Деньги есть, теперь творчество
«Во всех передвижениях во время боя следует перемещать ноги быстро, спокойно и мягко. Эта манера передвижения обеспечивает боксеру хороший стиль. Никогда не следует ни топтаться на месте, ни порывисто бросаться вперед, теряя под собой опору. Необходимо всегда чувствовать себя устойчиво стоящим на ногах, способным сопротивляться ударам противника, готовым в любую секунду двинуться в направлении, требуемом обстоятельствами боя».
Яков Браун «Правильная работа ног в боксе»
С 19 ноября в отечественный прокат выходит новый фильм Аскара Узабаева «Жол» («Путь боксёра»). В этот же день в кинотеатре Cinemax состоялся предпоказ картины. Это, наверное, был самый долгожданный фильм казахстанского кинематографа. «Жол» анонсировали еще в 2013 году, но тогда фильм перенесли по непонятным соображениям. В дальнейшем, по словам самого режиссера, выяснилось, что представители «Казахфильма» были категорически против некоторых сцен. Борьба за то, чтобы картина вышла в прокат, была не на жизнь, а на смерть. Создатель картины бился за каждый кадр своего фильма. В конце концов, обе стороны пришли к компромиссному решению. И, скорее всего, на компромисс больше пошёл Узабаев.
Об этом красноречиво говорит один факт: между трейлером, который вышел годом ранее, и непосредственно самим фильмом есть огромная разница. Вырезаны многие ключевые и интересные сцены, изменена цветокоррекция фильма – с цвета на черно-белый (видимо, из-за обилия крови в кадре), сокращены до минимума линии нескольких героев, смягчены и затушированы реплики. Конечно, всё вместе в итоге сделало из перспективного материала стандартную «драму».
Сюжет фильма «Жол» – это история молодого уличного бойца-самоучки по кличке Огонёк (Назар Шархан), который работает на алматинской барахолке и параллельно участвует в подпольных боях без правил, которые контролирует криминальный босс в блистательном исполнении Димаша Ахимова. Со временем герой приходит к пониманию того, что большой ринг профессионального бокса – это его жизнь. Он вырывается из замкнутого круга уличных боёв и ставок, когда приходит в боксёрский клуб…
Фильм начинается, как все классические истории, где герой стремится к своей цели. В данном случае – стать профессиональным боксёром и блистать на международной арене. Естественно, по всем правилам жанра, на пути к осуществлению мечты начинают появляться препятствия разного масштаба. Начиная от социального неблагополучия и проблем на любовном фронте и заканчивая конфликтом с криминальными авторитетами. Мы, насмотренные фильмами в жанре «преодоления», ждём того, что герой будет постепенно одолевать эти драматургические холмы. Но нет. Не всё так просто, потому что живём-то мы все-таки в Казахстане. Проблемы остаются проблемами, а герой – просто любителем бокса. Ближе к концу фильма мы понимаем, что вместо мейнстрима нам подсунули арт-хаус, повествующий скорее не о преодолении, а больше о сопротивлении. У нас невозможно, по крайней мере, очень сложно подниматься, нужно хотя бы стоять на месте. Из-за нашей специфической ситуации страдает драматургия. Герой, а вместе с ним и фильм топчутся на месте. Он хочет что-то сделать, но не может. Дамоклов меч социального неравенства, перманентного фатума как бы нависает в каждом кадре и в итоге – полные безысходность и бессилие. Впрочем, мы все-таки живём. Опять же, по причине того, что наша страна Казахстан, а не пресловутые Соединённые Штаты, где можно добиться успеха. В западное лекало и форму втиснуто казахское содержание.
Оцените рецензию
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий