Айдар Баталов: «Помимо кинематографа развиваемся и в других направлениях»
«Однажды в кино» - совместный проект Казахстанской Медиа Академии и кинопортала Brod.kz. Как работает самая крупная и легендарная киностудия нашей страны, сколько проектов находится в производстве и кто приминает решения о тематике производимых «Киностудией» фильмов расскажет нам вице-президент АО «Казахфильм» Айдар Баталов.
«Казахфильм» - это киностудия с богатой историей, расскажите пожалуйста, чем и как живет «Казахфильм» сейчас?
Сейчас «Казахфильм» по-прежнему, как и собственно 70 лет назад производит фильмы, так же мы работаем на рентл-хауз и помогаем развиваться казахскому кинематографу. Сейчас у нас в производстве порядка 6 картин, самая главная, большая картина - это Касымхан- «Ұлы дала таңы» (Рассвет великой степи) режисер Акан Сатаев, далее фильм «Ақтастағы Ахико» продюсер Алия Увальжанова, фильм «Наш милый доктор», «Долгое Эхо», «Олиара» и анимационный фильм «Алтын Адам» - эти картины у нас сейчас в производстве.
Что делает «Казахфильм», чтобы стать ближе к молодому поколению?
Мне кажется, что студия всегда была достаточно открыта для молодого поколения, потому что у нас на картинах в съемочных группах работают молодые ребята, студенты с Академии Жургенова, с университета «Туран». Студия всегда «повернута лицом» к молодому поколению. В прошлом году было завершено производство порядка семи короткометражных фильмов, и все они были дебюты, поэтому с молодым поколением у нас контакт хороший.
В чем состоит сложность современного кинопроизводства?
Мне кажется, кинопроизводство всегда было сложным делом, с самого его создания, но, сейчас особенную сложность представляет, конечно, технологический прогресс, потому что сложно угнаться за трендами в технологическом оснащении. С одной стороны, это конечно сложность, с другой стороны если это освоить, то это упрощает работу. В данный момент сложность составляет то, что была пандемия и весь процесс, начиная от создания фильма заканчивая дистрибуцией, осложнился. Были карантинные нормы, кинотеатры не работали, сложно было проводить дистрибуцию, вот такие вот моменты.
Сейчас на киностудии идет модернизация, какие новые возможности получать в итоге создатели кино?
Студия будет лучше оснащена технологически, к примеру, будут новые камеры, световое и звуковое оборудование, все будет отвечать стандартам современности, потому что последняя модернизация у нас в студии была около 20 лет назад, и технологическая база немного устарела. Модернизация направлена на то, чтобы идти в ногу со временем и быть конкурентоспособными не только на республиканском рынке, но и в регионе, чтобы мы могли предоставлять услуги не только для внутреннего пользователя, но и для иностранных производителей.
Айдар, Вы сами кинорежиссёр, и как никто другой знаете, как сложно создавать качественное кино, скажите пожалуйста, каких фильмов сейчас не хватает?
Сейчас на экраны вышла спортивная драма «Боксер» - это совместный фильм Государственного центра поддержки национального кино и «SataiFilm». Как показывает первая реакция зрителя, фильм понравился, и я думаю, что у жанра спортивной драмы очень большой потенциал в Казахстане. Конечно, не хватает детских фильмов, анимации, как для широкого проката, так и сериальных форм, таких как «Свинка Пепа», «Три кота» - аналогов у нас в Казахстане нет.
В принципе, у нас есть куда расти, во многих жанрах, в основном у нас преобладают комедии и историческое кино, мало приключенческих фильмов, не так много, как хотелось бы криминальных комедий, поэтому в плане жанра, казахстанскому кинематографу есть еще куда расти. Казахстанские режиссёры будут расширять свой ареал «жанровости» с каждым годом все больше и больше.
А какие фильмы увидят казахстанцы в 2022 году от киностудии «Казахфильм»?
Это большая историческая картина про Касым-хана - «Рассвет великой степи», «Наш милый доктор» - ремейк советской комедии, «Ақтастағы Ахико» - фильм о японском военнопленном, который остался жить в Казахстане после плена. «Долгое эхо» - этот фильм начинал покойный Сатыбалды Нарымбетов, сейчас продолжает его сын Аскар-Мухит Нарымбетов - мы очень надеемся, что он выйдет в следующем году. «Олиара» - совместный казахстанско-венгерский проект, а так же совместный фильм Государственного Центра с Казахфильмом. «Алтын Адам» - анимационный фильм - скорей всего у нас выйдет в 2023 году, ну собственно пока все.
А какие проекты планируете дополнительно запустить к тем, что Вы озвучили?
Недавно прошел питчинг фильмов в Государственном центре поддержки национального кино, мы подали порядка 40 проектов, пока результатов нет, но мы надеемся, что они будут озвучены до конца года. Поэтому точно я не могу сказать, этот список будет утверждаться государственным центром кино и тематический план, который нам спускает Министерство культуры, тоже будет утвержден в начале года. Какие проекты мы будем запускать следующем году с нуля, в данный момент, я, к сожалению, ответить не могу.
В каких еще направлениях развивается «Казахфильм» помимо кинопроизводства?
«Казахфильм» участвовал в ряде мероприятий, которые были проведены в последнее время. Это фестиваль, который проводился в Узбекистане - «Ташкентский международный фестиваль», после большого перерыва Узбеккино создало большой фестиваль, и можно сказать Узбекистан вернулся в международную киноигру. Все было очень красиво и насыщенно. Я, к сожалению, сам не смог присутствовать, ездил наш президент Акан Сатаев и вице-президент Айдархан Адильбаев.
Далее мы присутствовали на кинофестивале «Коркыт Ата» в Стамбуле, там учувствовали тюркские страны: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Турция... Размах и организация были на высшем уровне, открывал кинофестиваль наш фильм «Томирис» режиссера Акана Сатаева, так же в программе были наши фильмы «Казахское ханство» Рустема Абдрашева, «Оазис» Бегарс Елубая, «Прощай Гульсары» и многие другие, поэтому можно сказать, что в тюркском кинематографе Казахстан занимает достойное место и нас уважают. Буквально на следующей неделе планируется большой Евразийский кинорынок в Москве, туда мы тоже повезем наши проекты в поисках спонсоров и для дальнейшей дистрибуции. Поедем искать спонсора для фильма «Эвакуация» Фархата Шарипова, кино о войне и большая часть материала уже отснята. Мы сейчас ищем инвесторов, чтобы закончить эту картину. Всю эту работу мы будем проводить на московском кинофестивале. Надеемся, что в следующем году пандемия у нас закончится, карантинные все рамки снимут, и мы сможем проводить свои любимые фестивали: Евразия, Almaty Film Festival, ну вот как я уже сказал, фестиваль «Бастау» проводился в Алматы, я считаю это был большой шаг, потому что фестиваль был проведен offline, были показаны многие картины.
Как вы видите не только «Казахфильм» проводит большую работу по внесению вклада в казахский кинематограф, это и другие структуры: частные компании, кинодеятели, государственный центр кино и Министерство культуры. Можно сказать, что мы все совместно работаем на благо казахского кинематографа, несмотря на то, что в «раздевалке» иногда бывают споры, но на «поле» мы все работаем вместе. У нас сейчас есть образовательная программа совместно с университетом «AlmaU», мы открыли факультет режиссуры и продюсирования. Сейчас уже есть поток студентов, они пока учатся в кампусе университета «AlmaU» на Розыбакиева, но с нового года мы надеемся, что часть студентов будут учиться в киностудии, мы им выделили блок, они делают сами ремонт. Образовательное направление – это одно из приоритетных направлений киностудии, потому что кадров в индустрии у нас не хватает. Если режиссёров, операторов и продюсеров есть определенное количество выпускаемых студентов, то редкие профессии такие как, супервайзеры компьютерной графики, фокус-пуллеры, инженеры монтажа, звукорежиссёры, таких людей не хватает. Поэтому образовательное направление у нас в приоритете. Далее, как вы уже упомянули модернизацию, после модернизации наши возможности рентл-хауса будут еще больше. Будет больше техники. Будет больше услуг, которые мы можем предоставлять. Направление аренды и совместные работы с частными компаниями тоже в приоритете. Мы планируем возродить дебют, совместно с государственным центром кино, если будет поддержка со стороны Министерства культуры, чтобы было больше возможностей у молодых режиссеров снимать сразу не только полные метры, но и какие-то малые формы, может быть короткометражное кино, может вообще маленькие зарисовки как 3-5 минутки.
Помимо кинематографа, мне кажется, киностудия принимает очень важное участие в общественной жизни, мы всегда поддерживаем всякого рода фестивали, киноначинания, недавно прошел фестиваль «Бастау», мы поддержали его, «Almaty Film Festival» «Казахфильм» поддерживает. Помимо кинематографа развиваемся и в других направлениях.
Помимо того, что Вы продюсер, Вы еще и кинорежиссер, скучаете ли Вы по творчеству и планируете ли что-нибудь снять?
Ну, я в принципе всегда какие-то документальные фильмы выпускаю, вот последние 2 года только как на госслужбу ушел, ничего не снимаю. Очень скучаю по творчеству, очень хотелось бы что-нибудь снять, в данный момент все мое время посвящено работе на киностудии, развитию кинематографа, работе совместно с Министерством. Всему свое время, как только у меня закончится контракт, у меня будет больше свободного времени. У меня однозначно много идей, я много «пишу в стол», поэтому я обязательно что-нибудь еще сниму, не знаю, будет ли это документальное или художественное кино, но как режиссер я обязательно буду выступать. В данный период моей жизни у меня приоритеты другие.
Какие цели и задачи в своем развитии ставит «Казахфильм»?
Задачи развития студии самой непосредственно - быть основным механизмом развития казахстанского кинематографа, делать качественное, хорошее, прибыльное, разно жанровое кино, а цель оставаться самой большой, лучшей киностудией страны и помимо этого стать одной из лучших студий Евразии и региона.
Что является залогом успеха «Казахфильма»?
Я вообще считаю, что успех — это понятие растяжимое и его можно трактовать по-разному, думаю, что успех кроется в знании и уважении своей истории, в четких задачах и целях в настоящее время и в хороших и смелых мечтах на будущее.
Какой совет дадите начинающим кинематографистам?
Снимайте больше, снимайте везде, не ждите ничьей помощи, не ждите, что вам придут и дадут. Сейчас доступные технологии, вы сможете все снять на свой телефон. Поэтому пишите сценарии, снимайте короткометражки, снимайте документальные фильмы, ничего не бойтесь, но и ничего не ждите, ни от кого.
Айдар, спасибо большое Вам за интервью и желаю Вам больших успехов и удачи во всех начинаниях.
Спасибо, Улжан!
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий