Деньги есть, теперь творчество

Деньги есть, теперь творчество

«Во всех передвижениях во время боя следует перемещать ноги быстро, спокойно и мягко. Эта манера передвижения обеспечивает боксеру хороший стиль. Никогда не следует ни топтаться на месте, ни порывисто бросаться вперед, теряя под собой опору. Необходимо всегда чувствовать себя устойчиво стоящим на ногах, способным сопротивляться ударам противника, готовым в любую секунду двинуться в направлении, требуемом обстоятельствами боя».

Яков Браун «Правильная работа ног в боксе»

С 19 ноября в отечественный прокат выходит новый фильм Аскара Узабаева «Жол» («Путь боксёра»). В этот же день в кинотеатре Cinemax состоялся предпоказ картины. Это, наверное, был самый долгожданный фильм казахстанского кинематографа. «Жол» анонсировали еще в 2013 году, но тогда фильм перенесли по непонятным соображениям. В дальнейшем, по словам самого режиссера, выяснилось, что представители «Казахфильма» были категорически против некоторых сцен. Борьба за то, чтобы картина вышла в прокат, была не на жизнь, а на смерть. Создатель картины бился за каждый кадр своего фильма. В конце концов, обе стороны пришли к компромиссному решению. И, скорее всего, на компромисс больше пошёл Узабаев.

Об этом красноречиво говорит один факт: между трейлером, который вышел годом ранее, и непосредственно самим фильмом есть огромная разница. Вырезаны многие ключевые и интересные сцены, изменена цветокоррекция фильма – с цвета на черно-белый (видимо, из-за обилия крови в кадре), сокращены до минимума линии нескольких героев, смягчены и затушированы реплики. Конечно, всё вместе в итоге сделало из перспективного материала стандартную «драму».

ЖолЭтот кадр отсутствует в фильме, но есть в трейлере
Жол

Сюжет фильма «Жол» – это история молодого уличного бойца-самоучки по кличке Огонёк (Назар Шархан), который работает на алматинской барахолке и параллельно участвует в подпольных боях без правил, которые контролирует криминальный босс в блистательном исполнении Димаша Ахимова. Со временем герой приходит к пониманию того, что большой ринг профессионального бокса – это его жизнь. Он вырывается из замкнутого круга уличных боёв и ставок, когда приходит в боксёрский клуб…

Фильм начинается, как все классические истории, где герой стремится к своей цели. В данном случае – стать профессиональным боксёром и блистать на международной арене. Естественно, по всем правилам жанра, на пути к осуществлению мечты начинают появляться препятствия разного масштаба. Начиная от социального неблагополучия и проблем на любовном фронте и заканчивая конфликтом с криминальными авторитетами. Мы, насмотренные фильмами в жанре «преодоления», ждём того, что герой будет постепенно одолевать эти драматургические холмы. Но нет. Не всё так просто, потому что живём-то мы все-таки в Казахстане. Проблемы остаются проблемами, а герой – просто любителем бокса. Ближе к концу фильма мы понимаем, что вместо мейнстрима нам подсунули арт-хаус, повествующий скорее не о преодолении, а больше о сопротивлении. У нас невозможно, по крайней мере, очень сложно подниматься, нужно хотя бы стоять на месте. Из-за нашей специфической ситуации страдает драматургия. Герой, а вместе с ним и фильм топчутся на месте. Он хочет что-то сделать, но не может. Дамоклов меч социального неравенства, перманентного фатума как бы нависает в каждом кадре и в итоге – полные безысходность и бессилие. Впрочем, мы все-таки живём. Опять же, по причине того, что наша страна Казахстан, а не пресловутые Соединённые Штаты, где можно добиться успеха. В западное лекало и форму втиснуто казахское содержание.

ЖолРежиссёрский почерк в фильме особо не наблюдается. Да и каков он – режиссёрский почерк Аскара Узабаева? Фильмы «Коктейль для звезды» и «Осторожно, корова!» при их высоком профессионализме все же остаются заказными фильмами. Надеемся, при последующих фильмах Узабаева мы лучше узнаем о его мировоззрении и его мыслях. Конечно, если он поменьше будет идти на компромиссы лишь для того, чтобы его фильмы выходили в прокат и собирали деньги. Но есть и режиссёрские плюсы в некоторых моментах. Чего стоят сцены на барахолке,«сделанные» под Вонга Кар-Вая (базар раньше так не показывали, так что Узабаев открывает новые кинематографические пространства южной столицы), или снятые в цвете воспоминания главного героя. Рука чувствуется, просто надо перестать снимать «заказное». Деньги есть, теперь творчество. Остальные члены съёмочной группы работают на крепком, профессиональном уровне. Камера Азамата Дулатова то динамично порхает над рыночными строениями, то лирично улавливает блики на кровавых руках главного героя. Музыка Никиты Карева добавляет новый, глубокий уровень, усиливая тем самым эмоциональное воздействие на зрителя. Гримёры с успехом отработали своё дело, достоверно передав кровоподтёки и раны. Отдельное слово об исполнителях. Многие сцены построены именно на контрасте двух актёров: маленький, крепкий Назар Шархан и долговязый, по-своему пугающий Димаш Ахимов. Новая и старая школа актёрства. Оба сильные, оба передают весь эмоциональный колорит своих персонажей. К ним органично дополняются второстепенные актеры: Ержан Тусупов, Ерик Жолжаксынов, наш вездесущий «шал» Ерболат Тогузаков, Дулат Жумакадыр. Переплетаясь, все создают интересный актёрский ансамбль. Аскар УзабаевРезультат выходит вроде бы достойный: смотрибельный, жанровый фильм. Но все равно чего-то не хватает. Видимо, глубины, погружения истории в круг экзистенциальный, метафорический, мощного катарсиса в конце. Чувствуется недостаточная проработка сценария, даже если его писал сам режиссёр. А может быть, именно из-за того что писал сам режиссёр. Так или иначе, чувствуется корреляция драматургического воздуха. Картина плоская и в плане фабулы, и в плане построения. Но! В конце концов, топтаться на месте – не самое страшное. Самое страшное – просто стоять. Чего не делает Узабаев. Он снимает, пишет, продюсирует... И это самое главное. 

В кино ходил Баглан Кудайберлиев

Жол

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

8 Ноября, 2016

По-хорошему о лучшем

Рецензия на фильм Оксаны Карас «Хороший мальчик» 

Альберт Ахметов

Рецензии

22 Декабря, 2016

«Пассажиры»: Неспящие в космосе

Рецензия на фильм Мортена Тильдума «Пассажиры»

Brod.kz

Рецензии

7 Сентября, 2016

Расколбасили тут!

Рецензия на мультфильм для взрослых «Полный расколбас»

Альберт Ахметов

Рецензии

12 Января

«Почему он?»: Люби меня смешнее

Мировое кино

11 Января

Студия Disney разместила трейлер «Тачки 3»

Премьера фильма состоится летом 2017-го года

Знай в лицо

Маулутхан Сагимбаев

Оператор

Саят Исембаев

Актер

Аша Матай

Актриса

Берик Айтжанов

Актер

Серик Абишев

Продюсер

Жанна (Жаннат) Куанышева

Актриса

Аскар Узабаев

Режиссер

Жанат (Жан) Байжанбаев

Актер