È

Есетжан Косубаев: «Нам необходимо вести открытый, грамотный диалог с профессиональным сообществом кино»

Есетжан Косубаев: «Нам необходимо вести открытый, грамотный диалог с профессиональным сообществом кино»

«Хочешь, чтобы в Казахстане снимали киношедевры? Скажи, как это сделать» — это, пожалуй, готовый слоган для новой платформы, запуск которой инициирует Государственный центр поддержки национального кино. Новая площадка станет агрегатором мнений, идей и пожеланий по развитию казахстанского кино. По словам главы ГЦПНК Есетжана Косубаева, создание такой площадки поможет в решении ряда актуальных проблем – от качества отечественных фильмов, до интеграции кинематографа в современные реалии, когда необходимо мыслить нешаблонно и успевать за мировыми трендами.

- Есетжан Муратович, мы с Вами говорим о достаточно смелой инициативе Киноцентра. Какой необходимостью объясняется такое решение?

- Здесь нужно четко понимать одну вещь: так как Киноцентр является оператором по распределению бюджетных средств, это налагает дополнительную ответственность. И нам необходимо вести открытый, правильно выстроенный, грамотный диалог с профессиональным сообществом – с теми, кто призван делать, продвигать и продавать кино. Очевидно, что без широкого диалога будет возникать, и при определенных условиях уже возникает, конфликт интересов. Не скрою, некоторые наши коллеги мыслят достаточно критично. Мы знаем - у Киноцентра есть ошибки – от них никто не застрахован. Но надо понимать, что функционал Киноцентра, может и должен совершенствоваться, потому что время диктует новые тренды, меняется сам мир. Раньше у нас были классические, академические формы кинопроката, с институтом Госкино, кинофикацией, единой системой планирования Госплана, где все было понятно - партийные контрольные органы давали директивы и в этих рамках все исполнялось. Сегодня рыночные отношения диктуют новые условия для изменения политической и экономической систем. А в период пандемии вообще произошел поворот в сторону таких векторов, которых мы раньше не знали. Мы не понимали, как можно в течение года, жить без привычных вещей, отказаться от посещения кафе, театров, массовых мероприятий. В итоге целый сектор экономики, то, что мы называем кинопроизводство и кинопрокат, оказался в глубоком кризисе. Проблема в том, что возможная стагнация и локдауны могут привести к тому, что киносфера может потерпеть мощное крушение, которое потом будет сложно рекультивировать. Поэтому и нужны рациональные конструктивные идеи, а без широкого диалога с киносообществом, независимыми структурами, профессиональными союзами и экспертами это невозможно.

Повторюсь, сегодня мир открыт, процессы интегрированы, интернет дает нам колоссальные возможности поиска новых решений для выхода из сложившейся ситуации. Необходимо все это обрабатывать и адаптировать к нашей действительности.

- Что нужно адаптировать под современные реалии прежде всего?

- В Государственном центре поддержки национального кино мы делаем акцент на аналитику, которая поможет принять эффективные решения. Мы стали глубже работать над изменениями в законе «О кинематографии». Если вы посмотрите на профильный закон Российской Федерации, то увидите, что этот документ претерпел уже более двадцати редакций! И это нормально, это поступательный процесс, который должен работать на результат. Киносфера — это ведь творческо-индустриальный локомотив всей культуры, индустриальный в плане того, что кино — это сегмент бизнеса. Кинотеатры, кинопроизводство, выход на стриминги, продажа, продвижение, развитие творческой и материально-технической баз, институциональное развитие – в эти процессы вовлечено огромное количество людей. Индустрия кино— это симбиоз творчества и бизнеса, который может влиять на экономику страны. Согласно статистике за 9 месяцев прошлого года наш кинопрокат потерял от 15 до 18 миллиардов тенге. Представляете, какая цифра? Если ее спроецировать на социальную сферу, это будет мощная налоговая база! А ведь налоги – основной источник пополнения бюджета страны. Поэтому мы хотим четко прочертить законодательные грани, где, в каком квадрате мы работаем.

Наша следующая задача – выровнять и сбалансировать финансово-экономический блок, который должен работать в фарватере нормативно-правовой базы. Сегодня мы значительно упростили условия вхождения в конкурс, оптимизировав последовательность подачи документов. С другой стороны, мы повышаем планку требований для участников питчинга. Первое - мы хотим четко понимать, что бюджет, который они запрашивают, на 100% соответствует реальной реализации проекта. Второе - в течение производственного процесса, мы будем мониторить, как используются бюджетные деньги, насколько картина соответствует изначальному драматургическому замыслу. Производственные компании не должны рассматривать Киноцентр, как дойную корову, куда можно зайти, взять деньги и на этом все забыть. Этого не будет.

Если мы все эти моменты реализуем, тогда хорошо выстраиваются и творческие инициативы, и инновации, видоизменяются формы обсуждения конкурсных заявок. Ну и конечно во всех этих процессах необходимо активное участие Совета директоров, ведь мы (команда Киноцентра) - исполнительный орган, а они - управляющий. В свою очередь, Совет директоров должен развиваться в формате естественной ротации своего состава – это тоже необходимо, чтобы не было закостенелости и стагнации.

Вот когда все эти направления начнут работать в синергии, считайте, что мы запустили наш локомотив и не страшно, на какой скорости он двигается, главное, что в правильном направлении и без турбулентности.

- Есетжан Муратович, а вот как технически правильно выстроить это взаимодействие? Попробуем прописать алгоритм: будет создана некая платформа, ресурс, куда зритель, или кинематографист, могут зайти и оставить свое пожелание. Будет ли этот отзыв действительно услышан? А главное, есть ли у Киноцентра ресурсы для того, чтобы предметно реагировать на все идеи и инициативы?

- Вы знаете, я никогда не боялся брать на себя инициативу, это всегда помогало мне в работе. Если человек не проявляет инициативы и трезвости, не будет напористым, результата не будет. Поэтому наша платформа – это образ того, чего мы хотим добиться. Мы начнем работать, поймем эффективность процессов и будем их масштабировать. Работать будет весь Киноцентр, каждый по своему направлению подготовит аналитический срез – что есть в пожеланиях, что уже в работе, какие еще возникли идеи. Дискуссия хороша тем, что она помогает «выпустить пар», кроме того, мы сможем продолжить диалоги в формате онлайн-конференций, некоторые интересные темы распасуем по информационным каналам, и в процессе этого проявятся уже творческие побеги.

Самое главное - не ошибиться затем в использовании государственных средств. Слава Богу, у нас законом предусмотрена работа Экспертной комиссии, которая проводит питчинги Киноцентра, затем проекты рассматриваются на Межведомственной комиссии, и только потом принимается решение по финансированию.

Задача моя, как Председателя правления, а также моих коллег в том, чтобы выходя на итоговый диалог в МВК, правильно отстоять те или иные позиции наших творцов, чтобы, как говорится, с водой не выплеснуть ребенка. Здесь должна быть абсолютная объективность, возможно, она перерастет в здоровые дебаты. Мы к ним готовимся, с тем, чтобы аргументированно отстоять художественные ценности проекта и возможность последующего присвоения фильму статуса национального.

- В той цепочке, которую мы Вы выстроили, каким должно быть кино в конечном итоге?

- Вы знаете, зашивать всех под один формат - не наша задача. Разнополярность всегда была движущей силой кино. В этом его ценность. Сегодня кто-то любит артхаус, кто-то семейное кино, кто-то триллеры, экшн и так далее. Рынок растет и он интересен тем, что он разноликий. Поэтому, мы нацелены на то, чтобы, сегодня создавались качественные игровые картины, которые несли идейно-художественную нагрузку, и при этом не терпели бы фиаско в прокате. Мы также должны соблюдать преемственность и говорить нашим детям: эта картина о твоем великом предке, а этот исторический герой, боролся за независимость страны. Мы увидим, что к этому потянется молодежь. Это, в хорошем смысле, профилактическая работа. Только она должна проводиться не механическим путем, не надо ничего навязывать, этот процесс должен быть органичным. С другой стороны, любое хорошее искусство, любой жанр развивается при наличии профессионалов и качественной критики. Сейчас нам нужны высшие режиссерские и сценарные курсы, курсы кинокритиков. Я уже предложил найти возможность для проведения онлайн мастер-классов ведущих кинематографистов. Кино - это детали, а детали важны всегда: это свет, звук, операторы и художники, декораторы, бутафоры, аниматоры, компьютерная графика. Наверное, именно поэтому кино - это та сфера, которая всех притягивает как магнит.

- В январе Киноцентр объявил прием заявок для участия в питчинге. В какую сторону будете двигаться, какие ваши установки?

- Киноцентр - провайдер национальной культурной политики, а это подразумевает государственную политику в части идеологии. Нужно понимать, насколько наши картины могут быть патриотичными, насколько они отражают исторические эпохи, важные для страны события. Понятно, что наш бюджет не может охватить все форматы и темы, но мы постараемся распределить финансирование так, чтобы продолжали сниматься большие и серьезные картины. Хотим дать дорогу и дебютным проектам, ведь без дебюта у кино нет будущего, а значит мы должны проверить нашу скамейку запасных. Молодым ребятам необходимо себя показать - с какой компрессией, какой идеей, каким профессионализмом они работают. Не менее важны короткометражки–еще никто не отменял актуальность документалистики. Историю и летопись страны надо писать. Зачастую, когда мы ищем информацию, начинаем копаться в источниках, искать в библиотеках, обнаруживаем что многие вещи утеряны безвозвратно. Этого нельзя допускать. Поэтому одна из наших задач – быть летописцами самых важных вех в жизни страны.

Сегодня я также мечтаю о том, чтобы наши аниматоры вышли на уровень, который позволит зайти на крупные платформы, такие, как Netflix или HBO. Недавно, к примеру, на очень мощный стриминг с онлайн-концертом вышел Димаш Кудайберген. Там статистика просто восхитительная. «Маша и медведь» - российский мультфильм, раньше были «Чебурашка и крокодил Гена», «Ну, погоди» - вот такие продукты надо создавать. В нашем случае они должны быть в определенной степени аутентичными с точки зрения этнографических и исторических оттенков, но в то же время, должны быть смешными, позитивными, потому что негатива сегодня более чем достаточно.

Мы хотим также диверсифицировать наш функционал. Скажем, пока Киноцентр не имеет возможности поддерживать киносериалы, а ведь огромный сегмент рынка сегодня составляют именно сериалы, которые буквально ворвались в наш мир, они теперь в каждой семье. Мы уже над этим работаем, обсуждается формат, который позволит нам снимать киносериалы, не привлекая при этом большие бюджеты.

И, конечно, вопросы повышения художественного уровня наших картин. В уставе Киноцентра сказано, что мы хотим поставить заслон бездуховным картинам, пропагандирующим в том числе насилие, ненормативную лексику, порнографию. Когда основная задача того или иного художника заключается в том, чтобы играть на дешевых симпатиях и настроениях определенной части публики - это не наше кино. Мы будем поддерживать только тех, кто формирует четкие художественные основы, сохраняет наши традиционные ценности, поддерживает идеологию государства. Идеология - это очень важный инструмент, внутри которого заложен патриотизм, любовь к Отчизне, любовь к родителям, семье, труду. Вот над этим надо работать. Это комплексный вопрос, как в аллегории с большим канатом, где каждая ниточка играет свою роль, и когда они сплетаются в большой канат, он приобретает свою силу и упругость. Поэтому, и закон, и устав, и условия, и новые инновационные подходы которые мы рассматриваем, и единая автоматизированная информационная система – все это очень и очень важно.

- О преимуществах системы «Единый кинобилет» сказано немало, да и российский опыт впечатляет...

-Откровенно говоря создание у нас Единой автоматизированной информационной системы многие пока понимают превратно. Но, надо уяснить главное - нам нужен мониторинг не для фискального давления. Единый электронный билет нужен для того, чтобы будущее кинематографа и в целом киноиндустрии базировалось на прозрачной статистиске и грамотной аналитике. Это позволит понять, в каком векторе двигаться дальше, увидеть наши слабые места.

Также мы хотим активнее использовать роль кинокомиссий, которых в мире тысячи и мы в этот процесс уже интегрируемся как ассоциированный член Международной Ассоциации кинокомиссий. Нужно не просто декларировать о том, что мы создаем кинокомисии. Они должны стать важной опорной точкой развития нашего кинематографа. Но для того, чтобы стать привлекательными для мира, нужно гарантировать иностранным партнерам комфортные и профессиональные условия работы. А значит нужно поднимать не только качество нашей кинопродукции, но и в целом всей инфраструктуры. Тогда Казахстан с его прекрасной природой и уникальными ландшафтами будет интересен зарубежным продюсерам. Далее, рибейт – которым также нужно грамотно воспользоваться - для страны это очень выгодно.

В общем дорога есть, она понятна, теперь надо свести воедино основные понятия – бережно относиться к бюджетным деньгам, понимать, что мы проводим государственную политику в области культуры и что сегодня страна ждет от нас результатов.

Ответственность большая, в одиночку Киноцентр эту задачу не решит, только во взаимодействии с общественным и государственными структурами, продюсерами, режиссерами, представителями кинопроката, мы сможем выйти на новые инновационные решения и двигаться в сторону зрителя.

Еще несколько слов хотелось бы сказать о роли государства. Не стоит забывать, что Казахстан является страной, которая в лихие 90-е смогла уберечь свой национальный кинематограф. Бюджеты, которые наше государство выделяло, не снились ни одной постсоветской республике, ну, за исключением, России, потому что там емкость рынка другая. Казахстан достойно выглядел и на международной арене - именно мы заявили о кинофестивале «Евразия» и еще нескольких кинофорумах, начали снимать отечественные блокбастеры. Мы должны это помнить и быть благодарны за это руководству страны.

- Спасибо за беседу!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Блу Ариаг

Актер

Давид Габараев

Актер

Сапар Одаев

Актер

Александр Новиков

Актер

Сергей Приселков

Актер

Александр Басаев

Режиссер

Мурат Джусойты

Режиссер

Арнис Лицитис

Актер