Как легко испортить имидж нации

Как легко испортить имидж нации

О том, что появился фильм «Борат», я узнала на фестивале в Коттбусе (Германия), когда мы вместе обедали с коллегами-кинематографистами из Румынии. Все началось с обычных при знакомстве фраз: «А вы откуда?». Когда я ответила, что я из Казахстана, то в ответ был сначала смешок, а потом: «Да, знаем… «Борат». Потом румынские кинематографисты извинились за смех, просто это было не произвольная реакция, а вообще они считают, что такого рода фильмы оскорбляютне только Казахстан, но и Румынию, где фильм снимался. И что вообще такого рода юмор не заслуживает внимания, и беда румынской кинематографии в том, что кто хочет, тот и приезжает к ним и снимает фильмы, но это не делает чести ни тем ни другим. После такого рода разговора, когда я вообще не понимала, о чем идет речь, отложила свои фестивальные просмотры и пошла в рядовой кинотеатр, где в прокате шел фильм «Борат» и решила посмотреть, что же такого наснимал Саша Барон Коэн о Казахстане.

То, что я увидела на экране, меня искренне возмутило. Я не понимаю, как вообще такое могло произойти в XXI веке! Ведь это не просто насмешка над казахами, это оскорбление государства и государственных символов, потому что самый первый кадр – флаг нашего государства, а потом титр, что фильм снимается якобы по заказу Министерства культуры Республики Казахстан.

Кадр из фильма «Борат»

Потом мне стало понятно, почему возмущались румынские кинематографисты. Первая часть фильма, которую можно условно назвать «Борат дома», снималась в одном из отдаленных горных сел Румынии. Полуразрушенные дома, скот в доме, дети с оружием. Все снято якобы под документальное кино, но очевидно, что авторы искусственно создают атмосферу маразма и деградированного общества. И все это показывается на Казахстан! И главный герой фильма якобы журналист-казах Борат Сагдиев показывает свое село, где царит нищета, разруха, проституция, сексуальное насилие. Вдобавок к всему, национальный напиток – лошадиная моча. После этих кадров было единственное желание – покинуть зал, но я осталась досмотреть до конца. Хотя бы для того, чтобы знать, как отныне мир будет принимать казахов.

Оставшиеся кадры были еще похлеще, потому что Борат отправляется в Америку брать интервью и везде демонстрирует свою дикость и тупость. Попав в лифт гостиницы, он думает, что это его комната и начинает раздеваться. Сидя на официальном приеме, он выходит в туалет и возвращается со своими фекалиями в мешочке, спрашивая, что с ними дальше делать. Стирает свое белье он в речке в парке прямо в центре города. Увидев унитаз, он начинает в нем умываться. Ходит по-большому и мастурбирует он прямо на улице. И все в таком духе. Самый пик его гэгов – когда он голый бегает по улицам. Причем через каждые пять минуть он повторяет: «Я- Казах».

Вот так, за полтора часа экранного времени, создается ужасающий имидж дикой, необразованной нации. И лейбл такого маразмирующего казаха автоматически приклеивается к любому гражданину страны.

Что с этим делать?

Кадр из фильма «Борат»

Я думаю что этим вопросом задаются все казахстанцы: от чиновников самого высокого ранга до обычного гражданина. Да, фильм не будет показываться в Казахстане, и Россия отказалась от его проката, как расистской и порнографической картины. Но весь мир смотрит! Да еще как! За две недели проката в ноябре фильм собрал 120 миллионов долларов. Сам Саша Барон Коэн – автор сценария и исполнитель главной роли стал самым дорогостоящим актером в истории Великобритании. И что самое неприятное, так это то, что, войдя в коммерческий кинематограф, Саша Коэн не остановится, будет снимать продолжение похождении Бората и придумывать все новые гэги про казахов в разных странах.

Конечно, можно реагировать по-разному: не опускаться до того, чтобы противостоять какому-то комику; игнорировать факт его существования; делать вид, что ничего страшного не происходит… Но ведь речь идет не об оскорблении какой-то одной личности, речь идет о целой нации, об оскорблении государственных символов! И мне думается, что нельзя попустительствовать дурацким гэгам и шуточкам Коэна по отношению к целому народу. В конце концов, если отдельная личность попадает в Страсбургский суд, отстаивая свои гражданские и человеческие права, почему Казахстан не может подать в суд на кинокомпанию 20th Century Fox за оскорбление государственных символов страны?

И другой вопрос, который не перестает меня мучить: почему этот комик выбрал объектом своих насмешек Казахстан? Как заметил по этому поводу один российский журналист: смеются над теми, кто позволяет над собой смеяться. Не турок, не иранец, не палестинец, а миролюбивый казах. С другой стороны, трудно себе представить, чтобы объектом насмешек стал герой какой-то из европейских стран. Объединенная Европа тут же встала бы на защиту своих прав и достоинств! Значит, дело в том, что некому заступиться? Или, точнее сказать, не с кем солидаризоваться в том, чтобы противостоять насмешкам и глумлению одного комика над целым народом? Больше вопросов чем ответов.

Саша Барон Коэн

Какие извлекаются уроки?

В прессе проскользнуло мнение, что создание такого рода фильма –политический заказ. Сложный вопрос. Чей заказ? Почему? Да, картина делает сейчас большие сборы, но и затрачено на ее производство 17 миллионов долларов. То есть в какой-то момент было решено, что такого рода проект надо осуществить. Зачем? Только ли в коммерческих целях?

Проект «Борат», конечно же, инструмент большой политики. Но что случилось, то случилось. Гораздо важнее, какие будут от этого извлечены уроки.

Урок первый. Если самим не заниматься имиджем страны на культурном фронте, то это сделают другие. Вот где сказывается отсутствие продуманной культурной политики Казахстана. И политика эта должна быть нацелена не только на сохранение культурного наследия, но и на активное экспортирование казахстанских культурных ценностей. Мы все еще обращены в наше славное прошлое, а образ казаха-современника создают за нас другие. Но мало просто снимать фильмы о современности, необходимо выходить с ними за пределы страны. И элементарно иметь план промоушена и продвижения казахстанского кинематографа на мировые рынки. В том же Коттбусе румыны представили свою краткосрочную программу развития и выхода на внешний рынок национального румынского кинематографа, а у нас этого документа нет даже в написанном виде.

Урок второй. Необходимо усилить влияние институтов внешней политики Казахстана. Меня, к примеру, всегда поражало, как мобильна французская дипломатия, касается ли это вопросов освобождения заложников или распространения французских культурных ценностей. Появление феномена «Борат» - увы, показатель того, что в мире с нами не считаются. И здесь должна активизироваться наша дипломатия. Если раньше я с гордостью говорила: «Я из Казахстана», и собеседники – кто знали, кто нет об этой стране, то сейчас каждый хихикнет: «А, из Казахстана… знаем-знаем». Испортить имидж страны оказалось возможным всего лишь одним фильмом, а сколько нужно усилий, чтобы ее воссоздать?!

Кадр из фильма «Борат»

Урок третий. Мы должны научиться уважать самих себя, и тогда мир будет уважать нас. За пятнадцать лет независимости у нас не сформировалось в должной степени чувство патриотизма и уважения к своей родине. Это выражается во всем: в отношении к казахскому языку, национальной культуре, в отсутствие интереса к национальным героям и т.д. Мы все время гонимся за чужими ценностями, и вот в результате мы получили такой феномен глумления над целой страной. Но то, как мы сможем разрешить эту ситуацию с «Боратом», мне думается, во многом определит, как к нашей стране будут относится в будущем.

 

г. Алматы 2007 год.

Журнал «Кинофорум». Автор: Гульнар Абикеева

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

13 Августа 2017, 21:56

но фильм то ржака))

Рекомендуем

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

14 Октября, 2016

Программа Clique Film Fest

В рамках фестиваля покажут 24 киноленты

Каскыр Айгерим

Казахстанское кино

9 Августа, 2016

«Мы здесь не ради гонорара или славы»

Актеры сериала «Іңкәр жүрек 2» рассказали о своих героях

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

8 Августа, 2016

«Көзайым»

BasDalaGrouр снимает сериал 

Aidana Mamayeva

Рецензии

10 Октября

«Когда ангелы спят»: Казнить нельзя помиловать

Казахстанское кино

13 Октября

Карина Жумалиева играет главную героиню в сериале «Көне жетіген»

Начинающая актриса рассказала, как проходят съемки сериала

Знай в лицо

Ела Санько

Актер

Асия Байгожина

Режиссер

Максим Митяшин

Актер

Дмитрий Шаракоис

Актер

Натали Портман

Актер

Владимир Лепко

Актер

Ерик Жолжаксынов

Актер

Кевин Поллак

Актер