È

Режиссер Ермек Турсунов заявил о коррупции в ГЦПНК на сотни миллионов тенге

Режиссер Ермек Турсунов заявил о коррупции в ГЦПНК на сотни миллионов тенге

Казахстанский режиссер и сценарист Ермек Турсунов заявил о коррупции в Государственном центре поддержки национального кино (ГЦПНК). Об этом он написал на своей странице в Facebook.

«1 ноября 2019 года НАО ГЦПНК (госцентр поддержки нацкино) на портале госзакупок подписало договор номер 69 с ТОО «Евразия Фильмпродакшн» в лице директора Ахметгалиева Нурлана Булатовича. Отчества председателя Центра поддержки кино и директора данного ТОО совпадают неслучайно. Это родной брат Г.Б. Сарсеновой – председателя Центра. Договор был подписан на сумму 380 миллионов тенге. Деньги были выделены. Сделаю лишь одну ремарку: режиссером и продюсером «Нартая» также является сама Сарсенова.

Присутствует во всем этом действе щекотливый момент об этике госслужащего. Другими словами, г-жа Сарсенова по идее должна была взять самоотвод и заняться своим проектом или же отказаться от него и остаться в кресле председателя Центра», - пишет Ермек Турсунов.

По его словам, «ни и то, ни другое сделано не было». И это он оставил «на совести г-жи Сарсеновой».

«10 декабря 2019 г. по документам договор был исполнен. Отчеты сданы. Деньги были успешно освоены. Однако и тут не все безупречно.

На следующий день, когда деньги поступили на счет ТОО «Евразия», 347,5 миллионов тенге были перечислены на личный карточный счет Гульнары Булатовны. Причем перечислены с формулировкой «возврат финансовой помощи». Хотя эти деньги имели целевое назначение и там нет ни слова о «финансовой помощи». И напомню – это бюджетные деньги. Несмотря на это, отчеты были без вопросов приняты в министерстве», - продолжает режиссер.

Ермек Турсунов вспоминает, что «25 мая Сарсенова выступила с пламенным воззванием в СМИ».

«В нем говорилось о том, что в такой тяжелый момент истории надо быть патриотами страны и демонстративно вернула 380 миллионов тенге. Через какое-то время Гульнара Булатовна, видимо в пылу патриотических чувств, добавила к тем 380 миллионам еще 40 миллионов…

Что-то мне подсказывало, что за этим «аттракционом невиданной щедрости» не все так пышно и красиво. Так оно и вышло. Оказалось, что комитетом по борьбе с коррупцией возбуждено уголовное дело в отношении Сарсеновой Г.Б. Однако Гульнара Булатовна об этом факте благоразумно умолчала. И пока сотрудники антикорра ждали ее на допрос, она стратегически грамотно легла в больницу, а ее опытные адвокаты подсказали, что лучше эти паленые деньги вернуть. Что и было сделано громко и внешне весьма эффектно».

Далее он рассказывает: «1 ноября 2019 г. заключен договор о госзакупках номер 71 между НАО ГЦПНК и ТОО Bozokfilm. Со стороны Bozokfilm договор подписывает Навкеева Айнура. Сумма договора 109 миллионов тенге. Позднее, 18 апреля 2020 г. заключен дополнительный договор о госзакупках за номером 39 между теми же участниками. Уже на сумму 644 608 150 тенге.

В чем тут закавыка? А в том, что Навкеева Айнура Беимбетовна является супругой заместителя председателя НАО ГЦПНК Адильбаева Айдархана. К тому же в подрядчиках у Bozokfilm фигурирует компания «Канайдар», принадлежащая тому же Адильбаеву».

2 ноября 2019 года, по данным Турсунова, заключен договор номер 72 между НАО ГЦПНК и компанией «Сатай фильм» на сумму 500 миллионов тенге.

«Это проект «Боксер». А 7 декабря того же года «Сатай фильм» уже отчитался за 500 миллионов тенге. В итоге, получается, что меньше чем за месяц данная компания освоила весь бюджет. И это если учитывать, что деньги обычно перечисляются не сразу, не день в день. Как киношник со стажем, я ответственно заявляю: такое практически невозможно. Нельзя освоить столь солидную сумму в столь сжатые сроки. Профессионалы это понимают.

Но 20 декабря того же года заключено допсоглашение к тому же договору на сумму 22 миллионов 885 тысяч тенге. Это все тот же проект «Боксер». Речь о договоре от 20 декабря 2019 года за номером 87 с ТОО «Атлас интертейнмент» на сумму 20 миллионов тенге. Почему-то на портале на странице Центра к этому договору в приложении затесался лимит затрат и техспецификация по тому же «Боксеру». Как это могло произойти, я не берусь объяснять. Тут вообще что-то странное, нелепое и темное», - уточняет режиссер.

Затем он продолжает: «Договор номер 75 от 1 ноября 2019 года с ТОО «Танарис продакшн» в лице директора Азимова С.Ж. На сумму 20 миллионов 822 тысяч 545 тенге. Проект называется «Возвращение учителя». Отчеты сданы еще 7 декабря 2019 года, а фильма как такового нет. Его попросту не существует. В принципе, это вполне в духе Сергея Жумабаевича. Помнится, в 2018 году он получил 19 миллионов 943 тысяч тенге на документальный фильм «Оралхан Бокеев». Финансовые отчеты министерство приняло, а фильма никто не видел».

Ермек Турсунов также упоминает договор №68, подписанный 28 октября 2019 года между НАО ГЦПНК и ИП «Баяхметов К» на сумму 16 миллионов 560 тысяч тенге, и такой же договор от 23 января 2020 года за №2 с тем же ИП на сумму 66 миллионов 240 тысяч тенге.

«Данный договор заключен на аренду офиса, где размещается ГЦПНК. Все бы ничего, если бы гражданин Баяхметов К. не являлся личным водителем Гульнары Булатовны. Да и вообще, 66 миллионов в год... Мне думается для аренды офиса на 36 человек это многовато», - добавляет он.

Затем режиссер рассказывает об оплате труда сотрудников ГЦПНК:

«К примеру, зарплата советника председателя Центра, гражданки иностранного государства, Анны Качко составляет 6 миллионов 300 тысяч в месяц. Я допускаю, что зарплаты могут быть разные. Но это если специалист того заслуживает. И если бы Анна Качко была бы, скажем, Стивеном Спилбергом, то за ее консультации я бы дал больше. Но поскольку Анна Качко Спилбергом не является, то невольно возникают вопросы».

По словам Ермека Турсунова, председателем МВК (межведомственная комиссия) является министр культуры Актоты Раимкулова.

«Окончательное решение о запуске фильма подписывает именно министр. У меня не раз возникал вопрос: чем продиктовано столь лояльн ое отношение министра к деятельности ГЦПНК? Почему так легко принимаются все их отчеты? Но и тут оказалось все легко и просто. В проекте «Нартай» композитором числится ныне действующий министр культуры, спорта и туризма Раимкулова А. Р.», - отмечает режиссер.

Он напоминает, что уголовное дело антикоррупционной службой заведено. И поскольку следствие продолжается Турсунов задается вопросом, почему «люди остаются на своих местах и продолжают работу в Центре».

Далее режиссер продолжает:

«Мне думается, что «внутренние распри» будут «сотрясать» киносообщество до тех пор, пока власти не будут учитывать интересы кинематографистов и будут продолжать назначать на ключевые позиции совершенно случайных людей. Поэтому я считаю, что назначение Раимкуловой, Сарсеновой, Сеитовой, Адильбаева и иже с ними не только порождает коррупционные риски, но и наносит прямой вред не только кино, но и всей культуре Казахстана. И я буду придерживаться такого мнения до тех пор, пока власти не отреагируют на мои слова должным образом. А надо сказать, что я уже «мильон» раз говорил об этих рисках и возможных ошибках практически всем ответственным сотрудникам в окружении президента. Однако мои слова никакого эффекта не возымели. Вот и приходится выходить с этим в общественное поле и говорить во всеуслышание – смотрите, вот к чему это привело! Получается, президент обвиняет киносообщество, но киносообщество вправе адресовать эти же вопросы президенту. Есть следствие, о котором говорит президент, и с которым я полностью согласен, и есть причины. Так вот, причины в кадровой политике. А именно, в политике антиотбора. Посадив сорняк, глупо ожидать, что вырастут розы».

Ермек Турсунов считает, «что пора это прекращать».

«Происходят совершенно недопустимые вещи. Все киносообщество это видит, малодушно помалкивает, а власти, пользуясь всеобщим молчанием, принимают необдуманные решения.

Я считаю, что результаты питчинга должны быть аннулированы, а заявки пересмотрены заново. Причем другим экспертным советом. Нынешний совет показал свою несостоятельность, пойдя на поводу мутных «движняков» руководства Центра.

Я считаю, что экспертный совет должен состоять не просто из профессионалов, но и из реально принципиальных личностей. Те, кто просто там отбывают номера, не могут быть судьями. В определенном смысле сегодня они являются соучастниками тех кривых решений, что «пропихнуло» руководство Центра с ведома министра культуры».

Он также считает, «что нынешнее руководство Центра должно в полном составе уйти в отставку».

«Я считаю, что нужно не только аннулировать результаты питчинга, но и заново обсудить все поданные заявки, поскольку немало по-настоящему крепких проектов остались за бортом. В финал пробилось много откровенно невнятных заявок. Отдельные проекты вообще оказались там без ведома экспертного совета. То есть многое решалось не в кабинете, где заседал экспертный совет, а в совершенно других кабинетах. В итоге получается, что экспертный совет не имеет решающего голоса. Он – консультативный. Или совещательный. Зачем он тогда вообще нужен, если его «решения» никто не принимает всерьез?»

Напомним, в декабре 2018 года на пленарном заседании Сената Парламента РК депутаты приняли закон «О кинематографии». Важным пунктом закона является создание фонда поддержки национального кино в форме некоммерческого акционерного общества при Правительстве РК.

Превью: фото со страницы Ермека Турсунова в FB

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Знай в лицо

Лариса Канивченко

Режиссер

Петр Федоров

Актер

Дмитрий Муляр

Актер

Николай Хомерики

Режиссер

Александр Яценко

Актер

Виталий Хаев

Актер

Алексей Барабаш

Актер

Ольга Филимонова

Актер