II Almaty Film Festival: рецензия на фильм «Должно быть это рай»
В конкурсной программе II Международного фестиваля Almaty Film Festival принимает участие картина постановщика Элии Сулеймана «Должно быть это рай», чей показ состоялся накануне.
Толпа религиозных фанатиков со свечами и в торжественных одеяниях, распевая гимн, направляется к большим вратам. Во главе - епископ, который приказывает открыть стоящую перед ним закрытую дверь. В ответ слышится голос человека, который обсмеивая религиозного батюшку, оставляет дверь закрытой. Тогда епископ церемонно снимает свой головной убор, засучивает рукава и вламывается в дом через черный ход... С такой абсурдной и одновременно метафорической сцены начинается новый фильм палестинского режиссера Элии Сулеймана «Должно быть это рай». В этой артхаусной картине он также сам играет в главной роли.
Главный герой - палестинец родом из Назарета. От Парижа до Нью-Йорка он путешествует в поисках финансирования своей новой картины. Каждый раз он встречает людей, которые напоминают ему о родине. И каждый раз он задается вопросом: «Где же то место, которое можно назвать своим домом?».
Элиа Сулейман - художник, наблюдающий за происходящим вокруг него хаосом отстраненным взглядом, держа дистанцию и не сливаясь с толпой. Здесь возникает вопрос: «В центре ли он? Он ли главный герой?». Он следит за садовником, поливающим его дерево каждое утро, наблюдает за отношениями его соседей - отца и сына, которые сидя на соседних балконах, проклинают друг друга, за угрожающими мусульманами, которые требуют от официанта компенсации за принесенную их сестре курицу с добавлением вина: женщина не должна прикасаться к алкоголю! Он видит, как машина скорой помощи останавливается у бомжа, лежащего на тротуаре, и щедро одаривает его едой, присматривает за нью-йоркской активисткой, которая, надев крылья, демонстрирует обнаженную грудь, раскрашенную в цвета палестинского флага в Центральном парке.
Картина лишена прямолинейного сюжета, его даже нет. Все, что было увидено на экране - жизненные наблюдения самого режиссера, плавно влившиеся в артхаусное, фестивальное кино. Главный герой за весь фильм произносит всего пару реплик. Полтора часа он молчал и сохранял безмолвие по отношению ко всему происходящему. И это его своеобразный мирный протест против агрессии современного человека. У него нет никакой оценки окружающего мира, его молчание дает зрителю шанс, пространство и свободу оценить все самим.
Как и сам главный герой, фильм очень хрупкий, интеллигентный и с тонким юмором. Картина отличается тем, что она ненавязчива, далека от политических идей: в ней нет войны, не повествуется о многовековом страдании палестинского народа. В одной из сцен француз, отказывая режиссеру в финансировании его проекта, сказал: «Мы очень вас уважаем, и проект у вас замечательный… но поймите правильно, он какой-то слишком уж не палестинский! Словно это могло происходить в любой стране».
Элиа Сулейман, наблюдая за происходящим абсурдом, не теряет вкус жизни. Хоть он и отдален, но во взгляде чувствуется его озорной интерес ко всему. Сцена в Париже: он видит изящных и разных женщин, но не показывает свою заинтересованность, лишь жадно созерцает их. И вся эта живописность передана настолько красиво… Пейзажи, ландшафты, общие планы, геометрическая составляющая кадра, хорошо подобранные ракурсы, - одним словом, отличная операторская работа, давшая возможность зрителю получить удовольствие от красоты, которой наслаждается главный герой.
Картина «Должно быть это рай» (It must be heaven) снята в 2019 году, премьера состоялась на Каннском кинофестивале. В 1996-м первая картина Элии Сулеймана «Хроника исчезновения» получила приз за лучший дебют на кинофестивале в Венеции, в 2002 году его «Божественное вмешательство» — приз жюри в Каннах.
Данель Амрина
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий