È

Другой взгляд на анимацию

Другой взгляд на анимацию

Зритель, пришедший провести свое свободное время у плазменных экранов, не всегда может определить после просмотра фильма, была ли это реальность или визуальные эффекты. Лидирующую позицию в создании 3D-графики и анимации в казахстанской CG-индустрии занимает студия Kazakhstan Computer Graphics. В какую «копеечку» влетает отечественному кинематографу работа с трехмерной анимацией, рассказывает продюсер KCG Эрнар Курмашев.


Эрнар Курмашев


- Эрнар, Вы - один из создателей и идейных вдохновителей KCG, расскажите историю становления компании?

Когда мы с друзьями еще учились в университете, начали увлекаться компьютерной графикой, 3D- моделированием. Благодаря нашим познаниям, мы стали презентовать свои проекты визуально, тем самым, удивляя преподавательский состав. На 5-м курсе я устроился работать в международную инжиниринговую компанию. Там, с использованием компьютерной графики и анимации, мы наглядно показывали, что из себя представляет та или иная технология, оборудование. Тогда я осознал, что трехмерное моделирование и анимация - отличный инструмент продаж для любого продукта. В это же время я и мой друг, который также увлекался 3D- графикой, узнали о конкурсе инновационных проектов. Когда мы подали заявку на участие, то среди конкурсантов оказалось около двухсот команд. Наша бизнес идея попала в десятку Лучших, затем вошла в финал, и в итоге заняла 2-е место. Конечно, денежный приз мы не получили, но и не сдались, а стали искать частного инвестора.

Так, одна крупная компания поверила в наш стартап и помогла с оборудованием, командой и первыми клиентами. «Встав на ноги», мы ушли в свободное плавание и начали искать заказчиков среди строительных компаний.

Компания начала развиваться очень быстро. За год штат увеличился от трех до пятнадцати человек. Но тут наступил строительный кризис, который повлек за собой тяжелые времена для компании. Понимая, что строительный кризис за один день не закончится, мы начали искать другие направления деятельности. В то время я познакомился с режиссером Рустемом Абдрашевым, который собирался снимать картину «Подарок Сталину». Выяснилось, что ему необходимо создать в компьютерной графике эффект ядерного взрыва, за который уже собиралась взяться московская студия визуальных эффектов. Мы решили рискнуть и предложили цену в пять раз дешевле. Поскольку фильм должен был участвовать на международных фестивалях, на нас легла огромная ответственность. В течение двух месяцев студия круглосуточно занималась только этим проектом. Мы изучали физику ядерного взрыва, технические нюансы производства визуальных эффектов для фильмов с разрешением 2К, совмещение компьютерной графики с 35-мм пленкой и т.д. Результат нас, конечно, обрадовал: на открытии Пусанского кинофестиваля, фильм вызвал положительные отзывы со стороны критиков и зрителей. А несколько лондонских изданий даже написали, что ядерный взрыв в финале был выполнен хорошо, и абсолютно не выбивался из контекста. После кинокартины «Подарок Сталину», KCG стала первой компанией в Казахстане, которая сделала визуальный эффект для полнометражного кино. На тот момент ниша визуальных эффектов в кинематографии была свободна, и мы продолжили развиваться в этом направлении. О KCG узнала киностудия «Казахфильм» и стала активно сотрудничать с нами. На сегодняшний день, в сотрудничестве, мы произвели около шести фильмов, еще две картины в производстве. Так же сотрудничаем с телекомпаниями «Казахстан» и «Хабар».


Команда KCG


- Что представляет собой технология Motion Capture?

После участия в конкурсе «NIF 50k» (ведущий конкурс в Казахстане в области популяризации инновационной деятельности - Прим.Ред.), нас активно начало поддерживать государство в лице Министерства индустрии и новых технологий. И, когда в 2008-м году, начал свою деятельность СЭЗ ПИТ «Алатау IT City» (свободная экономическая зона, парк инновационных технологий – Прим. Ред.), компания сразу же стала участником ПИТ и получила налоговые и таможенные льготы.

В 2011-м году, студия KCG подала заявку в Национальное Агентство Технологического Развития на приобретение технологии motion capture. Выиграв грант, мы стали первопроходцами в Казахстане по части анимации персонажей и объектов.

Технология захвата движений позволяет максимально эффективно производить трехмерную анимацию. От телеканала «Казахстан» студия получила заказ на производство сериала «Батырлар». Думаю, многие со мной согласятся, что «Батырлар» - это лучшее анимационное качество в Казахстане. Также, мы работаем еще над двумя проектами: исторический анимационный сериал - заказ киностудии «Казахфильм», обучающий сериал для детей – «ЭКСПО-2017».


На Motion Capture студии. Подготовка к записи.


- Над какими проектами Вы работали?

Последние 5 лет я занимаюсь продюсерской деятельностью. Закончив в Лос-Анджелесе New York Film Academy по специализации «Продюсирование», я применяю свои знания в проектах киностудии «Казахфильм». Картина Егора Кончаловского «Возвращение в А» стала моим дебютом как продюсера. Затем, работал над фильмами: «Небо моего детства», «Путь лидера», «Книга легенд: Таинственный лес» и для телеканала «Хабар» запустили съемки сериала «Консультанты». Сейчас у нас в разработке совместный проект с режиссером Чаком Расселом под рабочим названием «Джин» (Djin).

- Есть ли у KCG конкуренты на казахстанском анимационном рынке?

Благодаря киностудии «Казахфильм» и появлению детского телеканала «Балапан», этот рынок в Казахстане стал динамично расти. Появляются новые анимационные студии, и конкуренция как таковая начинает появляться. И я считаю, что это очень хорошо. Если конкуренции нет, значит, рынок никому не интересен. Иногда KCG наоборот, сотрудничает со своими оппонентами над многообещающим проектом. Однозначно, мы всегда рады появлению новых студий. KCG - это серьезная и развитая компания, занимающая лидерские позиции на рынке визуальных эффектов и трехмерной анимации в Казахстане.

Основная миссия студии – производить, как можно больше собственного анимационного продукта для наших детей, чтобы вытеснить с экранов детских телевизионных каналов иностранные персонажи.

А, основная цель – выйти на международный рынок со своей оригинальной продукцией. Планируя выйти на международную арену, чем казахстанская компания будет удивлять зарубежные анимационные корпорации? В год по всему миру в кинопрокат выходит примерно 200 мультфильмов. К данной категории со стороны кинотеатров повышенный спрос: во-первых, детская аудитория привлекает за собой взрослую, во-вторых, дети не требуют сумасшедшего качества картинки или звука. Конечно, в ближайшие годы, мы не сможем конкурировать с «Disney» или «Pixar», но KCG может сделать намного лучший продукт, чем, к примеру, немецкий мультфильм «Тарзан». У многих стран-производителей анимационного контента качество изображения не лучше нашего, можно сказать, что даже хуже. И все же, они продают свою продукцию на зарубежные экраны и телевизионные каналы. Казахстанские телеканалы закупают анимационные сериалы в зависимости от государственного бюджета. Что касается «Батырлар», наша компания сама инвестировала в проект, потому что телеканал «Казахстан» не может взять на себя тот бюджет, который покрыл бы себестоимость сериала. Стоимость производства одной серии мультфильма «Батырлар» составляет около 15 млн тенге. Заказчик может оплатить только 6 млн тенге, это в два раза меньше реальной цены. Но есть и хорошая сторона, этот проект поддержала партия «Нур Отан» и помогла нам привлечь частных спонсоров.


Композитинг - сведение всех слоев в единую картинку. На мониторе - дерево нод, по которому будет осуществлен финальный просчет.


- По какому принципу подбирается будущий сотрудник анимационной студии? Расскажите о KCG School?

Самая большая проблема в этом бизнесе - нехватка специалистов. Поэтому, нам приходится самим «воспитывать» специалистов или приглашать зарубежных. Мы приглашаем иностранные кадры, чтобы они помогли выстроить процесс производства анимации по международным стандартам. Местные ребята, работая с заграничными мастерами, учатся у них и перенимают опыт. Также, мы набираем стажеров, которых привлекаем к рабочим процессам.

При Kazakhstan Computer Graphics была создана KCG School -профессиональная школа компьютерной графики, в которой открыто обучение по курсам трехмерного моделирования, анимации, композитинга и визуальных эффектов.

После прохождения курса, лучшим студентам предоставляется возможность пройти стажировку, или даже попасть в штат. Обучение длится от 2-х месяцев. Мы заинтересованы в целеустремленных студентах, поэтому существует система значительных скидок для тех, кто занимается самостоятельно.

- KCG работает над фильмом «Заговор Оберона», какова стоимость компьютерного взрыва? И сколько времени занимает сам процесс?

Все зависит от того, что снимают: крупные планы всегда обходятся заказчикам дороже, чем общие. Ядерный взрыв к фильму «Подарок Сталину» в те времена и по сниженной цене обошелся в 10 тысяч долларов. Длительность взрыва была 10 секунд, соответственно, стоимость секунды здесь составила 1000$. Взрыв является одним из самых сложных воспроизводимых элементов, так как идет работа с частицами огня и дыма. По времени производство одного взрыва может занять от 1-го до 3-х месяцев работы. Поэтому, если есть возможность, легче и дешевле снять реальный взрыв. Но, если необходимо взорвать машину или городскую достопримечательность, то, конечно, придется делать все на компьютере.


Так рождается цифровой огонь. Расчет геометрии для флюидов.


- Дорого ли в Казахстане делать компьютерную графику? Не уйдет ли отечественный заказ к российским или китайским компаниям?

KCG может заручиться, что работать с нами для соотечественников - финансово выгодно. У нас цены ниже, чем в России и Китае. Если, для сравнения взять Голливуд, то там средний бюджет фильма с компьютерной графикой выходит в 5 миллионов долларов, у нас - 300 тысяч долларов. Большая ошибка наших кинематографистов в том, что они изначально не учитывают компьютерную графику и снимают без участия на площадке супервайзера по визуальным эффектам. И потом, на пост-продакшне все недочеты съемочной группы, исправления в разы скажутся на бюджете картины.

- Над какими зарубежными картинами хотелось бы поработать?

В первую очередь, это, безусловно, картина с режиссером Чаком Расселом. «Джин» (Djin) - мой первый международный опыт как продюсера, и у KCG как студии визуальных эффектов и анимации. Конечно, мы привлечем профессионалов из США и Канады, которые будут работать в партнерстве с Kazakhstan Computer Graphics.


Несмотря на то, что создание мультфильма - творческий процесс, на многих этапах производство требует глубоких знаний математики и физики. Освещение в мультфильме - огромный код (называемый шейдером), описывающий поглощение и рассеивание света, наложения текстуры, отражение и преломление, затемнение, смещение поверхности и другие эффекты.


- Планируете ли закупать инновационные технологии?

KCG планирует не только закупать оборудование, но и разрабатывать собственные ноу-хау и программное обеспечение. У нас есть идеи создать несколько инновационных сервисов, у которых нет аналогов в СНГ и даже в мире.

Редакция Бродвея благодарит Эрнара Кумашева за интервью и желает Kazakhstan Computer Graphics творческих успехов. Мы с нетерпением будем ждать ваших новых интересных проектов!

Текст: Айдана Мамаева

Фото: Анвар Ракишев

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

4 августа 2017, 14:13

Интересно, на сколько поменялась система за 3 года

Рекомендуем

Казахстанское кино

30 Января, 2016

Фильмом «Қазақ елі» заинтересовались китайские прокатчики

Директор Департамента сообщила, что права на прокат фильма могут быть проданы Китаю.

Aidana Mamayeva

Казахстан и Китай снимут совместное кино

Отечественные кинематографисты возьмутся за фильм о китайском композиторе

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

16 Декабря, 2014

14 фильмов 2014 года

Небольшой обзор

Виталий

Казахстанское кино

27 Октября, 2014

«Заговор Оберона» уже близко!

В сети появился трейлер долгожданного фильма

Виталий

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Владимир Раутбарт

Актер

Мария Виноградова

Актер

Лия Ахеджакова

Актриса

Людмила Гнилова

Актер

Тамара Дмитриева

Актер

Зоя Федорова

Актер

Алла Червонная

Актер

Юрий Прытков

Режиссер