È

Clique Film Fest: «Призраки Исмаэля»

Clique Film Fest: «Призраки Исмаэля»

Деплешен – ткач, создающий из кинематографических инструментов свой собственный, странный и стремительный мир. «Призраки Исмаэля» – не один фильм, а несколько. Переплетаясь, соединяясь и разветвляясь, они создают сюжетную, материалистическую, многоуровневую паутину, основу для всех действ. В фильме течет по времени и идет вперед не только сюжет или герои, а даже сам стиль, приемы. Такое в мире кино делается редко – когда путешествует не только содержание, но и форма. Попытки предпринимались Линчем в фильме «Человек-слон», Скоттом в «Бегущем по лезвию», Тарковским в «Андрее Рублеве». У Деплешена картина начинается как полуавтобиографическая драма про художника-режиссера, который потерял свою жену и теперь мучается с новым фильмом. В духе позднего Кесьлевского или раннего Занусси. Но потом фабульная линия отходит назад и начинаются режиссерские выкрутасы: в фильме всплывают элементы саспенса, драмы, комедии, роуд-муви. Режиссер затопляет различными культурными отсылками, символами, загадками и подсказками.

Главный герой, Исмаэль Виллар, путешествует внутрь себя и своего творчества. Фамилия его жены – Блум, фамилия его вымышленного брата – Дедалус. Это отсылка к «Улиссу» Джеймса Джойса. Та же жена по сюжету исчезает на двадцать лет. Это похоже на фильм Антониони «Приключение», где есть темы исчезнувшей девушки и острова. Тройственность героев напоминает фильмы «Жюль и Джим» Трюффо и «Банда аутсайдеров» Годара. Только здесь вместо двух мужчин – две женщины. В середине герои начинают психологически мучить друг друга, прямо повторяя сцены из «Персоны», «Молчания», «Шепотов и криков» Бергмана. В фильме создается еще один фильм, а это явный символ бесконечности и Уробороса. Исмаэль с ума сходит от картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини», где фламандский живописец изобразил и самого себя. Как и Деплешен самого себя в «Призраках Исмаэля». И таких мозаик в фильме достаточно, чтобы за ними следить отдельно от истории.

Сама же история витиеватая, закольцованная как клубок, иногда полупрозрачная и легкая как нить, создана для отвлечения. Для отвлечения от чего-то еще, от чего, что скрывается и все время ускользает – как тайна, как жизнь, как призрак. В «Призраках Исмаэля» есть что-то непознаваемое, двойное дно. Его надо смотреть несколько раз. Фильм в основном режиссерский и для режиссеров или вообще для людей, приближенных к миру кино, потому что исследовать всю эту культурологическую паутину будет скучно для обычных зрителей, которые следят только за историей. Да и истории, здесь, в общем-то, нет. Есть режиссер (Арно и Исмаэль) и его мучения, рефлексии. Как и герой Кауфмана из «Адаптации» Джонза, Исмаэль пытается осмыслить свою жизнь, творчество. В картине блестящий актерский состав – в ней снялись почти все звезды современного французского кино: Матье Амальрик в роли Исмаэля (режиссеры любят его видеть в качестве своих альтер-эго: Полански, на которого Амальрик очень похож, снимал его в своем фильме «Венера в мехах»; да и сам Деплешен снял его в нескольких своих фильмах, где он также играет рефлексирующего интеллигента: «Джимми Пикар», «Как я обсуждал…»); Марион Котийяр в роли Карлотты, жены Исмаэля; Шарлотта Генсбур в роли Сильвии, новой подружки Исмаэля, ну и Луи Гаррель в роли персонажа в фильме Исмаэля. Все актеры блестяще справляются с задачами режиссера: то они молодые и страстные любовники, то они дряхлые и опустошенные старики, то модели и куклы режиссерских задач.

«Прираки Исмаэля» похож на рассказы Борхеса (например, «Сад расходящихся тропок» или «Вавилонская библиотека») – такой же хитроумно задуманный, блестяще исполненный и нелегкий для восприятия. А в глубине, как и многие произведения искусства про одинокого человека, который запутался в этом мире, в самом себе и в своих призраках. Как и Исмаэль, фильм тоже окружен призраками – культурными, кинематографическими, литературными. И это замечательно.

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля, 2017

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Выбор Бродвея

05 Января

10 лучших фильмов 2020 года

Казахстанское кино

21 Декабря

Картина, спродюсированная казахстанцем, будет участвовать на престижном кинофестивале Sundance

Новая адаптация «Ромео и Джульетты»

Знай в лицо

Артур Янусяк

Актер

Анна Гужик

Актер

Эльжбета Груца

Актер

Агнешка Гроховска

Актриса

Рышард Гралак

Актер

Филип Фабис

Актер

Чловек Новей Эры

Актер

Вальдемар Чишак

Актер