Заговор с Айдаром Баталовым
Молодой и амбициозный режиссер-дебютант Айдар Баталов скромно отмечает свои заслуги, передавая лавры ребятам из съемочной команды. И, не забегая вперед, говорит о своей картине, как о «хорошем продукте». Насколько «Заговор Оберона» хорош мы пока судить не можем, но предлагаем вам познакомиться с Айдаром поближе.
Расскажите, о чем картина?
«Заговор Оберона» по своему сюжету относится к жанру боевика с детективным и шпионским уклоном. В Казахстане находят трансурановый элемент, уникальный и мощный металл, название которому Оберон. В космосе Обероном называют спутник планеты Уран. Секретный элемент находят во время военных учений и перевозят в закрытый научно-исследовательский институт. Узнав о нем, коррумпированные чиновники и местный криминал организовывают его похищение с целью вывести металл за границу и продать. Конечно, им противостоят наши доблестные спецслужбы, в частности, полковник ГРУ (Главного разведывательного управления) Чингиз Арланов со своими бойцами. В принципе, все в рамках жанра: есть хорошие парни - это спецслужбы, и плохие ребята, криминалитет, радикальные силы.
Нам говорили, что, возможно, для аудитории в возрастной категории от 14 до 25 лет такие, часто употребляемые слова, как «урановый элемент» и «научно-исследовательский институт» будут сложными для восприятия. Но, я думаю, все получится достаточно интересно и познавательно.
Кто исполняет главные роли? Встретит ли зритель уже известные лица?
В нашей картине представлен хороший актерский ансамбль. Во-первых, много параллельных линий, сюжет не зациклен на одном персонаже. В главной роли дебютировал редактор журнала «Эксперт Казахстан» Ердос Тулегенов, по совместительству мастер Вин-чунь (китайская школа ушу – Прим. Ред.). Первый опыт в кино был и у казахстанского рэпера Самсона Аракеляна (Big Som). Остальные, в большинстве своем, профессиональные театральные и киноактеры: Гани Кульжанов, Дулыга Акмолда, Бауржан Абишев, Адиль Есенбулатов, Гайдар Гильманов, Ерик Жолжаксынов, Алмат Адильбаев, Айнур Ниязова. Кстати, для Салтанат Науруз - это тоже первая полноценная женская роль переднего плана. До этого она сыграла в эпизоде фильма «Ограбление по-казахски» Каиржана Орынбекова. Я уверен, отечественный зритель в подобранном актерском составе найдет себе артиста по душе.
Как отбирались места локаций?
Для определения локаций у съемочной команды был выделен предподготовительный период. Я, Алан (второй режиссер) и Александр Рубанов (оператор-постановщик) ездили по предполагаемым местам, просматривали архивные фотографии с предыдущих картин, вспоминали из своего опыта. И то, что зритель увидит на экране - это утвержденные локации, отобранные из нескольких вариантов на каждую сцену.
«Заговор Оберона» - новое веяние в казахстанском кино?
Мы не претендуем на звание «новая волна» или «новое веяние». Все, что наша команда хотела - это сделать хороший продукт. Ошибка многих казахстанских режиссеров в том, что они слишком много думают, будет ли их фильм - новым веянием.
Возникали ли сложности в процессе съемок?
Такой случай возник с художником-постановщиком. К сожалению, художественная группа не сработалась с остальной съемочной командой. В нашем звене отсутствовал целый департамент, и его обязанности были распределены между другими отделами. Повезло, что ребята из съемочной группы оказались дружными и сплоченными, вместе мы восполнили возникшую брешь.
Военные в кадре - актеры или действительно люди «в погонах»? Трудно ли было с ними работать?
В кадре были действительно военные люди. Нас, помимо киностудии «Казахфильм» и Министерства культуры и информации РК, курировало Министерство обороны Казахстана, которое полным образом взяло на себя участие военных в фильме. Конечно, люди, которые произносили текст, были актерами, но массовку составляли настоящие солдаты. Это были ребята из аэромобильных войск, танковых дивизий. Могу с уверенностью сказать, что с ними было очень легко работать, ведь у них отличная дисциплина и четкое понимание, и выполнение приказов.
Боевые действия - их стихия, и если бы мы привезли роту в город и заставили работать в непривычных им условиях, все было бы намного сложнее.
В картине есть немало сцен с погонями и взрывами. Городское управление без проблем предоставили разрешение?
Крупных взрывов в центре города мы не делали, а вот взрыв машины производился в поселке Текели. Заранее мы предупредили местную администрацию и пожарную часть. На серпантине, где проходил взрыв, проезжает максимум две машины в час, поэтому с дорогой особых проблем не было.
Второй взрыв мы провели на объездной дороге, в районе частного сектора. Разумеется, мы добивались разрешения на перекрытие проспекта аль-Фараби не только у ДВД, но и у КНБ, так как эта улица имеет республиканское значение. С нами работал Александр Терехов, выполняемые им взрывы снимались, чуть ли ни с первого дубля.
Не легче это было сделать при помощи компьютерной графики?
В картине «Заговор Оберона» около 20% компьютерной графики, и в этом нам помогали Kazakhstan Computer Graphics под руководством Эрнара Курмашева.
В наших реалиях проще было взорвать 60 литров селитры, чем прорисовывать на компьютере. Сам элемент Оберон у нас полностью сделан при помощи компьютерной графики, процесс его перевоплощения также будет воспроизведен компанией KCG.
Не секрет, что каждая сцена, выполненная графически - это прибавление к бюджету. Дешевле сделать некоторые вещи по-настоящему.
Меня радует, что впервые в Казахстане, именно на нашем проекте была использована программа Houdini. По всему миру эта программа считается стандартом в использовании компьютерной графики. В Голливуде Houdini стали применять последние лет пять, среди россиян, Федор Бондарчук прибегнул к новой технологии в картине «Сталинград». Это значит, что казахстанский кинематограф практически идет в ногу со временем, не отставая от мировых киноиндустрий.
На одном из докладов об отечественной киноиндустрии Ермек Амирханович поделился, что картина «Мын бала» собрала зрителей больше, чем американский блокбастер, который шел в это же время. Будут ли в дальнейшем казахстанские проекты так же превосходить по просмотрам зарубежные фильмы, по Вашему мнению?
«Мын бала» - это вообще отдельный случай, и если мне скажут, что фильм сорвал больше денег, я поверю. Картина Акана Сатаева - общереспубликанский, патриотический проект, который выходит один раз в пятилетку. Но, если говорить о казахстанском кино в целом, то мы еще не скоро сможем конкурировать с зарубежными фильмами. Могу сказать точно, на отечественном кино можно зарабатывать. Например, фильм «Он и Она», хоть и не проект киностудии «Казахфильм», но в него была вложена некая сумма. В итоге, выиграли все: собрали кассу и получили сверхприбыль.
Потихоньку, наши кинематографисты готовятся делать кассовые фильмы. И, если нам выделят такой же бюджет, как в Америке, мы не растеряемся.
Можно ли снять хороший фильм за 200 тысяч долларов?
Хороший проект можно сделать и за 50 тысяч долларов. Вопрос в том, что ты от этого фильма ждешь, насколько картина будет реалистична. Можно даже взять камеру и снимать кино в одиночку. Просто люди, которые собираются работать над фильмом с таким небольшим бюджетом, зачастую сталкиваются с колоссальными расходами и проблемами, впоследствии которых допускаются ошибки. Чем меньше денег, тем усиленнее работает съемочная команда, как в интеллектуальном, так и физическом плане. Для того, чтобы снять достойную картину в такую сумму, нужно иметь профессионалов на площадке, сплоченную, монолитную команду. Ребята должны настолько любить и уважать режиссера, чтобы работать практически бесплатно. В мировой практике есть картины с менее густым бюджетом, но они - исключение из правил. Сам бы я, думаю, смог снять за такие деньги фильм. Только все же хочется работать над картиной в более масштабном финансовом плане, потому что на экране все видно.
Были ли моменты, которые Вы хотели переснять после окончания съемок?
Конечно. Мне кажется, такое есть у каждого режиссера. «Заговор Оберона» - мой дебют, поэтому было затрачено столько нервов, сняли много ненужного материала, кое-что не успели доснять. Нашей команде повезло в том плане, что съемочные дни были разделены на две части: больший период пришелся на сентябрь-ноябрь 2013 года, остальные дни закончили в мае этого года. В перерыве между съемками, мы успели смонтировать и увидеть те места, которых нам не хватало. Я могу считать себя счастливым режиссером, так как 80 процентов задуманного было сделано.
Актуален ли для Вас вопрос конкуренции?
С режиссерами моего поколения мы конкуренции не чувствуем. Сейчас мы действуем, как одно целое. Можно сказать, что молодое поколение конкурирует с режиссерами советского времени. Мы, молодые режиссеры, пытаемся доказать, что за те же деньги, возможно снять более качественный продукт. Если взглянуть правде в глаза, мы технологически лучше подкованы, у нас кругозор шире, да и у многих зарубежное образование.
Какой фильм Вы бы хотели снять?
Задумок много. Хотелось бы экранизировать классику, что-то народное, зарекомендованное, как вечность, например Чингиза Айтматова или Мухтара Ауэзова «Серый Лютый». На будущий год я рассматриваю несколько сценариев. В целом, буду продолжать работать в таком же направлении - экшн, боевик. Как мне кажется, первый блин вышел не комом, однако, судить об этом только зрителю!
Беседовала: Айдана Мамаева
Фото: Турар Давильбеков
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий