È

Иван Ардашов: «Анимация это в первую очередь развитие технологий»

Иван Ардашов: «Анимация это в первую очередь развитие технологий»

«Анимация – это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию, анимация – когда ты пытаешься отыскать ту линию, которая скрыта внутри тебя самого» - сказал известный мультипликатор Хаяо Миядзаки.

Профессия мультипликатор – одна из самых ярких и сложных, ведь в ней соединяются мир кино и мир изобразительного искусства. Как развивается анимационное кино в нашей стране? Какими должны быть мультфильмы, чтобы быть интересными для современных зрителей? И насколько это прибыльно? У нас в гостях режиссёр-аниматор Иван Ардашов.

Назгуль Таимова: Иван, мы знаем, что в данное время Вы продолжаете работу над Вашим мультипликационным сериалом «Кенже қыз», который стал проектом и вынашивался в течении четырёх лет, что Вы можете про этот мультфильм рассказать?

Иван Ардашов: Производственный процесс мы закончили. Сейчас идёт этап сдачи. Этот мультфильм – то стремление, которое меня повело в анимацию, когда пошёл в ВУЗ, заканчивал диплом – это всё рвение не только моё, но и всей моей команды. Сделать мультфильм и показать, что мы хотим этим заниматься. Мы хотим попытаться и сделать то, что хочется смотреть, то, что мы сами хотим смотреть. Этот сериал – покажет, как мы пытались, на нем мы учились.

Вы получили недавно поддержку государственного фонда, если бы вдруг такого не случилось бы, что бы Вы делали со своими планами именно по этому мультфильму?

На самом деле, он был бы либо коротким метром, либо мы бы продавали почки и всё равно бы снимали. То есть может быть не такого формата и не именно эту историю, других персонажей, но мультфильм мы бы делали. Другого варианта у нас просто не существует.

А Вы не могли бы рассказать в принципе о труде аниматора-мультипликатора? Как делаются мультфильмы? Потому что это, насколько я понимаю, титанический труд. Как начинается работа над мультфильмом? И в каком виде он выходит на экраны? Расскажите этот путь обывателю.

В среднем хронометраж анимационного сериала 11 и 22 минуты. По большей части всё упирается в эту вещь – режиссёр хочет снять гениальный фильм, а команда хочет домой. Этапов тысячи, их можно, как и в любом кинопроизводстве разделить на три этапа: это предпродакшн, продакшн и постпродакшн, но в анимации это делится на много подотделов, подструктур и чаще всего анимационный фильм полнометражный производится в течении трёх лет, где год только на предпродакшн. Я могу рассказать об этапах именно предпродакшна, и будет понятно, как много усилий туда вкладывается. От начала идеи, заявки, сценария, синопсиса, расширенного сценария, режиссёрского сценария, экспликации, цветовой экспликации, цветового сценария, потом идёт разработка персонажей, разработка фонов, потом это всё складывается, проверяется по цветам, потом делаются реквизиты, эскизы фонов, лэйауты, черновая анимация, тесты анимации, снова черновая анимация, прорисовка, контуровка анимации – это всё только относительно анимационных каких-то моментов, и то это не все этапы. Помимо этого, идёт бухгалтерия, потому что в команде обычно больше ста человек – это минимум, работы продюсеров, работы каждого отдела, в каждом отделе есть супервайзер, который проверяет, что мы сделали на каждом этапе. И за этим всем невозможно следить, всё живёт своей жизнью. У нас в команде даже есть такая шутка – в начале ты хочешь сделать шедевр, а в конце пытаешься спасти то, что получилось.

Сейчас мы живём в век компьютерных технологий, и мы все знаем, что есть специальные программы, которые делают анимацию. Насколько это помогает или мешает именно творческому процессу, то, что какую-то часть можно «запилить» на компьютере?

К счастью, кнопки «сделать красиво» ещё нет, но я за технический прогресс. Безусловно, компьютерные программы облегчают какие-то этапы, облегчают жизнь аниматору. И чем проще пользоваться такой программой, тем легче создавать шедевры. Новые технологии они всегда облегчают задачу. Анимация – тот инструмент, который толкал на развитие кинематографа, по большей части именно технический прогресс современной компьютерной графики, в том числе, был связан не только с космосом, но и с анимацией. Первая ЭВМ в Советском Союзе – они сделали двухмерную анимацию, как кошка ходит, формально это было 3D, потому что это смоделированный объект, и они сделали мультфильм. Анимация это в первую очередь развитие технологий. Она появилась до кино и всё время развивалась. Я всегда шучу, что есть три станка, которые дали технический прогресс – ткацкий, печатный и анимационный.

Иван, Вы достаточно молодой человек, но за Вашими плечами стоит большой опыт работы в этом направлении, а ещё у Вас очень много наград на международных фестивалях, пожалуйста, расскажите нам о Вашем первом мультфильме? Как он создавался? От идеи до победы.

Самый первый мой мультфильм был лет в 5, он ничего конечно не получил (смеется). Потом в школе были мультфильмы. Но мой первый мультфильм, который участвовал в фестивале, это был «3, 14» - и это был просто порыв. Я послушал музыку и подумал, я хочу это сделать, я не знал, что это, зачем мне это и я просто сделал. Я его делал 2 месяца, отправил на несколько фестивалей. Он ничего не выиграл, и отец мне тогда сказал, что каждое поражение – это шаг к следующей победе. Я задумался, и тут уже диплом – он шёл очень долго – 2 года подготовки. И в конце мой руководитель курса сказал, что надо отправить мою работу на конкурс. Отправляю на фестиваль ВГИК и еду в Москву и понимаю, вот она команда людей, с которыми я хочу общаться. И я стал отправлять работу на все фестивали. В том числе на фестиваль «Байконур» и там меня заметил Адай Абельдинов. Он был в жюри, сказал, что у меня лучший мультфильм, и я тогда получил две награды. И потом как-то приезжает делегация из Франции к нам в «Казахфильм» и спрашивает наши мультфильмы – мой мультфильм к ним попадает, и они с радостью его берут в международный студенческий конкурс. То есть мой диплом, как бы я сейчас не хвастался – это первый мультфильм из Казахстана, который участвовал в международном конкурсе.

Где можно посмотреть Ваши мультфильмы, о которых Вы с такой теплотой рассказываете?

Мой первый мультфильм есть в YouTube, Telegram канал я веду, выкладываю туда свои работы.

Вернемся к анимации. Сейчас популярна российская, американская, японская анимация, плюс минус все смотрят только такие фильмы. Что нужно сделать нашему казахстанскому мультипликатору или режиссёру-аниматору для того, чтобы наши фильмы тоже постепенно становились в этот ряд?

Это один из самых таких больных вопросов, на данный момент для меня. Я по этому вопросу диссертацию готовлю, но в целом, если отвечать, то первое – стремление к эксперименту, мы должны перестать оглядываться на то, что смотрят, как смотрят, чего хотят – нужно дать зрителю свою самобытность. У нас есть свой язык, своя культура, свой способ повествования, свои визуальные образы и элементы, я даже не говорю о своих сюжетах и подобном, а именно что визуальная культура нашего региона имеет чёткие ясные тенденции и границы. И нужно научиться - это переводить в анимацию. Научиться давать слово автору, который будет экспериментировать. А вторая вещь – это не бояться, немножечко взглянуть на себя со стороны, немножко даже где-то поиронизировать над самими собой. Чтобы наши мультфильмы стали востребованными, чтобы их смотрели – их должно быть больше, и надо перестать с ними возится, как с маленькими детёнышами.

Как Вы думаете, как будет смотреться мультфильм «Кенже қыз» среди всех этих Иван Царевичей, например, или как?

Мы уже выделяемся немножко, показываем отрывки, показываем кадры, и в целом мы отличаемся уже. Я надеюсь, что он будет уже на одном уровне. Начнём хотя бы с малого.

Насколько прибыльно быть режиссёром-мультипликатором? Кроме государственного гранта, чем Вы зарабатываете?

Если отвечать честно, то кормит, прежде всего, проект. Мой основной источник заработка - это чаще всего обучение. Обучение детей. Сейчас я ещё учусь в магистратуре и в дальнейшем - это преподавание. Второй – я делаю раскадровки, то есть это тоже такой навык рисования, реклама.

Как Ваша семья, близкие, родные отнеслись к тому, что Вы занимаетесь таким интересным делом?

У меня отец- спортсмен, он сказал, что я молодец, пошёл по своей стезе. В целом пытаются подкормить, поддержать (улыбается) и привезти теплые вещи. Как-то так.

Сейчас много молодых людей идут в киноиндустрию. А есть такой же спрос на профессию Вашего направления? Много ли молодёжи стремится пойти в мультипликаторы?

Надо понять, какой возраст мы называем молодёжью. Потому что да, я замечаю, что ребята от 19 до 25 лет идут в кино, но люди с 14 лет, даже с 11 – дети, они стремятся в анимацию. Плюс сейчас в целом на анимацию большой спрос и ребята ищут, где учиться, чем заниматься, хотят заниматься озвучанием. Хотят найти в этом свое призвание и обрести профессию. Спрос большой. Кино сейчас без аниматоров хороших жить не сможет.

Существует ли такое понятие как сроки сдачи?

Сроки всегда горят (улыбается). И, если мы берём деньги у государства, мы подчиняемся государственным закупкам, у нас есть точный срок, в который мы должны реализовать проект. Сейчас в Казахстане анимация подчиняется всем законам кино. Сметы как у кино, сроки как у кино – и это ужасно! Потому что 60 минут фильма это не год работы, раньше на 6 минут фильма давали год работы. Двухчасовой фильм можно снять за год, в анимации двухчасовой фильм можно снять за 4 года и это минимум. И то если всё готово (сценарий, идея) и нужно просто начать снимать.

Ну, теперь пожелания нашим телезрителям

Смотрите хорошие мультики и цените художников. Всё, что я могу сказать.

Спасибо большое Иван. Очень интересное интервью поучилось. Я ещё раз убедилась, что анимация – это не просто мультики, это реальный труд, который нужно ценить и смотреть мультфильмы именно в кинотеатрах или в платных ресурсах, потому что художникам нужно питаться хорошо. Спасибо большое.

И Вам спасибо!

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

30 Марта

Завершились съемки нового фильма Адильхана Ержанова

Драма с элементами хоррора

Знай в лицо

Каукен Кенжетаев

Актер

Калыкбек Салыков

Режиссер

Мурат Нугманов

Оператор – постановщик

Айхан Чатаева

Режиссер

Рашид Нугманов

Режиссер

Роза Искакова

Художник - постановщик

Бахыт Килибаев

Сценарист