È

Меня зовут «Секер»

Меня зовут «Секер»

Фильм «Секер» режиссера Сабита Курманбекова отличается двумя вещами: художественной культурой и тонким проникновением в казахскую ментальность. Как раз эти две вещи казались несовместимыми в современном казахском кинематографе: была либо рафинированная эстетская культура «Казахской волны», либо исключительное знание и передача народной жизни, не отягощенные поисками нового киноязыка.

Как всегда скромный Сабит Курманбеков, которого мы больше знаем как художника-постановщика, на этот раз просто поразил своей режиссерской работой, которую по сути можно назвать полнометражным дебютом. Дебют в коротком метре – фильм «Трасса» - тоже был значительным событием в нашем кино, потому что в нем трасса выступала как образный символ Казахстана – геополитическое пересечение дорог с Запада на Восток и наоборот. Следующая картина С. Курманбекова «Аурелен» была не вполне самостоятельной, поскольку пришлось завершать чужой замысел. А вот «Секер» - полностью авторский фильм, тем более, как говорит сам режиссер, историю обретения детей он позаимствовал у своего собственного деда.

СекерС этого фильм и начинается, когда главный герой по имени Курмаш (Болат Калымбетов) приходит к местному емши – что-то среднее между лекарем и баксы (Нуржуман Ихтымбаев) – и сетует на то, что в его семье дети умирают, еще будучи в утробе матери. На что емши то ли в шутку, то ли всерьез советует Курмашу сесть на сук дерева и рубить его, а когда упадет – вскочить и бежать по направлению к дому. Ногу он себе, конечно, сломал, но, видимо, это странное действо помогло, и Бог решил послать в дом Курмаша детей. Но опять незадача – родилась у него дочь, и Курмаш вновь пришел к емши. В этот раз тот советует назвать девочку мальчишеским именем и воспитывать ее как мальчика, чтобы обмануть злых духов и защитить ее от сглаза. Вот так и появилась на свет девочка по имени Секер. Таков пролог, а основное действие картины происходит тогда, когда девочке исполняется тринадцать лет. СекерПри просмотре фильма «Секер», невольно вспоминается классическая лента казахского кино «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева. Когда задумываешься, отчего это происходит, первое, что приходит на ум: здесь и там – детская тематика; второй момент – как будто действие происходит в Советскую эпоху. То ли от того, что директриса школы – русская, то ли от того, что исполняет эту роль актриса Нина Жмеренецкая, и чувствуется преобладание старой театральной школы, то ли вообще эстетика этих эпизодов - советская. В фильме «Меня зовут Кожа» тоже в первой трети фильма показана типичная советская школьная среда, и только после того, как Кожа с другом уезжают, а точнее, сбегают из поселка в горы, открывается совершенно другая жизнь – жизнь казахов на джайляу. По фильму такое изменение среды обусловлено тем, что в горах проводится праздник, а на самом деле думается, что Абдулла Карсакбаев хотел показать истинную национальную казахскую среду – с юртами, дастарханом, песенными состязаниями, конными скачками. То есть режиссер как бы говорит: вот – оседлый Казахстан, созданный русскими – обычный поселок с березками, с советской школой, где все говорят по-русски, а вот настоящий кочевой мир казахов. То же самое происходит в фильме «Секер» - есть очень небольшой школьный эпизод в начале, где директриса школы ругает Курмаша за то, что он воспитал свою дочь, как сына, и требует, чтобы первого сентября он привел в школу девочку, а не мальчика. И есть все остальное пространство картины – в горах на джайляу. Мы вместе с Курмашем и его дочерью движемся от юрты к юрте, любуясь красотами природы. Вместе с ними входим в дом, где Секера с нетерпением ждут на каникулы его три сестренки, одна меньше другой. СекерОператору фильма «Секер» Ренату Косай удалось удивительным образом передать красоту нашей природы. Есть кадры, от которых просто захватывает дух, и ты понимаешь, что просто так эти кадры не снять, оператор должен был буквально охотиться за ними. Так оно и оказалось. Сабит Курманбеков после просмотра фильма рассказал, что, для того, чтобы снять эпизод с бабочками специально выезжали в ту местность, где они обитают, и в те сроки, когда их можно застать, а это всего две недели. Особой кропотливости требовали и подводные съемки. Вообще, надо сказать, что за плечами уже признанных мастеров операторского дела – Федора Аранышева, Мурата Нугманова, Хасана Кыдыралиева, Бориса Трошева – вырос яркий художник, высокопрофессиональный оператор Ренат Косай. Два года назад он всех удивил своей работой в фильме «Карой», которая во многом обеспечила фильму международный успех, а теперь не менее яркая работа в фильме «Секер». Чего стоит один кадр мчащейся на коне девушки, одетой во все белое на фоне синей ночи! Чем-то он мне напомнил более раннюю работу Рената Косая «Северные варвары». Этот кадр возникает время от времени как отсылка к легенде о девушке, в чью честь названа одна из скал этих мест. Дух этой красавицы обитает здесь и время от времени помогает Секер. СекерСекер похожа на мальчика не только потому, что у нее мужское имя. Она – старший ребенок в семье и вынуждена помогать отцу по хозяйству. Когда с отцом случается несчастье (браконьеры привязали его к дереву), именно она среди ночи отправляется искать его на лошади. К тому же Секер – хорошая наездница, участница байги. Здесь хочется немного отвлечься от фильма и поразмышлять о природе женственного начала в кочевой культуре. Что ценилось и ценится в традиционной культуре казахов – решительность, смелость, открытость, достоинство, честь. Это в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам. В кочевой культуре женщина, если была в этом необходимость, могла стать воином. Не случайно, казахские женщины никогда не носили паранджи. Статус девушки, женщины был настолько высок, и к ней всегда было исключительное уважение, что не было необходимости прятать ее от глаз. В семьях, где не было сыновей, очень часто старший ребенок-девочка одевалась мальчиком и помогала отцу в его мужских делах. СекерВот такой образ девчонки с мальчишеским типом поведения и показан в фильме. Все начинает меняться в ее жизни, когда в горы приезжает ветеринар Лена – молодая русская девушка, которая безапелляционно заявляет: «Девушкой быть лучше, чем мужчиной». Но происходит еще кое-что более важное в жизни Секер – она начинает замечать разницу между мальчиками и девочками. В фильме есть замечательный эпизод – игры в прятки, где «голят» мальчишки, а девочки прячутся. И в этой игре есть что-то загадочно-мистическое, что приближает нас к таинствам этого мира. Секер по привычке играет на стороне мальчишек, но уже в последний раз. Любовь Мурата – такого же сорванца, каким еще недавно была Секер, меняет ее жизнь. Нет более волшебного времени в нашей жизни, чем детство, а в этом удивительном отрезке времени есть еще более магические моменты – обретения себя. СекерНо поразительная вещь – фильм больше, чем просто локальная история взросления девочки Секер. Это фильм про чудесные вещи, которые происходят с нами в жизни. Еще – благодаря пейзажам, музыке, отображению быта, каким-то еле заметным нюансам в этике, поведении людей, юмору – это картина о нас – казахах. И это узнавание себя – такое же искреннее откровение, как когда-то происходило с фильмом «Меня зовут Кожа». Сабиту Курманбекову удалось сделать поистине национальный фильм – тонко, скромно и волнующе.

Гульнара Абикеева

Секер

«Территория кино», 2009

Фото: «Казахфильм»

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

8 августа 2017, 14:00

Отличная рецензия

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Жанна Фриске

Актер

Юрий Степанов

Актер

Александр Коршунов

Актер

Юрис Лауциньш

Актер

Даниэла Стоянович

Актер

Александр Ильин

Актер

Петр Ступин

Актер

Ирина Бутанаева

Актер