Старейшие кинотеатры стран Советского Союза
В наше время никого не увидишь современными кинотеатрами, оснащенными идеальными проекторами, снабженными системами Dolby Atmos, для полнейшего погружения в фильм. 3D формат и тот уже не считается чем-то выходящим за рамки привычного. За сто лет существования кинематограф из торжества человеческой мысли превратился в игрушку, доступную практически всем и за весьма умеренную плату. Так какими же были первые кинотеатры прошлого? Сегодня мы попробуем вспомнить, с чего все начиналось в Беларуси, России и Казахстане и как на развитие индустрии повлиял Советский Союз.
Беларусь
Кинотеатр «Эден»
Самый первый минский кинотеатр был открыт в 1900 году предпринимателем Рихардом Штремером. На тот момент это было небольшое помещение, в доме номер 88 на Захарьевской улице и в самом начале в нем демонстрировались статичные слайды. Потом пришло время немых черно-белых движущихся картинок, в том числе и снятых самим Штремером, посмотреть которые приходило большое количество народу. В то время для работы проектора использовались динамо-машины, работающие на мазуте и выплевывающие в зрительный зал большое количество удушливого газа, который смешивался с дымом папирос. Так 7 октября 1909 года в театре Штремера разбушевался нешуточный пожар, спаливший не только синема-клуб, но и пару соседних домов. Дабы избежать подобных инцидентов в будущем, городская управа, которая, к слову, много раз просила промышленника установить двигатель для очистки газов, ввела в распоряжение других кинотеатров двух брандмейстеров. Их обязанности были довольно просты: не позволять курить зрителям и следить, чтобы никто не толпился в проходах.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие кинематографа в Белоруссии. 14 февраля 1918 года власти опубликовали сообщение о реквизиции всех кинематографов Минска и передаче управления в руки отдела просвещения Минского Совета рабочих и солдатских депутатов. Еще через четыре года приказом Народного комиссара просвещения БССР было создано Управление по делам кинематографии, которое, не имея материальной базы, никак не могло справляться с поставленными задачами. В 1924 году после создания нового Управления по делам кино официально стали открываться новые кинотеатры, чаще всего на месте бывших. Так в помещении «Иллюзиона» открыли «Пролетарий», в котором было 300 посадочных мест. 26 сентября 1926 года после ремонта открыли кинотеатр «Красная Звезда» (на месте бывшего «Гиганта»), в котором количество мест довели до семиста. А на месте шикарнейшего, по меркам дореволюционной Белоруссии, «Эдена», в котором в свое время стояла новейшая техника из Германии, возник кинотеатр «Интернационал». К великому сожалению, после бомбардировок во времена Второй мировой практически весь город Минск и соответственно все его кинотеатры были разрушены. Только после окончания войны белорусский кинематограф возродился, а в городах открылись современные кинотеатры.
Россия
Первые кинематографические аппараты появились в России еще в 1896 году, через четыре месяца после киносеансов в Париже. И уже в мае состоялась презентация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». В этом же месяце в Российской империи, в Санкт-Петербурге появился свой собственный постоянный кинотеатр.
Но, пожалуй, самым интересным является тот факт, что в марте 1911 года все там же, в Петербурге, открылся первый в России стереокинотеатр «Танагра», где демонстрировались заграничные 3D–картины по патенту Оскара Месстера. Во всяком случае, этот факт подтвержден документально, благодаря публикации в московской газете «Новости недели». Эта заметка опровергает общепринятую информацию о том, что первый показ стереофильмов состоялся в июне 1915 года в Нью-Йорке. Если учесть тот факт, что Оскар Месстер оформил патент на свою систему еще 23 июля 1896 года, то, скорее всего, демонстрация стереоскопических картин началась в Европе задолго до того показа в Америке.
Кинотеатр «Москва»
После того как Ленин взял руководство страны в свои руки, настало время для укрепления социалистической идеологии. И после знаменитой фразы: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство принялось разрабатывать план по созданию и продвижению в массы «нового кинематографа». Так примерно с середины 1930-х годов развитие исследований в области стереокино значительно усилилось.
Если немного глубже погрузиться в историю, то станет ясно, что в СССР 3D кино снимали и показывали раньше всех в мире. Более того, именно в СССР была разработана 3D-система, не требующая специальных очков. 4 февраля 1941 года в кинотеатре «Москва» начался коммерческий показ фильма «Земля молодости», демонстрация которого проходила на специально сконструированном растровом полотне с эффектом трехмерного пространства. Увы, с дальнейшим ростом размеров экрана стало понятно, что от безочковых технологий придется отказаться, потому что изготовление больших растровых полотен в те годы было невозможно. В 1967 году в малом зале московского кинотеатра «Октябрь» был проведен эксперимент по переходу к системам, требующим очков. Зрителям на разных сеансах демонстрировали изображение по растровой и по поляризационной технологии. В результате зрители предпочли очки и большой экран с более выраженным стереоэффектом. Решающим моментом явилось также то, что фильмы, сделанные по новой технологии, можно было показывать практически в любом кинотеатре страны без особенной подготовки.
Казахстан
В Казахстане первый киносеанс прошел в городе Верном 22 июня 1910 года. И уже через год, после печально известного землетрясения в нашем городе, открылся первый регулярно работающий кинотеатр, которому дали громкое имя «XX век». Его хозяином был предприниматель Абдулла Сейфуллин. По меркам того времени, здание электротеатра отвечало всем современным требованиям и не уступало московским и петербургским заведениям того же типа. Жители Верного с большим удовольствием стремились посмотреть все новинки того времени. Но в 1918 году по неизвестным причинам в здании произошел пожар, после которого славная история кинотеатра закончилась.
После прихода советской власти, так же как и в других странах новой социалистической державы, кинематограф сменил вектор развития. Начали появляться новые кинотеатры: «Ударник», «Экран», «Красная звезда». Большая часть этих заведений была открыта в уже существующих зданиях, в частности под нужды кино реорганизовали даже церковь. Одним из самых известных и красивых кинотеатров был построенный в 20-х годах «Алатау». В 1944 году это здание передали ТЮЗу, а сейчас на его месте (Абылай хана/Кабанбай батыра) находятся высотные дома.
Кинотеатр «Ударник». Фото: voxpopoli.kz
В 50-х годах строительство кинотеатров достигло своего пика. Это был настоящий ренесанс кинопроката в КазССР. В это время был построен второй «Алатау», который благополучно просуществовал до наших лет и только недавно был снесен, уступив место «Макдональдсу». Забавная ирония, но в Минске на месте сгоревшего электротеатра Рихарда Штремера сегодня тоже стоит «Макдональдс». Всего в Алма-Ате существовало около двадцати кинотеатров, которые разделялись по классам. Лучшими считались «Алатау», «Целинный» и построенный позже «Арман». После них шли: «Спутник», «Искра», «Октябрь». И наконец, кинотеатры «Юность», «Авангард», «Байконур» были уже не на таком хорошем счету, потому что к ним бобины с пленками приходили уже последними и соответственно не в самом лучшем качестве.
Кризис
Многие склонны рассуждать о том, что кризис в отечественной киноиндустрии случился на фоне распада СССР. Однако экспертное мнение на этот счет утверждает, что проблемы посещаемости начались еще до перестройки. Уже в 1984 году половина всех снятых фильмов не в состоянии была преодолеть рубеж посещаемости в 5 миллионов человек и это по всей стране. А дальше было только хуже. В начале девяностых рухнула государственная система проката, а коммерческая еще только начала зарождаться. Закрытие кинотеатров стало повсеместным. Некоторые пустовали, в других открылись кафе и залы игровых автоматов. «Эра кинематографа» условно сменилась «эрой видео» и люди отвыкли ходить в кинотеатры, предпочитая видеоплеер и диван – большому залу.
В начале 2000-х ситуация начала меняться и сейчас кинотеатры снова завоевали популярность. Некоторые старые здания выкуплены новыми владельцами, отремонтированы и снова в строю. Но чаще всего прокатчики предпочитают открывать многозальные суперсовременные мультиплексы в торговых центрах, а не строить отдельные здания, посвященные искусству кинематографа.
В наше время не многие советские кинотеатры успешно функционируют на ряду с новыми. В Алматы, например, остались «Арман» и «Целинный». А что касается, к примеру, Москвы, то там началась новая фаза реконструкции, по плану которой 39 старых кинотеатров будут переделаны под smart-центры, удовлетворяющие жителей каждого конкретного района. Как бы то ни было, но мы живем в то время, когда стандарты качества поменялись, а вместе с ними поменялся сам подход к кинематографу, как к части системы развлечений.
Варвара Литвинова
Превью: 1960 год, автор фотографии: И. Лесков
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Мырзахмет
29 ноября 2017, 13:07А вот это шедевр, это настольгия