Меня зовут «Секер»
Фильм «Секер» режиссера Сабита Курманбекова отличается двумя вещами: художественной культурой и тонким проникновением в казахскую ментальность. Как раз эти две вещи казались несовместимыми в современном казахском кинематографе: была либо рафинированная эстетская культура «Казахской волны» , либо исключительное знание и передача народной жизни, не отягощенные поисками нового киноязыка.
Как всегда скромный Сабит Курманбеков, которого мы больше знаем как художника-постановщика, на этот раз просто поразил своей режиссерской работой, которую по сути можно назвать полнометражным дебютом. Дебют в коротком метре – фильм «Трасса» - тоже был значительным событием в нашем кино, потому что в нем трасса выступала как образный символ Казахстана – геополитическое пересечение дорог с Запада на Восток и наоборот. Следующая картина С. Курманбекова «Аурелен» была не вполне самостоятельной, поскольку пришлось завершать чужой замысел. А вот «Секер» - полностью авторский фильм, тем более, как говорит сам режиссер, историю обретения детей он позаимствовал у своего собственного деда.
С этого фильм и начинается, когда главный герой по имени Курмаш (Болат Калымбетов ) приходит к местному емши – что-то среднее между лекарем и баксы (Нуржуман Ихтымбаев ) – и сетует на то, что в его семье дети умирают, еще будучи в утробе матери. На что емши то ли в шутку, то ли всерьез советует Курмашу сесть на сук дерева и рубить его, а когда упадет – вскочить и бежать по направлению к дому. Ногу он себе, конечно, сломал, но, видимо, это странное действо помогло, и Бог решил послать в дом Курмаша детей. Но опять незадача – родилась у него дочь, и Курмаш вновь пришел к емши. В этот раз тот советует назвать девочку мальчишеским именем и воспитывать ее как мальчика, чтобы обмануть злых духов и защитить ее от сглаза. Вот так и появилась на свет девочка по имени Секер. Таков пролог, а основное действие картины происходит тогда, когда девочке исполняется тринадцать лет.
При просмотре фильма «Секер», невольно вспоминается классическая лента казахского кино «Меня зовут Кожа» Абдуллы Карсакбаева . Когда задумываешься, отчего это происходит, первое, что приходит на ум: здесь и там – детская тематика; второй момент – как будто действие происходит в Советскую эпоху. То ли от того, что директриса школы – русская, то ли от того, что исполняет эту роль актриса Нина Жмеренецкая , и чувствуется преобладание старой театральной школы, то ли вообще эстетика этих эпизодов - советская. В фильме «Меня зовут Кожа» тоже в первой трети фильма показана типичная советская школьная среда, и только после того, как Кожа с другом уезжают, а точнее, сбегают из поселка в горы, открывается совершенно другая жизнь – жизнь казахов на джайляу. По фильму такое изменение среды обусловлено тем, что в горах проводится праздник, а на самом деле думается, что Абдулла Карсакбаев хотел показать истинную национальную казахскую среду – с юртами, дастарханом, песенными состязаниями, конными скачками. То есть режиссер как бы говорит: вот – оседлый Казахстан, созданный русскими – обычный поселок с березками, с советской школой, где все говорят по-русски, а вот настоящий кочевой мир казахов. То же самое происходит в фильме «Секер» - есть очень небольшой школьный эпизод в начале, где директриса школы ругает Курмаша за то, что он воспитал свою дочь, как сына, и требует, чтобы первого сентября он привел в школу девочку, а не мальчика. И есть все остальное пространство картины – в горах на джайляу. Мы вместе с Курмашем и его дочерью движемся от юрты к юрте, любуясь красотами природы. Вместе с ними входим в дом, где Секера с нетерпением ждут на каникулы его три сестренки, одна меньше другой.
Оператору фильма «Секер» Ренату Косай удалось удивительным образом передать красоту нашей природы. Есть кадры, от которых просто захватывает дух, и ты понимаешь, что просто так эти кадры не снять, оператор должен был буквально охотиться за ними. Так оно и оказалось. Сабит Курманбеков после просмотра фильма рассказал, что, для того, чтобы снять эпизод с бабочками специально выезжали в ту местность, где они обитают, и в те сроки, когда их можно застать, а это всего две недели. Особой кропотливости требовали и подводные съемки. Вообще, надо сказать, что за плечами уже признанных мастеров операторского дела – Федора Аранышева , Мурата Нугманова , Хасана Кыдыралиева , Бориса Трошева – вырос яркий художник, высокопрофессиональный оператор Ренат Косай. Два года назад он всех удивил своей работой в фильме «Карой» , которая во многом обеспечила фильму международный успех, а теперь не менее яркая работа в фильме «Секер». Чего стоит один кадр мчащейся на коне девушки, одетой во все белое на фоне синей ночи! Чем-то он мне напомнил более раннюю работу Рената Косая «Северные варвары» . Этот кадр возникает время от времени как отсылка к легенде о девушке, в чью честь названа одна из скал этих мест. Дух этой красавицы обитает здесь и время от времени помогает Секер.
Секер похожа на мальчика не только потому, что у нее мужское имя. Она – старший ребенок в семье и вынуждена помогать отцу по хозяйству. Когда с отцом случается несчастье (браконьеры привязали его к дереву), именно она среди ночи отправляется искать его на лошади. К тому же Секер – хорошая наездница, участница байги.
Здесь хочется немного отвлечься от фильма и поразмышлять о природе женственного начала в кочевой культуре. Что ценилось и ценится в традиционной культуре казахов – решительность, смелость, открытость, достоинство, честь. Это в равной степени относится как к мужчинам, так и к женщинам. В кочевой культуре женщина, если была в этом необходимость, могла стать воином. Не случайно, казахские женщины никогда не носили паранджи. Статус девушки, женщины был настолько высок, и к ней всегда было исключительное уважение, что не было необходимости прятать ее от глаз. В семьях, где не было сыновей, очень часто старший ребенок-девочка одевалась мальчиком и помогала отцу в его мужских делах.
Вот такой образ девчонки с мальчишеским типом поведения и показан в фильме. Все начинает меняться в ее жизни, когда в горы приезжает ветеринар Лена – молодая русская девушка, которая безапелляционно заявляет: «Девушкой быть лучше, чем мужчиной» . Но происходит еще кое-что более важное в жизни Секер – она начинает замечать разницу между мальчиками и девочками. В фильме есть замечательный эпизод – игры в прятки, где «голят» мальчишки, а девочки прячутся. И в этой игре есть что-то загадочно-мистическое, что приближает нас к таинствам этого мира. Секер по привычке играет на стороне мальчишек, но уже в последний раз. Любовь Мурата – такого же сорванца, каким еще недавно была Секер, меняет ее жизнь. Нет более волшебного времени в нашей жизни, чем детство, а в этом удивительном отрезке времени есть еще более магические моменты – обретения себя.
Но поразительная вещь – фильм больше, чем просто локальная история взросления девочки Секер. Это фильм про чудесные вещи, которые происходят с нами в жизни. Еще – благодаря пейзажам, музыке, отображению быта, каким-то еле заметным нюансам в этике, поведении людей, юмору – это картина о нас – казахах. И это узнавание себя – такое же искреннее откровение, как когда-то происходило с фильмом «Меня зовут Кожа». Сабиту Курманбекову удалось сделать поистине национальный фильм – тонко, скромно и волнующе.
Гульнара Абикеева Секер
«Территория кино», 2009
Фото: «Казахфильм»
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Болат Кисамбаев
8 августа 2017, 14:00Отличная рецензия