Заговор с Айдаром Баталовым

Заговор с Айдаром Баталовым

Молодой и амбициозный режиссер-дебютант Айдар Баталов скромно отмечает свои заслуги, передавая лавры ребятам из съемочной команды. И, не забегая вперед, говорит о своей картине, как о «хорошем продукте». Насколько «Заговор Оберона» хорош мы пока судить не можем, но предлагаем вам познакомиться с Айдаром поближе.




Расскажите, о чем картина?


«Заговор Оберона» по своему сюжету относится к жанру боевика с детективным и шпионским уклоном. В Казахстане находят трансурановый элемент, уникальный и мощный металл, название которому Оберон. В космосе Обероном называют спутник планеты Уран. Секретный элемент находят во время военных учений и перевозят в закрытый научно-исследовательский институт. Узнав о нем, коррумпированные чиновники и местный криминал организовывают его похищение с целью вывести металл за границу и продать. Конечно, им противостоят наши доблестные спецслужбы, в частности, полковник ГРУ (Главного разведывательного управления) Чингиз Арланов со своими бойцами. В принципе, все в рамках жанра: есть хорошие парни - это спецслужбы, и плохие ребята, криминалитет, радикальные силы.


Нам говорили, что, возможно, для аудитории в возрастной категории от 14 до 25 лет такие, часто употребляемые слова, как «урановый элемент» и «научно-исследовательский институт» будут сложными для восприятия. Но, я думаю, все получится достаточно интересно и познавательно.


Кто исполняет главные роли? Встретит ли зритель уже известные лица?

В нашей картине представлен хороший актерский ансамбль. Во-первых, много параллельных линий, сюжет не зациклен на одном персонаже. В главной роли дебютировал редактор журнала «Эксперт Казахстан» Ердос Тулегенов, по совместительству мастер Вин-чунь (китайская школа ушу – Прим. Ред.). Первый опыт в кино был и у казахстанского рэпера Самсона Аракеляна (Big Som). Остальные, в большинстве своем, профессиональные театральные и киноактеры: Гани Кульжанов, Дулыга Акмолда, Бауржан Абишев, Адиль Есенбулатов, Гайдар Гильманов, Ерик Жолжаксынов, Алмат Адильбаев, Айнур Ниязова. Кстати, для Салтанат Науруз - это тоже первая полноценная женская роль переднего плана. До этого она сыграла в эпизоде фильма «Ограбление по-казахски» Каиржана Орынбекова. Я уверен, отечественный зритель в подобранном актерском составе найдет себе артиста по душе.


Как отбирались места локаций?


Для определения локаций у съемочной команды был выделен предподготовительный период. Я, Алан (второй режиссер) и Александр Рубанов (оператор-постановщик) ездили по предполагаемым местам, просматривали архивные фотографии с предыдущих картин, вспоминали из своего опыта. И то, что зритель увидит на экране - это утвержденные локации, отобранные из нескольких вариантов на каждую сцену.




«Заговор Оберона» - новое веяние в казахстанском кино?


Мы не претендуем на звание «новая волна» или «новое веяние». Все, что наша команда хотела - это сделать хороший продукт. Ошибка многих казахстанских режиссеров в том, что они слишком много думают, будет ли их фильм - новым веянием.


Возникали ли сложности в процессе съемок?


Такой случай возник с художником-постановщиком. К сожалению, художественная группа не сработалась с остальной съемочной командой. В нашем звене отсутствовал целый департамент, и его обязанности были распределены между другими отделами. Повезло, что ребята из съемочной группы оказались дружными и сплоченными, вместе мы восполнили возникшую брешь.


Военные в кадре - актеры или действительно люди «в погонах»? Трудно ли было с ними работать?


В кадре были действительно военные люди. Нас, помимо киностудии «Казахфильм» и Министерства культуры и информации РК, курировало Министерство обороны Казахстана, которое полным образом взяло на себя участие военных в фильме. Конечно, люди, которые произносили текст, были актерами, но массовку составляли настоящие солдаты. Это были ребята из аэромобильных войск, танковых дивизий. Могу с уверенностью сказать, что с ними было очень легко работать, ведь у них отличная дисциплина и четкое понимание, и выполнение приказов.

Боевые действия - их стихия, и если бы мы привезли роту в город и заставили работать в непривычных им условиях, все было бы намного сложнее.


В картине есть немало сцен с погонями и взрывами. Городское управление без проблем предоставили разрешение?


Крупных взрывов в центре города мы не делали, а вот взрыв машины производился в поселке Текели. Заранее мы предупредили местную администрацию и пожарную часть. На серпантине, где проходил взрыв, проезжает максимум две машины в час, поэтому с дорогой особых проблем не было.


Второй взрыв мы провели на объездной дороге, в районе частного сектора. Разумеется, мы добивались разрешения на перекрытие проспекта аль-Фараби не только у ДВД, но и у КНБ, так как эта улица имеет республиканское значение. С нами работал Александр Терехов, выполняемые им взрывы снимались, чуть ли ни с первого дубля.




Не легче это было сделать при помощи компьютерной графики?


В картине «Заговор Оберона» около 20% компьютерной графики, и в этом нам помогали Kazakhstan Computer Graphics под руководством Эрнара Курмашева.

В наших реалиях проще было взорвать 60 литров селитры, чем прорисовывать на компьютере. Сам элемент Оберон у нас полностью сделан при помощи компьютерной графики, процесс его перевоплощения также будет воспроизведен компанией KCG.

Не секрет, что каждая сцена, выполненная графически - это прибавление к бюджету. Дешевле сделать некоторые вещи по-настоящему.


Меня радует, что впервые в Казахстане, именно на нашем проекте была использована программа Houdini. По всему миру эта программа считается стандартом в использовании компьютерной графики. В Голливуде Houdini стали применять последние лет пять, среди россиян, Федор Бондарчук прибегнул к новой технологии в картине «Сталинград». Это значит, что казахстанский кинематограф практически идет в ногу со временем, не отставая от мировых киноиндустрий.


На одном из докладов об отечественной киноиндустрии Ермек Амирханович поделился, что картина «Мын бала» собрала зрителей больше, чем американский блокбастер, который шел в это же время. Будут ли в дальнейшем казахстанские проекты так же превосходить по просмотрам зарубежные фильмы, по Вашему мнению?


«Мын бала» - это вообще отдельный случай, и если мне скажут, что фильм сорвал больше денег, я поверю. Картина Акана Сатаева - общереспубликанский, патриотический проект, который выходит один раз в пятилетку. Но, если говорить о казахстанском кино в целом, то мы еще не скоро сможем конкурировать с зарубежными фильмами. Могу сказать точно, на отечественном кино можно зарабатывать. Например, фильм «Он и Она», хоть и не проект киностудии «Казахфильм», но в него была вложена некая сумма. В итоге, выиграли все: собрали кассу и получили сверхприбыль.

Потихоньку, наши кинематографисты готовятся делать кассовые фильмы. И, если нам выделят такой же бюджет, как в Америке, мы не растеряемся.


Можно ли снять хороший фильм за 200 тысяч долларов?


Хороший проект можно сделать и за 50 тысяч долларов. Вопрос в том, что ты от этого фильма ждешь, насколько картина будет реалистична. Можно даже взять камеру и снимать кино в одиночку. Просто люди, которые собираются работать над фильмом с таким небольшим бюджетом, зачастую сталкиваются с колоссальными расходами и проблемами, впоследствии которых допускаются ошибки. Чем меньше денег, тем усиленнее работает съемочная команда, как в интеллектуальном, так и физическом плане. Для того, чтобы снять достойную картину в такую сумму, нужно иметь профессионалов на площадке, сплоченную, монолитную команду. Ребята должны настолько любить и уважать режиссера, чтобы работать практически бесплатно. В мировой практике есть картины с менее густым бюджетом, но они - исключение из правил. Сам бы я, думаю, смог снять за такие деньги фильм. Только все же хочется работать над картиной в более масштабном финансовом плане, потому что на экране все видно.


Были ли моменты, которые Вы хотели переснять после окончания съемок?


Конечно. Мне кажется, такое есть у каждого режиссера. «Заговор Оберона» - мой дебют, поэтому было затрачено столько нервов, сняли много ненужного материала, кое-что не успели доснять. Нашей команде повезло в том плане, что съемочные дни были разделены на две части: больший период пришелся на сентябрь-ноябрь 2013 года, остальные дни закончили в мае этого года. В перерыве между съемками, мы успели смонтировать и увидеть те места, которых нам не хватало. Я могу считать себя счастливым режиссером, так как 80 процентов задуманного было сделано.


Актуален ли для Вас вопрос конкуренции?


С режиссерами моего поколения мы конкуренции не чувствуем. Сейчас мы действуем, как одно целое. Можно сказать, что молодое поколение конкурирует с режиссерами советского времени. Мы, молодые режиссеры, пытаемся доказать, что за те же деньги, возможно снять более качественный продукт. Если взглянуть правде в глаза, мы технологически лучше подкованы, у нас кругозор шире, да и у многих зарубежное образование.


Какой фильм Вы бы хотели снять?


Задумок много. Хотелось бы экранизировать классику, что-то народное, зарекомендованное, как вечность, например Чингиза Айтматова или Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». На будущий год я рассматриваю несколько сценариев. В целом, буду продолжать работать в таком же направлении - экшн, боевик. Как мне кажется, первый блин вышел не комом, однако, судить об этом только зрителю!

Беседовала: Айдана Мамаева
Фото: Турар Давильбеков

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

27 Октября, 2014

«Заговор Оберона» уже близко!

В сети появился трейлер долгожданного фильма

Виталий

Казахстанское кино

16 Декабря, 2014

14 фильмов 2014 года

Небольшой обзор

Виталий

«Служанки» на сцене «Жас Сахна»

Три замечательные актрисы хотят представить миру свое видение на самое известное произведение Жана Жене

Виталий

Великолепная семерка «Кинолиц»

Новый проект самой неформатной актрисы казахстанского кино.

Виталий

Выбор Бродвея

11 Июля

10 фильмов про шоколад

Знай в лицо

Олег Тактаров

Актер

Хуат Ахметов

Режиссер

Михаил Аранышев

Оператор

Тлектес Мейрамов

Актер

Асель Садвакасова

Продюсер

Габит Мусрепов

Сценарист

Алдабек Шалбаев

Актер

Сергей Азимов

Режиссер