Clique Film Fest: «Призраки Исмаэля»

Clique Film Fest: «Призраки Исмаэля»

Деплешен – ткач, создающий из кинематографических инструментов свой собственный, странный и стремительный мир. «Призраки Исмаэля» – не один фильм, а несколько. Переплетаясь, соединяясь и разветвляясь, они создают сюжетную, материалистическую, многоуровневую паутину, основу для всех действ. В фильме течет по времени и идет вперед не только сюжет или герои, а даже сам стиль, приемы. Такое в мире кино делается редко – когда путешествует не только содержание, но и форма. Попытки предпринимались Линчем в фильме «Человек-слон», Скоттом в «Бегущем по лезвию», Тарковским в «Андрее Рублеве». У Деплешена картина начинается как полуавтобиографическая драма про художника-режиссера, который потерял свою жену и теперь мучается с новым фильмом. В духе позднего Кесьлевского или раннего Занусси. Но потом фабульная линия отходит назад и начинаются режиссерские выкрутасы: в фильме всплывают элементы саспенса, драмы, комедии, роуд-муви. Режиссер затопляет различными культурными отсылками, символами, загадками и подсказками.

Главный герой, Исмаэль Виллар, путешествует внутрь себя и своего творчества. Фамилия его жены – Блум, фамилия его вымышленного брата – Дедалус. Это отсылка к «Улиссу» Джеймса Джойса. Та же жена по сюжету исчезает на двадцать лет. Это похоже на фильм Антониони «Приключение», где есть темы исчезнувшей девушки и острова. Тройственность героев напоминает фильмы «Жюль и Джим» Трюффо и «Банда аутсайдеров» Годара. Только здесь вместо двух мужчин – две женщины. В середине герои начинают психологически мучить друг друга, прямо повторяя сцены из «Персоны», «Молчания», «Шепотов и криков» Бергмана. В фильме создается еще один фильм, а это явный символ бесконечности и Уробороса. Исмаэль с ума сходит от картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», где фламандский живописец изобразил и самого себя. Как и Деплешен самого себя в «Призраках Исмаэля». И таких мозаик в фильме достаточно, чтобы за ними следить отдельно от истории.

Сама же история витиеватая, закольцованная как клубок, иногда полупрозрачная и легкая как нить, создана для отвлечения. Для отвлечения от чего-то еще, от чего, что скрывается и все время ускользает – как тайна, как жизнь, как призрак. В «Призраках Исмаэля» есть что-то непознаваемое, двойное дно. Его надо смотреть несколько раз. Фильм в основном режиссерский и для режиссеров или вообще для людей, приближенных к миру кино, потому что исследовать всю эту культурологическую паутину будет скучно для обычных зрителей, которые следят только за историей. Да и истории, здесь, в общем-то, нет. Есть режиссер (Арно и Исмаэль) и его мучения, рефлексии. Как и герой Кауфмана из «Адаптации» Джонза, Исмаэль пытается осмыслить свою жизнь, творчество. В картине блестящий актерский состав – в ней снялись почти все звезды современного французского кино: Матье Амальрик в роли Исмаэля (режиссеры любят его видеть в качестве своих альтер-эго: Полански, на которого Амальрик очень похож, снимал его в своем фильме «Венера в мехах»; да и сам Деплешен снял его в нескольких своих фильмах, где он также играет рефлексирующего интеллигента: «Джимми Пикар», «Как я обсуждал…»); Марион Котийяр в роли Карлотты, жены Исмаэля; Шарлотта Генсбур в роли Сильвии, новой подружки Исмаэля, ну и Луи Гаррель в роли персонажа в фильме Исмаэля. Все актеры блестяще справляются с задачами режиссера: то они молодые и страстные любовники, то они дряхлые и опустошенные старики, то модели и куклы режиссерских задач.

«Прираки Исмаэля» похож на рассказы Борхеса (например, «Сад расходящихся тропок» или «Вавилонская библиотека») – такой же хитроумно задуманный, блестяще исполненный и нелегкий для восприятия. А в глубине, как и многие произведения искусства про одинокого человека, который запутался в этом мире, в самом себе и в своих призраках. Как и Исмаэль, фильм тоже окружен призраками – культурными, кинематографическими, литературными. И это замечательно.

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Рецензии

30 Ноября

«Она»: Что с Ней не так?

Мировое кино

06 Декабря

«Охота на воров»: премьера дублированного трейлера

Джерард Батлер всем задаст жару

Знай в лицо

Денин Тайлер

Актер

Чедвик Боузман

Актер

Борис Каморзин

Актер

Сергей Бадичкин

Актер

Элден Хенсон

Актер

Людмила Максакова

Актер

Константин Сорокин

Актер

Михаил Калинин

Режиссер