È

Последний вздох грешника

Последний вздох грешника

Начался второй кинофестиваль авторского кино «Clique Fest». В этом году в конкурсе разные картины: нашумевшие фестивальные фильмы известных режиссеров как Соррентино, Сокуров, Ноэ и менее известные, но все же любопытные документальные и короткометражные фильмы. Программа интересная и разнообразная, география работ широкая, присутствуют все жанры кино, начиная от поэтического эссе («Франкофония» Сокурова) заканчивая мюзиклом («Лондон Роуд» Руфуса Норриса). Хочется поблагодарить организаторов данного фестиваля, так как представленные работы вряд ли у нас выйдут в прокат связи с общей спецификой – узконаправленность, витиеватость, сложность, требующая интенсивного мыслительного процесса и душевное переживание.

Таких же умственных и душевных усилий требует фильм-открытие нынешнего фестиваля «Молодость» итальянского режиссера Паоло Соррентино.

Фильм-участник основного конкурса 68-го Каннского кинофестиваля и Международного кинофестиваля в Торонто рассказывает об отдыхе в живописном месте, расположенном у подножия Альп двух пожилых друзей, представителей интеллигенции: Фрэд – известный дирижёр, маэстро, оставивший суету мира и отдыхающий от сочинительства (в великолепном исполнении Майкла Кейна) и Мик – некогда прославленный кинорежиссер, пишущий сценарий для своего фильма-завещания (роль блестяще сыграл Харви Кейтель) уже полвека дружат, смеются над собой и дивятся красоте и несправедливости этого мира. Это лето они проводят на альпийском курорте, где любовные переживания уже взрослых детей, случайно подсмотренные драмы и откровения далекого прошлого навсегда изменят судьбы друзей.

МолодостьСоррентино в своем новом фильме продолжает линию поиска красоты в повседневных, обычных, а временами даже отталкивающих и уродливых вещах. Казалось бы, пожилые люди, высокомерные богачи, тщеславные звезды – где здесь эстетическая, нравственная красота, молодость? Но, нет. Именно на таких контрапунктах и строится основная драматическая концепция и драматургическая конструкция фильма. Если в прежних работах режиссер акцентировал свое внимание скорее на внешние проявления, как, например, в фильмах «Великая красота» или «Изумительный», то в этой работе его взор задевает и внутреннее мироустройство героев. Все они - пожилые богачи, которые устали от работы, мира и жизни в целом, и теперь ведут праздную жизнь в шикарном «пансионате». Физическое декадентство непоправимо ведёт за собой и душевную деградацию. Кто-то, имея прекрасную жену, все равно «снимает» каждый день девушек лёгкого поведения, кто-то беспрерывно занимается чревоугодием, некоторые предают своих близких и друзей. Творятся уродливые вещи на внешне спокойном, тихом курорте. И все это доводится до такой концентрации, что через продолжительное экранное время потихоньку начинаешь отыскивать некую красоту в этой старческой вакханалии. Всех становится жалко. Усиливается чувство тем, что люди все понимают: и то, что они грешат, и что они уродливы и недостойны этой жизни. Но им ничего другого не остается, и они развлекаются, как могут, используя (как название фильма-завещания Мика) «последний день жизни». «Молодость» - последний вздох грешника, осознающий, что его жизнь прошла зря и бессмысленно.

МолодостьСоррентино придерживается своего прежнего стиля повествования и конструирования: глянцевое изображение, клиповые вставки, обильное использование музыки, блестящие операторские трэвеленги Лука Бигацци, акцент на сильную актёрскую игру. Однако блистательная актерская школа в лице Кейна и Кейтеля втиснута в итальянскую режиссуру: Паоло не дает разгуляться своим лицедеям, «отрубает» кадр и то показывает панораму местного пейзажа, то вклеивает музыкальные вставки. Временами это раздражает. Всё самое интересное вырезается, ничего не показывается до конца. Это-то и основной минус фильма: не ощущается цельности, монолитности, все как-то неспокойно, неустойчиво, хрупко. Также есть пара элементов, которые выпячиваются и даже в конце фильма не сглаживаются. Это, например, история жены главного героя Фрэда. Также есть пара персонажей, цель которых в фильме не ясна, зачем они нужны в фильме, непонятно. Без них вполне можно было обойтись.

Вообще, все дело в скуке: все-таки трудно удержать внимание зрителей, когда ничего не происходит. Драматургической динамики как токовой нет. Есть разные отвлекающие, занимательные истории, интересные операторские находки, временами любопытная режиссура, величие задействованных актёров. Данные элементы, сливаясь, и спасают фильм от невнимания зрителей. В итоге остаётся осадок неясности и потерянности.

МолодостьНо это все неважно. Важна тема. Раньше режиссера интересовали проблемы красоты. А что является непременным её атрибутом? Ведь, основополагающая часть, корень красоты – это молодость. Именно в молодости мы постигаем красоту. Теперь режиссёр задаётся новым вопросом: что же такое молодость? Пытается ответить на этот философский вопрос посредством фильма, и, кажется, находит ответ: молодость – это перманентная, глубоко внутренняя субстанция, не зависящая от внешних условий. Для него молодость – это душа. И данный фильм - ода нестареющей человеческой душе, ода вечной молодости.

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

12 Октября, 2018

В Алматы пройдет пятый фестиваль авторского кино Clique

Показы пройдут в киноцентре «Арман»

Brod.kz

Рецензии

16 Ноября, 2015

«Любовь» Гаспара Ноэ: теперь мы видели всё

На кинофестивале Clique показали фильм Гаспара Ноэ «Любовь».

Flyin_Hi

Мировое кино

26 Июня, 2018

«Король воров»: выбирайте только правильных людей

Экранная история о невероятном похищении в апреле 2015 года

Базаралы Жанаков

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Марчин Дорочиньский

Актер

Джейми Дорнан

Актер

Шон Эллис

Режиссер

Кристоф Канар

Актер

Ноэми Шмидт

Актер

Патрик Ридремон

Актер

Кристоф Фавр

Актер

Ивонн Граделе

Актер