È

Карим Кадырбаев: «Плохое кино надо смотреть»

Карим Кадырбаев: «Плохое кино надо смотреть»

В первом выпуске программы «Однажды в … кино» - новом совместном проекте «Казахстанской Медиа Академии» и портала brod.kz, предлагаем вашему вниманию интервью с известным кинокритиком и актером Каримом Кадырбаевым.

Камилла Касымова:

Здравствуйте, Карим! Спасибо, что Вы сегодня с нами. Готовясь к нашей встрече, я зашла в ваши социальные сети и была приятно удивлена прямолинейностью и такой очень энергичной злостью, Вы всегда были таким или воспитали это в себе, в процессе становления кинокритиком?

Карим Кадырбаев:

Я не могу сказать про себя, что я агрессивный человек. В принципе я очень дружелюбный и спокойный. На мой взгляд форма и язык донесения информации, используемая в моих социальных сетях выбрана не случайно, так как я сам предпочитаю излагать свои мысли емко, лаконично, без длинных фраз. И да, с возрастом, стараюсь все меньше прибегать к ненормативной лексике.

Карим, Вы помните Вашу первую профессиональную рецензию на кинокартину? Какой это был фильм и много ли ему от Вас досталось?

Я не считаю свои рецензии профессиональными и не могу сравнивать себя с настоящими киноведами, посвятившими этому направлению всю свою жизнь. Да, я занимаюсь кинокритикой долгое время, но для меня это скорее, как способ поддержания писательской формы. На мой взгляд, в своих публикациях я даю более развернутое зрительское мнение. К тому же, в данное время я в основном занимаюсь продюсерской деятельностью и так сказать, перешел по другую сторону кадра.

Что на Ваш взгляд отличает кинокритика от киномана?

На самом деле границы между данными определениями размыты, особенно это стало заметно с развитием социальных сетей. К примеру, все известные кинокритики, которых я читаю, уже на протяжении нескольких лет сетуют, что профессия кинокритика умирает и становится не востребованной. Сейчас каждый человек может в объеме 140 символов изложить свое впечатление о фильме и мнение профессионального кинокритика не такое значимое, чем мнение блогеров и обычных любителей кино. Я считаю, что прежде всего кинокритик - это высокообразованный человек, который помимо знаний о кино должен обладать знаниями в сфере истории, музыки, культуры и т.д. К примеру, за каждой рецензией Антона Долина или Зинаиды Пронченко, в том числе, стоит огромный багаж знаний в гуманитарной и культурологической области. Зачастую именитые и крупные режиссеры делают отсылку в своих картинах на работы великих мастеров-художников, артистов. Кино - это сумма всех искусств, сжатая в формате полутора-двух часов. Поэтому, можно сказать, что кинокритик должен обладать обширными знаниями во всех областях и быть большим интеллектуалом.

Я читала Ваши рецензии, публикуемые на сайтах официальных изданий. Вы сами выбираете фильмы для разбора или это пожелания от редакторов? По каким критериям Вы оцениваете кино, которое смотрите?

Как правило, для обзора выбираются фильмы, которые идут в прокате. Но, так как в настоящее время прокат находится в некоем летаргическом состоянии, чаще всего я выбираю фильмы, которые интересны лично мне, то, что идет на стримингах. Сейчас не обязательно идти в кинотеатр, чтобы посмотреть проекты, которые шумят на различных кинофестивалях. Вообще культура просмотра кино за последние полтора года очень сильно изменилась. И я считаю, что и институт кинокритики поменяется соответственно. Фактически потребление кино увеличилось, но нет событийности в киноиндустрии. Похоже, что предсказания Стивена Спилберга и Джорджа Лукаса, о том, что кино станет элитарным жанром, сбываются, то есть, по сути кино будет дороже, кинопремьер будет меньше, и по большей части они будут носить некий развлекательный характер. Сейчас в кинопрокате для кино драматического жанра фактически нет места, есть место для «фильмов-аттракционов» и каких-либо локальных проектов.

Бывает ли такое, что при просмотре фильма Вы понимаете, что не стоит тратить на него время? Назовите 5 признаков очень плохого кино?

На самом деле такое бывает. Но, я считаю, что плохое кино нужно смотреть даже в большей степени, чем хорошее, чтобы, как минимум, понимать, как делать не нужно. Иногда бывает, что и в плохих фильмах одна удачная сцена может вытащить весь фильм и оставить приятное впечатление, поэтому я всегда стараюсь досматривать фильмы до конца. Также, сейчас кино становится меньше, а больше снимают сериалы и вот здесь случается, что я перестаю их смотреть где-то в середине сезона. Так было с чрезвычайно популярным сериалом «Форс-мажоры», когда на пятом сезоне сериала я понял, что прокручивается один и тот же сюжет, и из сезона в сезон ничего нового не происходит.

Карим, Ваши принципы не могут не вызывать уважение. Кинокритик обязан быть беспристрастным. Тем не менее, очевидно, что среди отечественных кинематографистов у Вас есть друзья, на чью сторону Вы встаете … Много ли конфликтов внутри нашей киноиндустрии?

Конфликтов на самом деле очень много.... Если говорить о кинокритике как таковой, то я делаю суждения о самом продукте, без привязки к команде и людям, которые выпускают данный продукт. Для меня прежде всего важна моя репутация, я не могу позволить себе сказать, что данный фильм является удачным, только потому, что его снял мой хороший знакомый, если на самом деле он таковым не является. Что касается конфликтов иного толка, каких-либо судебных процессов, то я стараюсь быть объективным. Основная причина конфликтов – это государственное финансирование. Есть определенные люди, которые привыкли, что их творчество субсидируется за счет государства и как правило они не хотят впускать на данную арену новых игроков. Сейчас идет большая утечка талантов. Говоря о том, что наши таланты так востребованы за пределами родины, мы не задаемся вопросом, почему они не реализуют себя в собственной стране. Буквально на днях, из социальных сетей я узнал, что молодой режиссёр сериала «Шекер» Айторе Жолдаскали уезжает за рубеж, чтобы расти и развиваться дальше. Пока старшее поколение «распиливает» государственный бюджет, для молодого поколения нет средств для развития. Хотя они и так показали, что могут сделать что-то стоящее даже при минимальной финансовой поддержке. Молодое поколение может развиваться и неплохо зарабатывать, будучи даже режиссерами второго юнита или клипмейкерами, к примеру, в России. И здесь их нельзя обвинять в отсутствии патриотизма, люди развиваются и растут там, где им создают комфортные условия. На мой взгляд, политика государства по развитию и поддержке молодых талантов должна быть критически пересмотрена.

В последние годы складывается впечатление, что кино снимают все, кому не лень… Как Вы думаете – это временное явление в Алматы и в целом в стране?

На мой взгляд это не временное явление, а стандартная практика, которая применяется по всему миру. Если в киноиндустрию приходят люди непрофильного образования, это хороший показатель развития самой индустрии и финансовых перспектив. К примеру, если популярный продюсер дает возможность режиссеру снять фильм, то это отлично. Даже в случае не очень удачной работы у съемочной группы будет работа, опыт, практика и шанс создать фильм лучше в следующий раз.

Как молодым кинематографистам поверить в свои силы? Какой дадите совет? Что самое важное при создании фильма – актерский состав, работа оператора или сценариста?

Режиссура – это творческая профессия. Может звучать немного жестко, но я считаю, что если не веришь в свои силы как творца, то надо уходить из профессии. Режиссура с самого начала складывается исключительно на вере в себя. Режиссер несет ответственность за весь процесс, в том числе и за съемочная группу, которая как минимум состоит из 50-ти человек. Если нет веры, то нужно уходить.... Идеальных составляющих удачного фильма не существует. Как показывает мировая практика, 80 процентов фильмов выходящих в прокат не удачны и только 20 из них достойны внимания.

Может ли кинокритик стать режиссером или сценаристом?

Может. В истории кино немало таких случаев, когда кинокритики становились кинематографистами. К примеру, представители «новой волны» французских кинокритиков Жан-Люк Годар и Франсуа Трюффо после долгих лет работы в кинокритике стали в последствии режиссерами и снимали свои авторские фильмы. В России, это Роман Волобуев, который стал снимать фильмы и сериалы, к слову, режиссер сериала «Последний министр». Некоторые кинокритики уходят в сценарное мастерство, в продюсерство. Лично я хочу заниматься продюсированием, также имею опыт сценариста и автора сюжета.

Как пандемия повлияла на качество и количество выпускаемых в мировой прокат фильмов?

Пандемия, конечно же, оказала свое влияние на количество выпускаемых фильмов в мировом прокате, фильмов стало меньше... Но сейчас, если судить по нашей стране, то ситуация улучшается, то есть постоянно, кто-то что-то снимает, хороший оператор на вес золота. Но, на мой взгляд, сильно поменяется вкусовое предпочтение аудитории. За последнее время люди привыкли смотреть кино, не выходя из дома, и чтобы завлечь их как раньше в кинотеатр, фильм должен действительно удивить зрителя.

Какие фильмы рекомендуете к просмотру?

В этом вопросе все зависит от человека. Вообще я не люблю давать такие рекомендации. Люди разные, и у каждого свой вкус. Из казахстанского кино могу порекомендовать к просмотру сериал «Шекер». На мой взгляд сериалы такого формата как «Келинка Сабина» или «Бизнес по-казахски» не будут иметь былого успеха, так как на их смену приходят фильмы с более смелыми шутками и острым юмором.

Карим, спасибо, что уделили время и побывали у нас в гостях. Благодарю за очень интересную и интеллектуальную беседу. Желаю Вам творческих успехов и удачи во всех новых начинаниях!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Карим Кадырбаев: Ким Ки Дука пока не видать

В Казахстане любят кино. И снимать тоже.  Но этот человек любит смотреть, а потом писать о том, что посмотрел. Звучит просто – а оторваться от того, как изящно навязывает вам свое мнение, нежно любимый автором, кинообозреватель, кинокритик и киноман Карим Кадырбаев, невозможно. Да, повторюсь – навязывание все же есть, но в лучшем смысле этого слова. Знаете, если вы не уверены, что стоит идти на премьеру – посмотрите блог Карима. Во-первых, эту премьеру он уже видел, и давно (думаю, в этот момент господин Кадырбаев небрежно поигрывает своим маховиком времени). Во-вторых – он уже что-то о ней думает и это что-то оформил в статью. В-третьих, если даже забыть про талант, количество уже совершенно точно перешло в качество – Карим пересидел (и местами перестрадал) море хорошего и плохого кино, и уж его точке зрения в плане «посмотрите, это круто – не смотрите, унылый отстой – ни о чем, но красиво, лучше посмотрите» можно доверять. Автор, к примеру, доверяет. Автору нравится, когда в начале истории герой терпит лишения – в данном случае Карима терпел Зеленый базар. Это официальный спойлер к интервью, которое ниже.

Виталий

Казахстанское кино

25 Апреля, 2020

Айдархан Адильбаев рассказал о планах ГЦПНК

Зампредседателя Государственного центра поддержки национального кино дал интервью

Brod.kz

Казахстанское кино

12 Сентября, 2018

В Алматы прошла пресс-конференция III Baikonyr Short Film Festival

На участие было подано 195 заявок, включая из России, Грузии, Ливана, США и Латинской Америки

Brod.kz

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Георгий Делиев

Актер

Владимир Комаров

Актер

Жан Даниэль

Актер

Кира Муратова

Режиссер

Энтони Маки

Актер

Чиветель Эджиофор

Актер

Галь Гадот

Актриса

Норман Ридус

Актер