Венера Нигматулина: «Мне не хочется ограничивать себя рамками актерской профессии»
Давно никто не говорил о казахстанском кино так откровенно, как это сделала в интервью специально для Brod.kz известная актриса Венера Нигматулина. Она рассказала, почему не смотрит отечественные картины, почему ей больше не претит театральная условность, а также о том, что до сих пор откликается на имя Мадина и как ищет себя.
- Казахстанское кино вчера и сегодня? Какие изменения в нем? Не только технологические, но и сценарии, режиссерская и актерская школы?
- Мне сложно однозначно говорить на эту тему. Я перестала следить за тем, что происходит в казахстанском кино, после ряда так называемых премьерных показов. Чувство горечи, разочарования и неловкости…
Вы возразите мне, что я, мол, не просмотрела все казахстанские «шедевры»! А мне и нет необходимости все их видеть, я наблюдаю общую тенденцию…Я не киновед и не собираюсь детально анализировать все составляющие этих поделок, я смотрю как зритель, ну, немного, искушенный…
Впечатление такое, что понятие «Кино» подменено каким-то суррогатом. Зрителя кормят какой-то бодягой, непонятного происхождения. Внешне все как будто соблюдено: кинозал, экран, что-то на экране движется, даже зрители есть и, конечно же, понты! Хочется кричать: «Люди!!! Кино – это серьезное творчество! Этим должны заниматься профессионалы! Ну, или, талантливые самоучки!» Но наотмашь бьет непрофессионализм от этих полнометражных поделок.
За время работы ежегодного Алматинского Международного кинофестиваля молодого кино и дебютов «Звезды Шакена», который я организовала и возглавляла долгое время, мне довелось просмотреть огромное количество фильмов разных жанров из разных стран мира, присылаемых для участия в программе фестиваля. Задача фестиваля «Звезды Шакена» заключалась в подготовке и поддержке талантливой казахстанской молодежи и создание условий для профессионального роста молодых отечественных кадров и интеграции их творчества в мировой кинопроцесс. И мы упорно работали над этим.
Каждый год самым уязвимым местом была программа казахстанских фильмов. Мелкотемье, некая гражданская инфантильность, аморфность, претензия на «национальное кино», либо низкопробные «прихехешки» - вот далеко не полный перечень эпитетов, которыми можно охарактеризовать основное количество отечественных фильмов. «Кризис жанра»?! Но в то же время молодые кинематографисты из разных стран представляли свои фильмы, где поднимались серьезные глобальные общечеловеческие вопросы. И раскрытие этих тем было на добротном профессиональном уровне.
Умение мыслить, чувствовать, понимать и грамотно раскрывать тему, сопереживать и находить свой индивидуальный стиль профессиональной подачи материала - одни из составляющих успешного фильма. Это то, чего я не наблюдаю в современных казахстанских киноподелках. Мне это напоминает детские попытки сыграть во взрослые игры. Время идет, техническое оснащение кинопроизводства улучшается, а «воз и ныне там».
Но ведь в «анамнезе» отечественного кино есть достойные работы! Есть все предпосылки для успешного развития! Но где же оно, отечественное киноискусство?
- А как оцениваете зрителя? Иногда создается впечатление, что зрителей закармливают дешевым юмором, а им другого и не надо. В прокате выстреливают в основном комедии. Или, может, у нас не снимают «умное» кино?
- Ситуация из недавнего прошлого. В зале кинотеатра сидело, вместе со мной, «полтора человека». Шел фильм «Лучшее предложение», получивший несколько престижных кинопремий. Через 20минут, громко выругавшись за потраченные зря деньги, зритель ушел. В соседнем зале был аншлаг! Море кока-колы и килограммы поп-корна поглощались под летающую на экране железяку. Причем большинство сидящих в том зале уже давно вышло из детского возраста!
Мне не хочется брюзжать о примитивных вкусовых пристрастиях основной массы наших зрителей, но, как показывает опыт, люди легко поглощают «прихехешные» и «гламур–няшные» киноляпсусы! Зажует зритель этакое кинцо фаст-фудом и тут же, как от переваренной пищи, легко избавится.
«… Еще в первом веке нашей эры Гораций сказал, что искусство должно не только развлекать, но и обучать! Только развлекать, ничему не обучая, или, наоборот, только учить, не развлекая, – сомнительная затея…»
Питер Гринуэй
- Венера, сейчас вы заняты работой над несколькими проектами? Расскажите, с чем они связаны?
- Мне не хочется ограничивать себя рамками актерской профессии. Я уже давно расширила границы своих притязаний, и мне нравится самой организовывать творческий процесс.
Полным ходом идут репетиции мюзикла «Три дома окнами во двор». Несколько показов спектакля будут представлены во Дворце Республики 5 и 6 октября.
Продолжаю нарабатывать опыт работы продюсером. У меня уже было в этом качестве нескольких игровых и документальных фильмов, в том числе и фильм «Кто Вы, господин Ка?», игровой полный метр, производства киностудии «Казахфильм» 2009 года. Сейчас работаю над созданием сиквела отечественного фильма «Родные степи», снятого на киностудии «Казахфильм» в 1981 году. Это проект о судьбах людей, живущих в провинции, о возвращении к истокам, о дружбе, об уважении друг к другу, о неразрывной связи поколений и о том, что хорошо там, где мы есть…
Мне нужно закончить пьесу на двоих актеров. Это история двух взрослых людей - мужа и жены. Своего рода летопись угасшей любви. Когда и как из жизни двоих исчезают чувства.
И еще в моей жизни появилось новое направление. Меня стали приглашать за пределы республики, туда, где есть русскоговорящая публика. На этих встречах мы говорим о том, как сохранить жизненную энергию.
А все начиналось с вопросов, как же мне удается в моем возрасте то-то и то-то. И постепенно это стало выливаться в системность.
А вообще, я учусь! Самообразование для меня - процесс перманентный. Учусь жить с радостью, учусь делать качественным каждый свой день, учусь не разлюбить людей, учусь понимать скрытые смыслы происходящего, да, многому учусь… Это настолько увлекает и затягивает, что боюсь окончательно потерять интерес к основной профессии.
- Скоро состоится осенний показ мюзикла. Как проходит подготовка? Что вы ожидаете? И готов ли казахстанский зритель к мюзиклам?
- Жанр мюзикла, одного из самых сложных и своеобразных, в нашей стране – область целины. Это особый жанр, где органично сочетаются драматическое, вокальное, хореографическое искусства… Наш зритель уже имел возможность увидеть отечественные музыкальные постановки: мюзиклы в «чистом виде» и фольклорные музыкальные проекты, оперетты, зарубежные мюзиклы.
«Три дома окнами во двор», по моему мнению, - уникальный проект. Думаю, что могу назвать его спектаклем Бродвейского типа. А наш зритель не избалован такого уровня постановками.
В данное время идет подготовка к осенним показам. Я, как и весь коллектив, создатели и участники спектакля, ожидаю огромного удовольствия от участия в этом проекте. И, конечно, надеюсь, наш зритель получит мощный энергетический жизненный заряд от спектакля!
- Вечные споры между кино и театром. Что ближе вам? Подмостки или камера?
- «Вы любите театр, как люблю его я? То есть всеми силами души вашей?...», - вопрошала героиня Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра» И на момент просмотра этого фильма, я отвечала ей, сидя по другую сторону экрана: « Я люблю кино!»
Мне всегда претила театральная условность. Я считала, что только кино передает максимально достоверность, полноту и нюансы чувств и жизни, пока сама не ступила на театральную сцену. Это совершенно разные ощущения: беспристрастная камера и живой отклик зрителя. Я, заядлая киношница, открыла для себя мир театра. Когда стоишь на сцене, то ощущаешь всеми фибрами души настроение в зрительном зале! Мгновенный живейший отклик на все происходящее на сцене. Именно театр - лучший тренинг для актера! Здесь не спрячешься за монтажем как в кино! И что еще мне очень нравится - это возможность оттачивать с каждым спектаклем исполнение своей роли. Если в кино, после выхода фильма на экран, ничего уже невозможно изменить, то театр дает тебе такую возможность. И это позволяет совершенствоваться в профессии!
- Шлейф Мадины Умаровой из «Перекрестка» вас преследует до сих пор? Все-таки это был, можно уже говорить, «культовый» сериал?
- О сериале « Перекресток» я могу говорить очень долго! Это пять лет непрерывной работы, огромный опыт работы на творческом конвейере и бешеный успех!
Это неожиданная для меня популярность и оставшиеся самые теплые воспоминания об этом проекте. «В Казахстане запущена ракета! И это первый многосерийный, 465 серий плюс два игровых ремейка на фильмы мэтра казахского кино, Шакена Кенжетаевича Айманова, сериал «Перекресток», - писали в английских газетах того времени. Работу над сериалом начинала английская группа, обучившая, впоследствии, отечественных специалистов способу производства такого рода проектов.
Помню, мы, артистки кино, довольно прохладно отнеслись к предложению работать в «мыльной опере». Падчерица жанра, считала я, но 90-е годы не оставляли выбора.
При первой встрече с английским продюсером меня спросили, готова ли я сотрудничать чуть ли не всю жизнь? Я восприняла это как шутку и ответила с улыбкой: «Конечно!» Но, как оказалось, наши английские продюсеры имели намерение «переплюнуть» «долгожителя» ТВ, очень популярный в те годы американский сериал «Санта Барбара», действие которого разворачивалось на экране телевизора в течение 10 лет.
Мне вручили листок с описанием характера моей героини. Я начала читать: «Старая дева, синий чулок, некрасивая, закомплексованная учительница музыки, лишенная вкуса женщина, которую младшая сестра учит жизни и т.д. и т.п…» Я ахнула: « Вы меня такой видите?!» На что продюсер, улыбаясь, воскликнул: «Да!»
Тогда я предложила свою трактовку образа Мадины Умаровой, и мы договорились с продюсером попробовать. В результате моей героине в первых же сериях сломали руку, чтобы она уже не брала в руки скрипку, быстро записали её в секцию каратэ и, в итоге она уже сама устраивала свою жизнь, добивалась расположения мужчин, строила козни и плела интриги! Но в конце сериала моя героиня имела статус положительной героини. Зрители полюбили «Перекресток» и приняли настолько, что ассоциировали актеров сериала с их экранными героями, это имело часто курьезные последствия! И до сих пор везде, где бы я не появлялась, меня встречают радостным восклицанием: « О, «Перекресток»!» И когда меня называют Мадиной, я откликаюсь.
- И «Перекресток», и «Три дома окнами во двор» много рассказывают об Алматы и жителях. Есть то, о чем вы скучаете, вспоминаете из той Алма-Аты?
- Я родом из моей Алма-Аты! Я родилась в городе, где «Деревья были большими», где было много солнца, синего неба, ослепительно белых горных вершин и огромных роскошных цветов. В моей памяти навсегда останутся запах роз и яблок, вкус мороженого, шипение газировки, игривый шум прозрачной воды в арыках, веселый звук трамвайчиков и добрый, улыбчивый, особый народ – алма-атинцы…
Каждое время прекрасно по-своему, но что-то трогательное, доброе, искреннее, красивое, что было присуще только нашему любимому городу, утеряно навсегда!
Но я - неистребимая оптимистка! И мне хочется верить, что новые поколения жителей моего любимого города и моей любимой планеты Земля будут руководствоваться в своих жизненных решениях доводами разума и любви!
Первые показы рок-мюзикла «Три дома окнами во двор» состоялись еще в начале этого года. Было неожиданно увидеть вас на сцене, как поющую артистку. Был ли у вас ранее опыт пения? Или работы в мюзикле? Насколько было сложно играть, петь и одновременно танцевать?
Очень лестно было получить предложение участвовать в подобном проекте! Мне трудно назвать себя «поющей», поэтому спасибо за комплимент! Принимаю его как аванс!
Когда-то в школе, во время подготовки концерта к празднику Великой Победы, я сделала попытку спеть на сцене. Песня «Журавли», о душах погибших на поле боя солдатах, заставляла трепетать мое детское сердечко. Мне казалось, что я передам этой песней всю свою благодарность защитникам нашей Родины. Я пропела перед комиссией и замерла, ожидая оваций. Минута, вторая, третья… В зале повисла тишина. И вдруг один из организаторов концерта беспощадно громко выкрикнул: «Венера, ты, конечно, душевно поешь, но у тебя нет ни голоса, ни слуха! Так, что не пой больше никогда!»
Это приговор я исполняла много лет. Но вот однажды я подумала: «Ну, почему нет?» И записала, сначала одну песню, потом другую, не претендуя на высокий вокал, позиционируя это как актерское пение.
«…Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого!», - писал Паоло Коэльо.
И, о Чудо! Я получила предложение от писателя, поэтессы, руководителя продюсерского центра KS production Карины Сарсеновой на участие сразу в двух мюзиклах. Для меня это был новый жанр, интригующий раскрытием новых граней. Это огромное удовольствие и подарок актеру - сочетание актерской игры, танца и пения в одной роли! И я вошла во вкус.
Поэтому с радостью приняла предложение участвовать в мюзикле «Три дома окнами во двор». Талантливая команда создателей этого спектакля покорила меня с первых же репетиций.
Ильяс Аутов, лидер группы Motor-Roller, написал замечательные песни, всколыхнувшие самые сокровенные струны души. Антон Митнев, Дмитрий Скирта – авторы, режиссеры и актеры спектакля, заражают своим творческим энтузиазмом. Константин Дихнов - руководитель замечательного шоу-балета Blockbuster, хореограф-постановщик мюзикла, сумел великолепно языком танца передать атмосферу спектакля.
Профессиональные актеры вместе с новичками, прошедшими строгий отбор для участия в мюзикле, выкладываются по полной. Единый коллектив создает мощный энергетический посыл, и зритель это чувствует.
После первых показов спектакля, я получила большое количество восторженных отзывов. Не думаю, что это были просто комплименты вежливости.
- Что еще важного происходит сейчас в Вашей жизни?
«Человек в определенном возрасте становится некой сущностью. И с этого момента она, - сущность, начинает перемещаться с места на место в поисках представления о вечности...» (Иосиф Бродский)
С наступлением «нежного периода мудрости», так я отвечаю на вопрос о своем возрасте, я очень остро ощутила жизненный смысл высказывания Бродского. И дело не в географии. Желание открывать все новые бесценные грани жизни, движет мною. Я много путешествую. Наблюдаю. Думаю. Если бы я была писателем, то из-под моего пера вышло бы огромное количество путевых заметок.
Когда-то давно в Дельфах был храм, на фронтоне которого располагалась надпись: «Познай самого себя». Философ Сократ говорил, что с этого начинается человеческая мудрость. Но что же мы можем реально познать в отношении самих себя? Если бы мы снимали на пленку всю свою жизнь, не только избранные моменты во время выходных или отпуска, а вообще все подряд, а потом стали просматривать, то получилось бы удручающее зрелище. Бессмысленные, пустые дела, глупые увлечения, напрасные переживания, погоня за какими-то миражами, жестокое и равнодушное отношение к ближним. И как часто мы сами себе признаемся, что, начнись жизнь сначала, мы во многом поступали бы уже совершенно иначе.
Мы все время куда-то спешим и в итоге даже не замечаем, что жизнь-то проходит мимо нас, что мы все время находимся где-то, но так, как будто вовсе и не живем, что мы все время что-то приобретаем, но не имеем чего-то самого главного. Так чего же мы от жизни хотим?
Думаю, любой согласится со мной: все мы хотим счастья. Одни видят счастье в материальном достатке. И вроде бы все мы понимаем примитивность такого подхода к жизни, но кто из нас не искушался мыслью: «Будь у меня чуть больше денег, я бы не знал столько бед!» Другие ищут славы и популярности, третьи – карьерного роста, власти и рычагов влияния на других, четвертые же полагают, что счастье в чувственных наслаждениях. Есть такой афоризм: «Молодые страдают от неудовлетворенных желаний, а пожилые – от того, что их желания в молодости исполнились».
Один из героев фильма «Место встречи изменить нельзя» спрашивает Володю Шарапова, счастлив ли он. А затем, не дождавшись от растерявшегося Шарапова ответа, говорит, что, когда он был молод, то тоже был счастлив, но чем старше он становился, тем это счастье все уменьшалось и уменьшалось, пока, наконец, не превратилось в совсем маленькую частицу. Мне же необходимо научиться приумножать с годами ощущение полноты и радости жизни!
Пытаясь взять от жизни все, как предлагает нам вездесущая реклама, мы в конечном итоге все и теряем: здоровье, наслаждение жизнью, чувство гармонии.
Одна исследовательница совсем недавно проанализировала, о чем больше всего сожалеют умирающие. Оказалось, что многие жалеют, что потратили большую часть своей жизни на однообразный труд для добывания средств к существованию. Раньше они считали, что материальный достаток сделает их жизнь более счастливой, и ради этого они пренебрегали теми, кого любили, забывали о раскрытии талантов, данных лично им. Они подстраивались под внешние стереотипы и забывали о созидании своего внутреннего мира. Жизнь прошла как сон, и подлинного счастья они так и не испытали.
Есть, конечно, в жизни более высокие цели, которые вдохновляют и радуют, например, творчество, деятельная любовь к другим людям. Или, как еще говорят, желание «оставить о себе добрую память», найти «смысл жизни в детях» и т.п.
Однако люди, причастные к серьезному творчеству, хорошо понимают неполноту и предел этому.
В истории осталось много ярких примеров тех, кто отдал все силы на свое внутреннее развитие, интеллектуальный и культурный рост, на раскрытие своих творческих талантов, став известными, знаменитым и богатыми, в итоге страшно разочаровывались и приходили к жизненной трагедии.
«Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам…»,- сказал Шекспир, устами Гамлета. Так вот, я стремлюсь прикоснуться к стопам величайших истин. Хотя, если верить в теорию, что в этом мире одномоментно существуют абсолютно разные дискретные уровни интеллекта жизни, то может статься, те, кого мы называем высшими силами, не что иное, как более высокий уровень интеллекта. И возможно, я так и не смогу к ним приблизиться и понять в этой жизни. Но я не остановлюсь в своих поисках.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий