Старейшие кинотеатры стран Советского Союза

Старейшие кинотеатры стран Советского Союза

В наше время никого не увидишь современными кинотеатрами, оснащенными идеальными проекторами, снабженными системами Dolby Atmos, для полнейшего погружения в фильм. 3D формат и тот уже не считается чем-то выходящим за рамки привычного. За сто лет существования кинематограф из торжества человеческой мысли превратился в игрушку, доступную практически всем и за весьма умеренную плату. Так какими же были первые кинотеатры прошлого? Сегодня мы попробуем вспомнить, с чего все начиналось в Беларуси, России и Казахстане и как на развитие индустрии повлиял Советский Союз.


Беларусь

Кинотеатр «Эден»

Самый первый минский кинотеатр был открыт в 1900 году предпринимателем Рихардом Штремером. На тот момент это было небольшое помещение, в доме номер 88 на Захарьевской улице и в самом начале в нем демонстрировались статичные слайды. Потом пришло время немых черно-белых движущихся картинок, в том числе и снятых самим Штремером, посмотреть которые приходило большое количество народу. В то время для работы проектора использовались динамо-машины, работающие на мазуте и выплевывающие в зрительный зал большое количество удушливого газа, который смешивался с дымом папирос. Так 7 октября 1909 года в театре Штремера разбушевался нешуточный пожар, спаливший не только синема-клуб, но и пару соседних домов. Дабы избежать подобных инцидентов в будущем, городская управа, которая, к слову, много раз просила промышленника установить двигатель для очистки газов, ввела в распоряжение других кинотеатров двух брандмейстеров. Их обязанности были довольно просты: не позволять курить зрителям и следить, чтобы никто не толпился в проходах.

Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие кинематографа в Белоруссии. 14 февраля 1918 года власти опубликовали сообщение о реквизиции всех кинематографов Минска и передаче управления в руки отдела просвещения Минского Совета рабочих и солдатских депутатов. Еще через четыре года приказом Народного комиссара просвещения БССР было создано Управление по делам кинематографии, которое, не имея материальной базы, никак не могло справляться с поставленными задачами. В 1924 году после создания нового Управления по делам кино официально стали открываться новые кинотеатры, чаще всего на месте бывших. Так в помещении «Иллюзиона» открыли «Пролетарий», в котором было 300 посадочных мест. 26 сентября 1926 года после ремонта открыли кинотеатр «Красная Звезда» (на месте бывшего «Гиганта»), в котором количество мест довели до семиста. А на месте шикарнейшего, по меркам дореволюционной Белоруссии, «Эдена», в котором в свое время стояла новейшая техника из Германии, возник кинотеатр «Интернационал». К великому сожалению, после бомбардировок во времена Второй мировой практически весь город Минск и соответственно все его кинотеатры были разрушены. Только после окончания войны белорусский кинематограф возродился, а в городах открылись современные кинотеатры.

 

Россия

Первые кинематографические аппараты появились в России еще в 1896 году, через четыре месяца после киносеансов в Париже. И уже в мае состоялась презентация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум». В этом же месяце в Российской империи, в Санкт-Петербурге появился свой собственный постоянный кинотеатр.

Но, пожалуй, самым интересным является тот факт, что в марте 1911 года все там же, в Петербурге, открылся первый в России стереокинотеатр «Танагра», где демонстрировались заграничные 3D–картины по патенту Оскара Месстера. Во всяком случае, этот факт подтвержден документально, благодаря публикации в московской газете «Новости недели». Эта заметка опровергает общепринятую информацию о том, что первый показ стереофильмов состоялся в июне 1915 года в Нью-Йорке. Если учесть тот факт, что Оскар Месстер оформил патент на свою систему еще 23 июля 1896 года, то, скорее всего, демонстрация стереоскопических картин началась в Европе задолго до того показа в Америке.

Кинотеатр «Москва»

После того как Ленин взял руководство страны в свои руки, настало время для укрепления социалистической идеологии. И после знаменитой фразы: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино», партийное руководство принялось разрабатывать план по созданию и продвижению в массы «нового кинематографа». Так примерно с середины 1930-х годов развитие исследований в области стереокино значительно усилилось.

Если немного глубже погрузиться в историю, то станет ясно, что в СССР 3D кино снимали и показывали раньше всех в мире. Более того, именно в СССР была разработана 3D-система, не требующая специальных очков. 4 февраля 1941 года в кинотеатре «Москва» начался коммерческий показ фильма «Земля молодости», демонстрация которого проходила на специально сконструированном растровом полотне с эффектом трехмерного пространства. Увы, с дальнейшим ростом размеров экрана стало понятно, что от безочковых технологий придется отказаться, потому что изготовление больших растровых полотен в те годы было невозможно. В 1967 году в малом зале московского кинотеатра «Октябрь» был проведен эксперимент по переходу к системам, требующим очков. Зрителям на разных сеансах демонстрировали изображение по растровой и по поляризационной технологии. В результате зрители предпочли очки и большой экран с более выраженным стереоэффектом. Решающим моментом явилось также то, что фильмы, сделанные по новой технологии, можно было показывать практически в любом кинотеатре страны без особенной подготовки.

 

Казахстан

В Казахстане первый киносеанс прошел в городе Верном 22 июня 1910 года. И уже через год, после печально известного землетрясения в нашем городе, открылся первый регулярно работающий кинотеатр, которому дали громкое имя «XX век». Его хозяином был предприниматель Абдулла Сейфуллин. По меркам того времени, здание электротеатра отвечало всем современным требованиям и не уступало московским и петербургским заведениям того же типа. Жители Верного с большим удовольствием стремились посмотреть все новинки того времени. Но в 1918 году по неизвестным причинам в здании произошел пожар, после которого славная история кинотеатра закончилась.

После прихода советской власти, так же как и в других странах новой социалистической державы, кинематограф сменил вектор развития. Начали появляться новые кинотеатры: «Ударник», «Экран», «Красная звезда». Большая часть этих заведений была открыта в уже существующих зданиях, в частности под нужды кино реорганизовали даже церковь. Одним из самых известных и красивых кинотеатров был построенный в 20-х годах «Алатау». В 1944 году это здание передали ТЮЗу, а сейчас на его месте (Абылай хана/Кабанбай батыра) находятся высотные дома.

Кинотеатр «Ударник». Фото: voxpopoli.kz

В 50-х годах строительство кинотеатров достигло своего пика. Это был настоящий ренесанс кинопроката в КазССР. В это время был построен второй «Алатау», который благополучно просуществовал до наших лет и только недавно был снесен, уступив место «Макдональдсу». Забавная ирония, но в Минске на месте сгоревшего электротеатра Рихарда Штремера сегодня тоже стоит «Макдональдс». Всего в Алма-Ате существовало около двадцати кинотеатров, которые разделялись по классам. Лучшими считались «Алатау», «Целинный» и построенный позже «Арман». После них шли: «Спутник», «Искра», «Октябрь». И наконец, кинотеатры «Юность», «Авангард», «Байконур» были уже не на таком хорошем счету, потому что к ним бобины с пленками приходили уже последними и соответственно не в самом лучшем качестве.

 

Кризис

Многие склонны рассуждать о том, что кризис в отечественной киноиндустрии случился на фоне распада СССР. Однако экспертное мнение на этот счет утверждает, что проблемы посещаемости начались еще до перестройки. Уже в 1984 году половина всех снятых фильмов не в состоянии была преодолеть рубеж посещаемости в 5 миллионов человек и это по всей стране. А дальше было только хуже. В начале девяностых рухнула государственная система проката, а коммерческая еще только начала зарождаться. Закрытие кинотеатров стало повсеместным. Некоторые пустовали, в других открылись кафе и залы игровых автоматов. «Эра кинематографа» условно сменилась «эрой видео» и люди отвыкли ходить в кинотеатры, предпочитая видеоплеер и диван – большому залу.

В начале 2000-х ситуация начала меняться и сейчас кинотеатры снова завоевали популярность. Некоторые старые здания выкуплены новыми владельцами, отремонтированы и снова в строю. Но чаще всего прокатчики предпочитают открывать многозальные суперсовременные мультиплексы в торговых центрах, а не строить отдельные здания, посвященные искусству кинематографа.

В наше время не многие советские кинотеатры успешно функционируют на ряду с новыми. В Алматы, например, остались «Арман» и «Целинный». А что касается, к примеру, Москвы, то там началась новая фаза реконструкции, по плану которой 39 старых кинотеатров будут переделаны под smart-центры, удовлетворяющие жителей каждого конкретного района. Как бы то ни было, но мы живем в то время, когда стандарты качества поменялись, а вместе с ними поменялся сам подход к кинематографу, как к части системы развлечений.

 

 

Варвара Литвинова

Превью: 1960 год, автор фотографии: И. Лесков

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Мырзахмет

29 Ноября 2017, 13:07

А вот это шедевр, это настольгия

Рекомендуем

Эмир Байгазин: «Есть кино для зрителя и зритель для кино»

Режиссер представил новую картину, отражающую трудности и проблемы подростковой жизни

Данияр Кенжибаев

Казахстанское кино

10 Апреля, 2016

Кинофестиваль «Французское кино сегодня»

В Алматы 21 апреля стартует кинофестиваль «Французское кино сегодня»

Данияр Кенжибаев

Неделя иранского кино

Мини-фестиваль пройдет в кинотеатре «Арман» с 28 марта по 3 апреля 

Данияр Кенжибаев

Мнения

01 Декабря

Улица Фурманова и ее неочевидное влияние на развитие казахстанского кино

Мировое кино

06 Декабря

Fox 2000 экранизирует последнюю книгу Джона Грина «Мир стоит на черепахах»

Также экранизацией романа займется Temple Hill, которая ранее вывела на орбиту «Сумерки»

Знай в лицо

Денин Тайлер

Актер

Чедвик Боузман

Актер

Борис Каморзин

Актер

Сергей Бадичкин

Актер

Элден Хенсон

Актер

Людмила Максакова

Актер

Константин Сорокин

Актер

Михаил Калинин

Режиссер