Двойная оптика кинопрограмм VII Форума «Умут»
В столице Кыргызстана с 6 по 10 ноября 2019 года прошел VII Форум Молодого кино стран СНГ «Умут». Симптоматика этой киноплощадки такова, что через короткометражные работы она передает чувства молодежи и тем самым предвещает кинематограф завтрашнего. Порадовало, что три короткометражки из Казахстана были на высоте этой температурной кривой нового кино в международном конкурсе и вполне заслуженно получили одни из главных двух призов: за лучшую режиссуру - Самгар Ракым с фильмом «С дипломом в аул», и награду оператору Айгуль Нурболатове за работу в фильме «Воздух». Но разговор как раз о температурной шкале всей программы форума. Ведь для того, чтобы понять время, в какое мы живем, нужно узнать, каким настроением проникнута та или иная картина в отдельности и что заставляет болеть само поколение «детей независимости» в общем.
Показы и мероприятия были посвящены юбилею легендарного актера Суйменкула Чокморова, чьи высеченные образы в культовых картинах: «Выстрел на перевале Караш», «Лютый», «Седьмая пуля», «Джамиля» и другие - связывают одной цепью его творчество со всеми странами на постсоветской территории кино. А фильм-открытие российского режиссера Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске», показанный в этом году в Каннах, словно задал зачин будущей программе. Ибо тема глубинки, маленького человека, его выхода из своих скованных обыденностью границ во весь обхват бесконечности и безбрежности чувств самой страны, стала определяющей в программе конкурсных лент.
К моей белой и черной зависти - конкурса два. Один – международный, другой - национальный. Почему зависти, потому что в Казахстане национальный конкурс теряет свои площадки. У начинающих отечественных кинематографистов не остается своей территории, где как можно полно были бы представлены все движения и особенности, как национальных киношкол, так и студийных работ страны. Ведь в свое время именно площадка «Смотри по-новому» дала жизнь поколению «постволновцев» в Казахстане, а кинофестиваль «Дидар» обозначил в отечественном кинопространстве следующее поколение «детей независимости». Сегодня эти площадки утеряны, а те, которые работают по несколько лет – «Бастау», «Ушкын» (надеюсь, «Байконыр» выстоит), срезают национальную программу в угоду международному конкурсу. А здесь на «Умут» национальное и международное объединились даже в оригинальном раскладе выбора жюри. Интересно, что международный конкурс оценивали мэтры кыргызской кинематографии во главе с председателем Эрнестом Абдыжапаровым («Боз салкын»), а национальный конкурс кыргызских работ - международное жюри во главе с другой знаковой фигурой таджикского кино Сафаром Хакдодовым.
Объединенной территорией конкурсов стало историческое здание бишкекского Дома кино с еще сохранившимся духом времени и традиции единой кинематографической школы.
Но так ли традиций?
Национальный конкурс – жизнь без прикрас
Мой личный интерес был направлен в сторону вопроса – а формируется ли в новой среде кыргызского кинематографа свой стиль, чем похожи или не похожи они с работами наших молодых.
Приятно удивлена была интересом режиссеров к документальному кино. Если у нас документалистика до сих пор и в среде начинающих кинематографистов - не в фаворе и на остаточном уровне, то большинство работ национального конкурса - документальные ленты. И что примечательно, именно они смотрелись куда наэлектризованнее игровых картин, поднимая довольно смело острые проблемы современного общества.
Например, фильм «Анкер» режиссера Санжара Осмонбекова (специальный приз). Фильм вышел за границы описания будней людей в ремонтной мастерской в сторону образа хранителей времени. Через сложную съемочную работу внутри маленького помещения, охвата деталей, пространства, работы рук мастеров, их размышлений, и показа самого механизма часов авторы ленты словно улавливают образ прошлого, по словам одного из героев: «утраченной сегодня теплоты человечности».
Или фильм Ad Astra Айши Султанбековой, в котором, вопреки природным катаклизмам, отсутствия нормальных условий обучения и школьного быта, встает мощная воля учителя, ежедневно ведущего за собой через реки и снега вереницу маленьких школьников.
Картина «Далеко» Айназ Турдуматовой (специальный приз) обращена к проблеме детей без родителей, уехавших далеко на заработки. Больно следить как на протяжении истории дети общаются с родителями виртуально по сотовой связи. Потерянная связь с родителями стала и главной темой игровой короткометражки «Выходные Кеку» Дастана Малдабекова (приз за режиссуру).
А вот поиском оригинальной формы нужно отметить работы мастерской Ш.Джапарова. Остро и оригинально смотрелась документальная «Она» Жамийли, и игровая лента Даниила Рея «Млн подписчиков назад» в духе «Расемона» в неонуаровской манере, интерпретирующая несколько раз историю одного убийства.
Гран-при получила документалка «Аяна» Айданы Топчубаевой, где, словно в продолжение разговора о времени в «Анкере», благодаря непокорному характеру маленькой героини, мечтающей стать профессиональной спортсменкой по кокпару, режиссер рисует отдельными сценами-мазками образ будущего страны – волевой, непокорной, целеустремленной маленькой красавицы.
Самоценность что-ли работ этой программы прежде всего заключена в какой-то почти грустной правдивости и достоверности. Ребята не прибегают к пафосу, не смягчают пейзажными красотами, они ничего не выдумывают, а изображают жизнь без прикрас, выносят проблему, которая горит характером и эмоцией самих авторов.
Международный конкурс – ясность духа и бодрость формы
Главный приз за «Лучший фильм» в международном конкурсе получила азербайджанская картина «Стулья» Орхана Агазаде. История интересна почти молчаливой борьбой природы чувств, закованных в традиционном семейном деревенском укладе. Мужчина и женщина, стиснутые стульями, на которых перевозят своих стариков-командиров, боятся даже посмотреть друг на друга. С каким-то природным страхом они сидят рядом, не глядя, почти в ожидании, что чья-то рука, чей-то знак, подобно свету фонаря, сбросит их оковы.
Тот же конфликт условности догматичного отношения к природе «мужского и женского» только в пространстве современного мегаполиса стал главным и в короткометражке казахского режиссер Амира Аменова «Холодной летней ночью».
Лента «На границе» Искандара Усмонова (Таджикистан), сделанная легко с лукавым юмором и каким-то таджикско-кыргызским колоритом, говорит на двух, а по сути обращается к зрителям на более языках через все границы к общности человеческих ценностей.
Работа «Воздух» режиссера Айжан Касымбек с помощью скрупулезного детального отслеживания камеры ежедневного рутинного ухаживания внука за больным дедом заставляет чуть ли не физически ощутить изматывающее состояние героев. Но финал, где седовласая голова деда с черноголовым внуком на полу повернуты друг к другу (так вспомнился финал аймановского «Земли отцов»), словно поет гимн человеческому сердцу, победившему всю тяжесть груза и напряжения от усталости.
Но, пожалуй, самыми самобытными по киноязыку и оригинальными по манере высказывания выглядели в этой программе две работы: из Алтая «Изгородь» Михаила Кулунакова и из Казахстана «С дипломом в аул» Самгара Ракыма.
В «Изгороди» история старика, прощающегося с детьми, до шаманизма метафизична. Режиссер вместе с оператором и актером словно магнетизируют ассоциативным монтажом образов с тенгрианскими возвращениями к земле и небу. Ибо дети со своими исповедями приходят к нему не в реальности. И он сам, словно созерцающий, страдающий дух, невидимо по тропинке, открывая двери, приходит к свои чадам, у которых не так все хорошо. Прелесть фильма заключается в его какой-то двойной оптике – реальности и ирреальности происходящего; в двойном видении пространств: где старик глядит на мир своих детей словно из глубины своей жизни и человеческого сострадания.
Уже сама манера, в которой рассказана картина «С дипломом в аул», своеобразна, а потому свежа. Она выстроена из небольших сцен приезда молодого дипломированного специалиста в аул, представляющих шаржи на отдельные жанровые эпизоды: от народного ситкома, драматургических повторений «Дня сурка», зомби-ужастиков и даже до апрымовской «Конечной остановки». Одни из них незабываемы по своему довольно смелому юмору, в фокусе которого слышится почти язвительная усмешка в сторону закостеневшего общественного договора, где тщеславному начальнику поет дифирамбы его ленивый и охочий до тоев народ, другие - по своему ужасу, ведь исчезающие каждое утро люди в ауле образно можно трактовать очень свободно.
Фильмы международного конкурса остались в памяти своим горячительным настроением. Ведь там, где решают сила, глупость или страх, это уже победа, что молодое поколение, каждый по-своему, размышляют о реальности, и в конечном счете этот конкурс стал, как мне показалось, выше среднего температурой молодого духа на бессмыслицу, боль окружающей действительности, победой их правды над условными и неработающими внешними и внутренними границами нашей жизни.
Взволновало и то, что вопреки превалирующим сегодня тусовочным разговорам вокруг кино, вопреки творческим амбициям внутри, здесь, на Форуме «Умут», складывалось ощущение круговой поруки кинематографического братства. Потому что на одной площадке объединились как начинающие кинематографисты стран постсоветского пространства – раз, так и без менторства, поучения общались и мудрый стар, и смелый млад - два. А три – в рамках программы Форума прошел круглый стол, организованный киноведом и арт-директором Форума Гульбарой Толомушевой, с целью объединения фестивального кинодвижения стран постсоветского пространства в едином интернет портале. Вот такая двойная кинооптика!
Инна Смаилова,
кинокритик, член жюри Национального конкурса «УМУТ»
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий