Бекмамбетов, которого вы не знали

Бекмамбетов, которого вы не знали

когда одна осталась пуля

а ты врагами окружен

стреляй последней пулей в солнце

и уходи пока темно

(douchine)

Вчера ночью в Алматы команда Тимура Бекмамбетова снимала один из эпизодов для третьей части всем полюбившего киноальманаха «Ёлки». «Ёлки 3», которые по уже заведенной традиции выйдут аккуратно к новому, 2014 году обещают, как и предыдущие части, стать блокбастером, собрав хорошую кассу. У Тимура Нуруахитовича по-другому и не получается, и в Голливуде и в России, наш земляк имеет репутацию хорошо окупаемого, крепкого коммерческого режиссера и продюсера.

Но сегодня мы решили показать вам другую сторону режиссера-Бекмамбетова. То, что было до Дозоров, Ёлок и даже рекламы банка «Империал».

Вряд ли кто-нибудь из поклонников его творчества когда-нибудь слышал о фильме «Пешаварский вальс». А ведь именно с него двадцать лет назад и началась карьера режиссера.

В начале 90-х Тимур Бекмамбетов и его сокурсник по Высшим курсам сценаристов и режиссеров, Геннадий Каюмов сняли полнометражную дипломную работу о войне в Афганистане. Фильм был основан на реальных событиях, а именно восстании советских и афганских военнопленных в лагере моджахедов в Бадабере (Пакистан). С начала Афганской войны здесь действовал учебный центр моджахедов, принадлежавший контрреволюционной афганской партии Исламское общество Афганистана, где под руководством военных инструкторов из США, Пакистана, Китая и Египта проходили обучение будущие боевики.  Кроме «университета» на территории Бадабера находились склады с оружием и боеприпасами, а также «зинданы» - подземные тюремные помещения, куда с начала 80-х начали привозить пленных афганских и советских военнослужащих.

26 апреля 1985 года  группа советских солдат и военнослужащих вооруженных сил Демократической Республики Афганистан, примерно 24 человека подняла бунт с целью пробиться из душманского плена. Во время вечернего намаза, когда из всего личного состава на постах остались только двое, заключенные смогли завладеть оружием и начали пробиваться к выходу из тюрьмы, взяв под контроль склад с оружием. Когда задуманное не удалось (среди восставших оказались предатели, сообщившие о бунте), они забаррикадировались в одной из башен и заняли оборону. Руководство корпуса вступило с мятежниками в переговоры. Пленники потребовали организовать встречу с советским послом, представителями ООН и Красного Креста. Боевики не могли удовлетворить их просьбу: официально Пакистан в конфликтах не участвовал, пленных не брал и моджахедов не готовил. Было решено штурмовать. За два дня против горстки солдат были пущены все имеющиеся силы и средства: артиллерия, танки, вертолеты ВВС Пакистана. После нескольких взрывов осколки разлетелись за несколько километров, так, что было слышно даже в Пешаваре. Башня превратилась в пылающий огонь, однако когда боевики зашли внутрь, они увидели раненых и обожженных солдат, которые все еще сопротивлялись. Восстание длилось всего два дня, никто из пленников не выжил.

Идею фильма предложил Каюмов, отговорив Бекмамбетова снимать артхаусное кино про то, как бродячие артисты заблудились в песках Аральского моря. Достав 60 тыс. долларов, которые, по словам Тимура, дали бандиты, режиссеры приступили съемкам в Алматы, на том месте, где во время войны Эйзенштейн снимал своего «Ивана Грозного». Так как средств было мало, актеров набрали  вперемешку с реальными ветеранами Афганистана. Кстати, именно с этой ленты началось сотрудничество Бекмамбетова с актером Виктором Вержбицким, сыгравшим впоследствии практически во всех его фильмах. К середине съемок бандиты деньги давать перестали, затем от проекта отошел и второй режиссер. Фильм, Бекмамбетов, доделывал и сдавал в одиночку.

«…К концу производства у нас с Сашей Войтинским, который был директором нашей продакшн-компании, оказался огромный долг перед всеми студиями Москвы. Гена к тому времени уже исчез, и картину бандитам мне пришлось сдавать одному. Студия Горького, 1993 год. Они пришли в черных куртках, зашли в зал. Включили фильм, я в коридоре, на лестнице курю — желтый кафель, потрескавшийся, как сейчас помню. Пачку сигарет выкурил. Закончилось кино, тишина, из зала никто не выходит. Я ткнулся сам, и тут прямо передо мной появляются эти люди — со слезами на глазах — и, ни слова не говоря, уходят. Последний шел охранник Игорь, очень хороший парень, с поломанным носом, голова вся разбита. Он остановился и говорит: «Позвони». И ушли, все в слезах. Больше я их никого не видел», - вспоминает Бекмамбетов в интервью GQ.

Виктор Дюбуа (Виктор Вержбицкий) и Чарли Палмер (Барри Кушнер)

По сюжету, в мае 1985 года английский журналист Чарли Палмер (Барри Кушнер) и его друг — французский врач Виктор Дюбуа (Виктор Вержбицкий) — отправились в лагерь моджахедов, чтобы взять интервью у пленных советских солдат. Пленные восстают и захватывают лагерь. Оказавшийся невольным свидетелем происходящего журналист достает камеру и начинает снимать. Про сам фильм больше ничего сказать невозможно, это нужно видеть. Несмотря на плохое качество картинки и звука, уже с первых секунд полностью погружаешься в происходящее и по-настоящему переживаешь за героев, молодых мальчишек которым явно тут не место. Бекмамбетову и Каюмову удалось снять фильм так, что становится действительно страшно. Никакого оголтелого патриотизма, только желание выжить и любой ценой добраться домой. Это не красиво-попсовая «Девятая рота», и даже не слезовыжимытельный «Кандагар», такое ощущение, что Чарли Палмер, действительно, ходил за всеми с камерой, а сам фильм не более, чем документальная запись реальных событий. Кстати, по мнению ветеранов-«афганцев», «Пешаварский вальс» один из самых пронзительных и правдивых кинокартин о той войне.

Показательны два момента, в одной из сцен, солдат заходит к спящим и перестреливает всех за полминуты, невольно вспоминается «Арканкерген». Может быть, Челах действительно смог вот так войти и в момент помутнения расстрелять своих товарищей?

А в другом моменте, мне, как журналисту, было немного стыдно за коллегу: перестрелка в катакомбах, тут и там падают люди, а англичанин и французом бегают с камерой наперевес, хватают одного солдата, чтобы взять комментарии и начинают трясти: «говори!», а он мертв. В глазах журналиста только сожаление – не удалось взять шикарный комментарий с места событий.

Фильм, кстати, получил главные премии на «Кинотавре», МКФ в Сан-Ремо и множество других призов, однако, как обычно случается – так и не был показан в Казахстане и России.

У Тимура Нуруахитовича очень тонкое чутье на пошлость, чего так не хватает многим казахстанским режиссерам. Несмотря на мизерный бюджет, небольшой опыт и отсутствие крутой техники (чем обычно многие и оправдывают свои неудавшиеся шедевры), ему удалось создать то, что вкупе с рекламой «Империала», оправдает его перед самим собой, самым строгим критиком. 

После афганской ленты «тот» Бекмамбетов так и не вернулся. Для меня лично, он, прежде всего режиссер «Пешаварского вальса», а уж затем «главный хитмейкер российского ширпотреба».

P.S.: Среди восставших в Пешаваре был и казахстанский солдат – младший сержант, Саминь Николай Григорьевич, в 2003 году его посмертно наградили орденом Айбын третьей степени.

Вновь вечереет и солдаты

Желают всем приятных снов

И спать идут в свои окопы

Им завтра снова умирать

Текст: Асем Жапишева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Премьеры недели: Битва за внимание

В прокате стартует комедия «Келинка тоже человек»

Brod.kz

Казахстанское кино

25 Октября, 2016

Ретроспектива Джима Джармуша

Chaрlin Cinemas организует показ фильмов американского режиссера

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

25 Ноября, 2016

Асель Садвакасова стала невесткой

Актриса сыграла в комедии «Келинка тоже человек»

Brod.kz

Казахстанское кино

6 Декабря, 2016

Стартовали съемки сериала «Казақ аруы»

Esentai production запустил многосерийный проект

Brod.kz

Рецензии

15 Марта

«Везучий случай»: Миллионеры из хрущевок

Казахстанское кино

09 Марта

В прокате стартовала анимация «Айдаһарлардың әміршісі»

Украинский мультфильм «Повелитель драконов» дублирован на казахский язык

Знай в лицо

Аскар Узабаев

Режиссер

Асель Акбарова

Актриса

Оскар Бах

Режиссер

Байкенже (Байкал) Бельбаев

Актер

Оксана Бойченко

Актриса

Венчислав Хотяновский

Актер

Нурканат Жакыпбай

Актер

Асанали Ашимов

Актер