Карим Кадырбаев: Ким Ки Дука пока не видать

Сколько фильмов видел Карим Кадырбаев?

В Казахстане любят кино. И снимать тоже.  Но этот человек любит смотреть, а потом писать о том, что посмотрел. Звучит просто – а оторваться от того, как изящно навязывает вам свое мнение, нежно любимый автором, кинообозреватель, кинокритик и киноман Карим Кадырбаев, невозможно. Да, повторюсь – навязывание все же есть, но в лучшем смысле этого слова. Знаете, если вы не уверены, что стоит идти на премьеру – посмотрите блог Карима. Во-первых, эту премьеру он уже видел, и давно (думаю, в этот момент господин Кадырбаев небрежно поигрывает своим маховиком времени). Во-вторых – он уже что-то о ней думает и это что-то оформил в статью. В-третьих, если даже забыть про талант, количество уже совершенно точно перешло в качество – Карим пересидел (и местами перестрадал) море хорошего и плохого кино, и уж его точке зрения в плане «посмотрите, это круто – не смотрите, унылый отстой – ни о чем, но красиво, лучше посмотрите» можно доверять. Автор, к примеру, доверяет. Автору нравится, когда в начале истории герой терпит лишения – в данном случае Карима терпел Зеленый базар. Это официальный спойлер к интервью, которое ниже.

(На фото - Карим Кадырбаев)

А если, как говорится, кроме шуток – меткие, забавные, наполненные фейспалмами и остроумием рецензии Карима Кадырбаева зачастую просто превосходны. Парадокс – фильм, к примеру, полное оно, а рецензия чудно хороша. Карим, ты оказываешь честь многим картинам, так и знай. В Алматы много людей, интересно пишущих о кино, но ты тот boy next door, кого читать можно даже с похмелья. И жаль, что интервью пришлось брать по сети.

Для полноты картины: несколько секунд назад Карим, находящийся в московской командировке и трогавший вчера Брэда Питта и Джонни Деппа (может, после этого сменит фамилию на Кадырбаевв), написал в своем твиттере: «Сижу на прессухе с Коста Гаврасом. Количество эпикфейловых вопросов зашкаливает. Российские кинокритики меряются длиной... вопроса».

Наслаждайтесь!

- И все-таки. Сколько фильмов ты видел? А главное – зачем? У тебя есть избранная коллекция?

- Отличный вопрос, на который я сам вряд ли когда-нибудь найду ответ. Это все равно, что спросить: «Сколько раз в жизни ты занимался сексом?». Черт, не считал ни того, ни другого (хотя, в случае с сексом, я знаю пару товарищей, которые реально могут назвать точное число раз. И это печально). Впрочем, опираясь исключительно на количество оценок, выставленных мною на «кинопоиске», могу назвать очень приблизительную цифру. Около 3 тысяч полнометражных фильмов.

Что касается «зачем», то тут все просто. Кино всегда было, есть и будет самым доступным и удобоваримым видом развлечения. Честно говоря,  не помню, в какой момент я стал поглощать кино с маниакальной жадностью. Сначала мой шкаф ломился от видеокассет, затем от DVD-дисков, сегодня еще одним моим любимым занятием стало освобождение места на жестком диске, чтобы через неделю снова забить его под завязку новыми фильмами.

Что касается избранной коллекции - у меня ее нет. Также, как и нет любимого фильма, актера или режиссера. Просто есть фильмы, которые я пересматриваю, а есть те, которые второй раз точно смотреть не буду.

- Есть что-то, что ты любишь больше, чем кино?

- Нет, ну можно, конечно, ответить банально. Типа, люблю семью, девушку, друзей, шашлыки и хорошую погоду, но кому оно интересно. Поэтому отвечу так: больше, чем кино, я люблю удачно шутить. И то - только потому, что удачная шутка у меня случается раз эдак в 100 реже, чем просмотр фильмов.

- Какой финал ты любишь сильнее? И как насчет главного для тебя жанра?

- Отличный вопрос! Видимо, в качестве ответа должно быть «Хэппи-энды, ибо жизнь прекрасна даже со следами побоев на глазах» или «Суровый финал, шобэ все жизненно, по чесноку, без этих бабских соплей». Но я люблю такие финалы, которые заставляют меня вновь и вновь возвращаться к просмотру фильма. Катарсис (о, какое слово я знаю!) мне необходим! И неважно, будь это отрезанный язык в «Олдбое», девочка, поющая «All I want for Christmas» в «Реальной любви» или вращающийся волчок в финале нолановского «Начала» (только что аццкие спойлеры были для тех, кто не смотрел, да же?).

К сожалению, такое в кино случается не часто. Могу сказать, что последний финал, который заставил меня прослезиться, был у фильма Чжана Имоу «Цветы войны», а истерически гоготал и кричал: «Дайте две, еще раз срочно!» я от финала фильма «Хижина в лесу» Дрю Годдарда.

Главный жанр лично для меня – разговорная комедия. Будь-то попсовые фильмы «Квартета И» или картины Вуди Аллена - если фильм строится исключительно (ну или в большей степени) на остроумных диалогах, то это однозначно мое кино. Из примеров могу привести лучший (на мой взгляд) фильм прошлого года «Королевство полной луны» Уэса Андерсона.

- Фотографию какого режиссера ты бы хранил под подушкой, если б не боялся потерять лицо?

- Вуди Аллена или Уэса Андерсона. Ну, или Кевина Смита.

- Если человек не способен поддерживать разговор о кино, ты вообще с ним говоришь? И о чем?

- Безусловно. Главным из своих немногих достоинств я считаю умение слушать. В принципе, могу поддержать любую тему разговора, кроме спорта и политики. Еще, мне совершенно точно не о чем будет разговаривать с автолюбителями. В конце концов, всегда же можно поговорить о том, как бы работать меньше, а зарабатывать больше!

- И тут – внезапно! Расскажи, как начался твой роман с кино. Тебя наказали, заперев в идиотеке на неделю?

- Да начиналось-то, в общем, как у всех - смотрел все, что было на видеокассетах. Но рьяным фанатом кино я стал после того, как впервые купил журнал «Фильм» (ныне переползший в интернет). Было это в 2002 году. После этого я стал скупать все издания, посвященные кинематографу, которые только можно было найти в Алматы, и ставил цель просмотреть все фильмы, о которых в них писалось.

Ну и не могу не вспомнить полугодичный опыт торговли пиратскими дисками на Зеленом базаре в 19 лет. Базарная романтика, пиратские копии новинок на маленьком телике. Было и такое в моей жизни. И я прошу никаких сравнений с Тарантино. Уже несмешная шутка =).

- Ты где-то учился писать рецензии? Помнишь свою первую аналитическую статью?

- Писать рецензии я не учился. Просто когда пришел на kino24, тогдашний главный редактор Мади Мамбетов поставил меня перед фактом, что нужно писать рецензии. И чем чаще, тем лучше. В общем, учился плавать в экстремальных условиях. Бросили за борт, а там как сможешь. Ну ничего, выплыл =).

Первую аналитическую статью не помню. Но, наверное, ею могут считаться «Гнилые помидоры» в журнале «О!КИНО», где я составил топ худших казахстанских фильмов. Кстати, это была первая статья с негативным окрасом. До этого писал в основном нейтральные обзоры и интервью.

- Больше нравится хвалить или ругать?

- Вопреки сложившемуся мнению, хвалить мне нравится больше. Но ругать получается лучше. Именно поэтому мои негативные рецензии более востребованы, чем позитивные.

- Пробовал заниматься режиссурой или сценариями? Или, может, постпродакшн?

- Режиссировать не пробовал. И вряд ли в ближайшие пять лет попробую. Мне пока нечего сказать зрителю, а снимать кино просто ради того, чтобы снимать - не хочется. Сценарии писать пробовал. Буквально пару месяцев мне заказали сценарий для пилотного выпуска реалити-шоу. Причем написать нужно было в рекордно сжатые сроки – за 2 дня. Написал, людям понравилось, получил гонорары и дальнейшую судьбу этого проекта не прослеживал. А идей для полного метра хватает, но лень-матушка не позволяет мне излить их на бумагу. Может, когда-нибудь все-таки возьмусь и сделаю.

- А вот в этом пункте у тебя есть шанс сказать все про казахстанкое кино, что давно копилось. Потому что у человека, который смотрит на него изнутри, иллюзий мало, не так ли?

- О, это вообще бесконечная тема! Иллюзий у меня нет, но надежда все-таки теплится. Вот буквально недавно глянул казахфильмовский продукт под называнием «Препод». И неожиданно мне понравилось. Да, фильм далек от идеала, но цепанул своей искренностью и юношеской наивностью. Видимо, романтик во мне не совсем еще умер, и когда я вижу вот такие глупые, но очаровательные проекты, я как зритель готов простить им все косяки и ляпы.

Но это единичный случай. Большинство же отечественных продуктов – это тот случай, когда цирк уехал,  а клоуны не только остались, но еще и пытаются создать новый цирк. Я сейчас говорю о проектах типа «Цугцванга», «Качелей любви», «Теряя невинность в Алматы» или фильма-оды о Кайрате Нуртасе. И таких поделок наберется не один десяток.

Проблем в казахстанском кино масса. Нехватка хороших сценариев обусловлена, в первую очередь, внутренней самоцензурой авторов. У нас никогда не будет собственных Ким Ки Дука или Николаса Виндинга Рефна до тех пор, пока авторы будут думать о том, что скажут об их идеях агашки из министерства культуры, парламента и прочих политических структур. На сегодняшний день большинство отечественных фильмов не являются ни искусством, ни сегментом индустрии развлечений, а в большей степени стали слабоэффективным идеологическим инструментом. До тех пор, пока за создание и продвижение национального кино будут отвечать не продюсеры и режиссеры, а кабинетные бонзы, ситуация вряд ли кардинально изменится.

Однако, я повторюсь, надежда есть. Несколько лет назад выстрелил «Тюльпан» Дворцевого, сейчас мировые кинофестивали покоряют «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Зрительское кино тоже выходит на новый, более качественный уровень, пример тому прошлогодний успех «Жаужурек Мын бала» Акана Сатаева и «Шала» Ермека Турсунова.

- Плавно переходим к проектам. Многие знают тебя как автора портала kino24.kz. Ты перестал сотрудничать с ними? Насколько вообще можно профессионально заниматься любовью к кино в Алматы? 

- К моему большому сожалению, kino24 закрылся. В данный момент я осваиваю новую для себя профессию PR-директора кинопроекта «Фейк» Салтанат Мурзалиновой-Яковлевой, съемки которого завершились буквально на днях. Очень хочется, чтобы проект получился именно таким, каким его задумывала Салта. Это именно тот случай, когда меня зацепил не только сценарий фильма, но еще и страсть, с которой режиссер и продюсеры взялись за его экранное воплощение.

О том, как Салтанат шла к созданию «Фейка», в принципе можно создавать отдельное кино. Честно признаюсь, я даже немного завидую Салте, ее упорству и умению достигать своей цели.

Ну и ключевым на сегодняшний день проектом для меня является создание и запуск нового сайта о кино kinopravda.kz. Это будет наш совместный проект с Дмитрием Мостовым. Запуск проекта, скорее всего, будет в конце июня, так что много рассказывать не буду, сами все увидите.

- Самое яркое событие в киноиндустрии за последние годы, на твой взгляд? Самое ожидаемое?

- Не знаю. Ярких событий в мире кино много и случаются они чуть ли не каждые три месяца. С одной стороны, покорение Голливудом китайского рынка, с другой - продолжение «Звездных войн» от Джей Джей Абрамса, с третьей - навязчивая Marvel-истерия, достигшая своего пика после выхода «Мстителей». Перечислять этот список можно до бесконечности. Главное, чтобы в нем не было «Аватара». Хотя - как массовое оболванивание зрителя вполне сгодится.

Что касается самого ожидаемого, то и тут список внушительный. Сиквелы «Мачете» и «Города грехов», экранизация «Пены дней», «Нимфоманка» Ларса фон Триера, новая «Кэрри» (не могу я ее «Телекинезом» называть, хоть убей), «Ной» Даррена Аронофски и еще с десяток фильмов.

Однозначно не жду сиквелов «Тора», «Первого мстителя», «Нового Человека-паука», «Хоббита» и «Трансформеров».

- По роду деятельности ты часто встречаешься с людьми с экрана. Кто был круче всех?

- Не мне об этом судить. Вот ты же читаешь иногда мои тексты. Ты мне и скажи =).

С Каримом Кадырбаевым разговаривала Юля Золкина.

Фото из личного архива Карима Кадырбаева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

29 Сентября, 2016

Аллея звезд «Казахфильма» пополнилась новыми именами

Торжество приурочено к 75-летию киностудии

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

16 Сентября, 2016

Нуржан Керменбаев записал саундтрек к мелодраме «04:29»

В Сети появился клип на композицию «Жылайды журек»

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

17 Февраля, 2016

Премьера фильма «Город-джаз, город-блюз, город-рок-н-ролл»

Арсен Баянов представляет документальный фильм в стиле «рокументари».

Aidana Mamayeva

Рецензии

12 Января

«Почему он?»: Люби меня смешнее

Мировое кино

10 Января

Трейлер фильма «Основатель»

Майкл Китон перевоплощается в основателя McDonald's

Знай в лицо

Тимур Касымжанов

Режиссер

Александр Ророкин

Художник - постановщик

Ерик Жолжаксынов

Актер

Фархат Абдраимов

Актер

Рашид Нугманов

Режиссер

Ермек Турсунов

Режиссер

Азиз Бейшеналиев

Актер

Болат Абдилманов

Актер