Аблай Нурманбетов: «Қаш» - это кино нового поколения

Сценарист и режиссер QARA Production Аблай Нурманбетов – о фильме «Қаш», о дружбе с Айсултаном Сеитовым и о том, сколько получают современные сценаристы.
- Прежде всего, расскажите о себе? Откуда вы, где родились, чем занимаетесь, как пришли в кино?
- Я родился в поселке Бадамша в Актюбинской области. Находился я там примерно до пятилетнего возраста, откуда потом переехал с мамой в Актобе, где закончил школу. Затем поступил в Евразийский Национальный Университет в Астане, где получил степень бакалавра по специальности «Инженер-проектировщик ВиВ». Работал по профессии около года. Не скажу, что работа инженера меня сильно привлекала. Впоследствии, это сказалось на моем решении поменять специальность, когда я обучался на магистратуре по специальности «Менеджмент в строительстве» в Техасе в 2015 году.
В штатах у меня был сосед по комнате, который изучал киноискусство в колледже Хьюстона. Увидев, как он ставит свет, камеру, работает с актерами, я подумал: «Я ведь тоже так хочу». Ну и вот, уже на следующий день я пропускаю занятия магистратуры и иду на классы монтажа со своим соседом, посмотреть, чему они там обучаются. Спустя неделю, я уже подготовил документы для трансфера в колледж Хьюстона. По окончании колледжа я перебрался в Лос-Анджелес, в течение года я написал несколько сценариев, которые взяли награды на фестивалях. В дальнейшем, на собственные средства я снял короткометражный фильм «The Burning Blue» («Горящая Синева»), участвовавший в 40 фестивалях и выигравший 16 наград. И крайняя моя работа это написание сценария для полнометражного фильма «Қаш» с Айсултаном Сеитовым.
.jpg)
- Как я понял «Қаш», ваша первая работа? Как родилась идея написать именно этот сценарий? О чем ваш фильм?
- Да, первая, в плане написания полнометражного сценария. Идею мне предложил Айс (Айсултан Сеитов), а я уже приступил к разработке сценария. Говорить, к сожалению, о фильме пока не могу. Все хранится в строжайшем секрете.
- Как вы вышли на Айсултана? Как вы познакомились?
- Мы с ним познакомились в Лос-Анджелесе в кругу общих друзей. Мы поговорили, обсудили фильмы, ну и понеслось...
- Сложно ли было писать сценарий? О чем вы думали, когда писали? Чем вдохновлялись?
- Писать сценарии — это очень большой труд. Во время написания, мысли приходят разные, и бывает, что их слишком много. До того много, что уже перестаешь понимать, как будет лучше. Но главное во всем этом не переусердствовать, иначе ментально выгораешь. Нужно сохранять баланс и давать мозгу разгружаться (отвлекаться). Например: сходить в музей, прогуляться по городу, поплавать в бассейне, посмотреть фильм или еще лучше почитать книгу.
.jpg)
- Как вам съемки «Қаш»? Что интересного можете рассказать о съемочной площадке фильма?
- Съемки прошли хорошо. Все дело в подготовке, которая соответствовала голливудским стандартам пре-продакшн. Также, по совместительству я работал на площадке Скрипт-супервайзером. К сожалению, в Казахстане это профессия отсутствует полностью, и она распределена между вторым режиссером и «хлопушкой». А ведь это отдельный человек, отдельная должность и очень важная.
- В чем, по-вашему, заключаются главные достоинства вашего фильма?
- Идея. История. Сплочённая командная работа. Развитие персонажей. Игра актеров. Я могу продолжать...
- Опишите ваш фильм (сценарий) в трех словах?
- Кино нового поколения.
.jpg)
- Как вы в целом относитесь к современному казахстанскому кинематографу?
- Казахстанская советская классика мне нравится больше.
- Какие фильмы смотрите вы сами, и откуда черпаете вдохновение для своих проектов?
- Я киноман. Смотрю абсолютно все. Стараюсь смотреть по одному фильму в день, но, чтение я люблю больше всего. Вот только занимает это гораздо больше времени. Еще люблю одновременно совмещать чтение понравившихся мне сценариев с просмотром фильмов, по которым они были сняты. Сценарии — это ведь то, с чего начинается кино. И всегда интересно наблюдать как «начало» совпадает с финальной работой.
- Что понравилось из последнего просмотренного (фильмы, сериалы) и что не понравилось совсем?
- На данный момент смотрю все фильмы Акиры Куросавы и читаю его автобиографию. Становлюсь его фанатом. А вот из непонравившегося, уже трудно сказать. До прихода в кино, я оценивал кино довольно категорично на «нравится» или «не нравится», с приходом опыта данные термины начинают терять свое значение по отношению к фильмам.
.jpg)
- Что бы вы могли посоветовать сценаристу, собирающемуся писать свой первый проект?
- Борись за свои идеи и будь правдивым к истории.
- Можете сказать, сколько получают современные сценаристы?
- По Голливудским меркам, за первый черновой вариант сценарист может заработать около $160 000. По казахстанским от $10 000 и выше.
- Не хотите сами режиссировать свои сценарии?
- Я режиссировал свой дебютный короткий метр «The Burning Blue» («Горящая синева») в 2019 году. Его уже можно посмотреть на Vimeo. В дальнейшем хочу снять еще один короткий метр, чтобы закрепить опыт и знания в режиссуре, которые дадут мне уверенности снять свой полнометражный фильм.
- Какие проекты вы планируете в будущем?
- Проектов очень много, но вот для того, чтобы снять такой же интересный проект, как «Қаш» нужно время. Перечитать кучу всего, пополнить знания, расставить все по полочкам в голове - такие задачи сейчас стоят перед написанием нового сценария.
- Спасибо за интервью.
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий