоящий мужчина–герой своей страны. В некоторых моментах даже сверхчеловек, обладающий высочайшим умом аналитического склада и физической силой. Вольется в стан врага, найдет его, ликвидирует. Он даже лучше, чем его коллега - Джеймс Бонд, у которого как раз таки бывают трудности, возникают проблемы и враги. А «нашим» все нипочем. И враги мелкие, точнее, мелкобуржуазные. И вообще – «белые» изначально должны проиграть. Но это не важно.

Важен сам процесс нахождения противников, игра в прятки. Узнать антагониста и не выдать себя – вот главное условие фильмов в жанре детективного боевика. Так как Адабашьян и Михалков профессионалы высокого класса, берущиеся легко за любое дело, то и здесь они справилась на все сто. Фильм приковывает внимание с первых кадров неудачного покушения на японца.

Сайто и до конца повествования. Эффект достигается сильной драматургией (завязкой истории, развитием конфликта и так далее), соблюдением тонкой психологической грани между детективом и боевиком. Саспенс усиливается и тем, что все действие, практически, происходит в одном месте – в вагонах поезда. Сильный, немножко картонный образ Чадьярова уравновешивается сложной, драматической натурой его «подруги» по операции, мадам Александры Демидовой (ее сыграла Нонна Терентьева). Она помогает «белым» убить Сайто, но по мере приближения часа «икс» все больше сомневается в своих действиях. Надломленная иммигрантскою жизнью Демидова на самом деле не знает кто она, чего добивается, и зачем вообще все это ей нужно.

Казахский Джеймс Бонд

Асанали Ашимов – наше все. Воздвигнутый на пьедестал казахского кино Шакеном Аймановым, он таки не слез оттуда до сих пор. Именно тетралогия о Чадьярове сделала его знаменитым на родине и за рубежом. Он подошел для роли идеально – статный, высокий, в меру рефлексирующий, секс-символ кино Казахстана, начиная с 60-х и до наших дней.

Судьба его героя сложна, ведь Чадьяров на самом деле «тройной агент»: для белогвардейцев он иммигрант, для советских - чекист, но в глубине души, конечно, казах. Как он сам говорит в фильме (когда спрашивают, кто он): «Я – сын казаха».

Герой тоскует по своей земле, по родному аулу, по утраченному месту, которое покинул давным-давно. Волею судьбы, в определенный момент, ему помогает молодая казашка из его села Айжан (блестяще сыгравшая Наталья Аринбасарова), тем самым вызывая цепь воспоминаний. Самый гениальный момент –когда поезд проезжает по одному месту бесконечной степи, где расположен богом забытый аул (родной аул Чадьярова), детишки начинают гнаться за поездом, а Чадьяров пускается в мечту-воспоминание.

Тут начинает звучать голос самого Айманова, песня «Жиырма бес» («Двадцать пять»). Все это наплывает одним потоком, и, я уверен, у любого казаха были слезы во время просмотра этого отрывка. Потому что сцена пропитана такой тоской, меланхолией, что все перестрелки и догонялки кажутся глупыми и «мелкими».

На самом деле важны казавшиеся на первый взгляд обычными запах полыни, рассвет над степью, контур листьев, перекрывающих луч солнца. Из стандартного советского детектива вдруг прорастает архаическое, казахское, номадическое.

Наше

Если судить по гамбургскому счету, это профессиональная, средняя советская картина-детектив, каких в то время было немало в стране победившего социализма. Братья Михалковы-Кончаловские писали такие сценарии, чтобы подзаработать и снимать картины. Ничего выдающегося.

Однако, для казахстанцев важны все киноматериалы, связанные с нами, нашей культурой. Тем более, если фильм производства «Казахфильма», да еще и с Асанали-ата в главной роли.

Фильм «Транссибирский экспресс» наш – и это перевешивает все минусы обычного советского детектива.

 

 

Ностальгировал: Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Перси Мармот

Актер

Роберт Янг

Актер

Питер Лорре

Актер

Джон Гилгуд

Актер

Альфред Хичкок

Режиссер

С. Обри Смит

Актер

Иэн Кит

Актер

Льюис Стоун

Актер