È

«Аритмия»: Пациент жив

Рецензия «Аритмия»

Пациент (метафорический эквивалент всего нынешнего состояния в постсоветском пространстве) действительно жив, нежели мертв. Хотя российский кинематограф последние годы убеждал себя и остальных в том, что общество, составляющие это общество люди и граждане давно уже потеряли свою суть и больше полноценно не существуют. Однако фильм Бориса Хлебникова «Аритмия», один из главных хитов уходящего сезона, доказывает обратное – да, пациент мучается и страдает – но он все же жив.

Удивляет то, как в маленькой истории про маленького человека, уместились почти все наболевшие проблемы российского (и не только) социума. Мы почти документально (оператор фильма Алишер Хамидходжаев, снимавший «Бумажного солдата» Германа-младшего и «Звезду» Меликян) наблюдаем за жизнью Олега (Александр Яценко) – он врач скорой помощи в провинциальном городке. У него есть жена Катя (Ирина Горбачева), врач приемного отделения. Между ними ссора и теперь они на грани развода. У Олега также проблемы с алкоголем, на работе шероховатости с начальством, которое требует соблюдения новых правил и реформ. Но вся проблема Олега в том, что он живой, нестандартный, неловкий, неподходящий. Он безусловно талантливый врач и своими неординарными решениями спасает пару жизней. Но он страдает. И даже не от какого-то зла, злодея или врага. В «Аритмии» нет явных полюсов. Олегу плохо от того, что жизнь так устроена. Просто так складывается его дорога. В начале фильма и в самом конце мы видим автомобиль скорой помощи, который застревает в пробке. И это прекрасный символ всех проблем Олега (и не только его) – в пробке никто не виноват.

Картина получила «Гран-при» кинофестиваля «Кинотавр». Этот факт и то, что он почти во всех смотрах получает приз зрительских симпатий доказывает, что «Аритмия» попала в точку, в наболевшие места, в нерв людей. Мы потихоньку в Олеге, угловатом и сложном герое, узнаем себя. Узнаем некоторые моменты из своей жизни, важные решения, когда надо действовать не по правилам, а так, как велит сердце, пульс, аритмия. Из-за этого и еще из-за того, что у фильма абсолютно точно подобранная интонация, его невозможно ругать. Можно, конечно, сказать, что это «не мое кино», но целенаправленно критиковать – очень сложно. С этим не справились даже российские кинокритики. Хотя старались.

В советском и затем в российском кинематографе была традиция странного и непонятного разделения между западостремящимися режиссерами, которые увлекались больше формой фильма, и русскостремящимися, которые думали о содержании фильма: Эйзенштейн и Довженко, Тарковский и Шукшин. И так далее. После «Аритмии» и «Нелюбви» эти роли, по мнению многих, заняли Хлебников и Звягинцев. Их, конечно, нельзя сравнивать. Звягинцев больше увлекается мыслями, идеями. Тогда как Хлебникова больше интересуют люди - странные и маргинальные, откинутые и опрокинутые, трагикомические. Отсюда и фильмы: «Долгая счастливая жизнь», «Сумасшедшая помощь», «Коктебель». Персонажей этих у Хлебникова обычно играет Яценко, любимый его актер - один из главных и талантливых актеров современного российского кинематографа, умеющий и в сериалах, и в кинокартинах держать высокую планку русской школы. В органике ему не уступает и Ирина Горбачева, также продолжающая традиции театральной игры. Полноту и густоту картине придают второстепенные исполнители: Николай Шрайбер, Сергей Наседкин, Максим Лагашкин, Анна Котова. В них узнаются классические типажи, которых можно встретить в любом спальном районе. Но в то же время - это полноценные личности.

На премьеру организаторы пригласили представителей казахстанской медицины, студентов медицинских вузов. Что очень верное решение, потому что фильм понравится людям из этой сферы – показаны смешные, трогательные, тяжелые моменты сложной и благородной профессии. Студенты во время просмотра смеялись, иногда горевали. Был резонанс между экраном и залом. И в голове невольно всплыли мысли, что они и есть наша будущая медицина, они будут лечить нас и наших детей, наше общество. Но жив ли наш пациент? И если жив, то в каком он состоянии? Лучше было бы ответить на эти вопросы фильмом, а не словами. Но пока как-то не выходит.

 

 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Аритмия» сеть кинотеатров Chaplin Cinemas.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

19 Апреля, 2018

В Алматы прошел закрытый показ фильма «Тренер»

Состоялся режиссерский дебют российского актера Данилы Козловского

Brod.kz

Рецензии

30 Июля, 2017

Кинофестиваль «Евразия»: «Аритмия»

Рецензия на фильм «Аритмия»

Brod.kz

Мировое кино

4 Апреля, 2018

«История одного назначения»: кадры из новой российской драмы

В центре фильма рассказ из жизни великого писателя Льва Толстого

Базаралы Жанаков

Мировое кино

2 Апреля, 2018

«Аритмия» Бориса Хлебникова стала триумфатором «Ники»

Итоги 31-й церемонии награждения российской национальной кинопремией

Базаралы Жанаков

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Татьяна Чернопятова

Актер

Валерия Заклунная

Актер

Дмитрий Замулин

Актер

Евгения Жигуленко

Режиссер

Борис Гитин

Актер

Василий Лановой

Актер

Борис Григорьев

Режиссер

Михаил Кузнецов

Актер