«Крылья, подаренные матерью»: Бедные, наверное, тоже плачут

Рецензия «Крылья, подаренные матерью»

Откуда берется вдохновение, не знает никто. К одним оно приходит после определенных событий в жизни, к другим – после просмотра латиноамериканских сериалов. Что бывает в случае воплощения второго варианта, отражено в новом кинофильме «Крылья, подаренные матерью», вышедшем в казахстанский прокат.

С самого начала Дамир читает рэп на студии звукозаписи, в перерыве выходит в туалет, чтобы нюхнуть очередную дозу, в это время слышит, что его шефу срочно нужен автор стихов. Дамир предлагает «парня из аула, который нормальные стихи напишет».

Действие переносится в пригородный поселок Алматы. Парень Амир живет с мамой Карлыгаш, оставшейся вдовой после смерти мужа-ветерана войны в Афганистане, учится в школе в выпускном классе, пишет стихи, за что его хвалит учитель Канат Оспанович и, видимо, любит Динара – дочка учителя и одноклассница Амира. Жизнь идет своим чередом, Амир начинает подрабатывать, чтобы купить кроссовки. На протяжении получаса происходит еще немало не наполненных смыслом диалогов и событий, связанных с Амиром (что делает его главным героем), пока в этот поселок не приезжает Дамир. Оказывается, Дамир – старший брат Амира, и родную маму навещает совсем нечасто.

В мыльных операх конца ХХ века всегда присутствует определенный набор сюжетных элементов – любовный треугольник, вечно умирающий герой и вялотекущее действие. Все это происходит на фоне конфликта богатых и бедных, сопровождаемых слезами зрителей. Примерно такое же «меню» предложили авторы картины «Крылья, подаренные матерью». Разве что тема любовного треугольника оказалась невостребованной.

Ей на смену пришло популярное нынче обращение к вопросу о творческих муках. Но по факту такой поворот событий практически не принес авторам картины нужного «слезного» результата.

Авторы картины «Крылья, подаренные матерью» заложили в нее сразу несколько важных и действительно глубоких мыслей. Зрителя в художественной форме призывают уважать и почитать родителей в здравии и болезни, быть честным с окружающими и самим собой, попутно авторы фильма отвечают создателям голливудского ужастика «Оно», которые посмели заявить, что парень, сочиняющий стих, крут, но девушки не будут его любить только лишь за умение талантливо рифмовать.

Мудрые и правильные мысли хороши сами по себе, другое дело - как их подают. И вот с этим у создателей фильма «Крылья, подаренные матерью» возникли определенные проблемы. Во-первых, главный герой поэт Амир оказывается весьма скучным персонажем с точки зрения драматургии. Он изначально идеален как человек, гениально с одного раза пишет стихи, его ни разу не бросала девушка. Если обойтись без спойлеров, то по всем пунктам Амир вначале и Амир в конце фильма – абсолютно одинаковые люди. Ни о каких муках творчества и духовном обогащении, либо отказе от прошлого, речи не идет, и зачем режиссер Кажымухан Калимбетов ради этого потратил столько сил съемочной группы и актеров (а фильм готовили полтора года), средств (бюджет составил 15 миллионов тенге) и, главное, зрителей – остается загадкой.

Немного интереснее как персонаж смотрится Дамир. Ему есть что исправить в жизни, он связан с криминалом из-за своего пристрастия к наркотикам, и абсолютно не ясна логика сценаристов, задвинувших его на второй план. Да, сняв фильм про Дамира как центрального персонажа картины, его авторы получили бы историю о жизненном пути наркомана, пытающегося встать на путь истинный. Банально? Да. Снова любимая тема отечественных кинематографистов про криминал? Непременно. Но в этом случае картина обрела хотя бы какую-то логику.

А пока самой главной интригой фильма оказался год, в котором происходят события фильма. По первым признакам это начало 90-х, но непродуманная работа художника-постановщика Данияра Кыдырхана по части макияжа героинь и определенные детали наводят на мысль, что не все так однозначно. Впрочем, чтобы вы совсем не потеряли интерес к картине, ответ оставим в тайне, бросив эту тему также, как режиссер и сценаристы забывают о некоторых сюжетных линиях.

Что-то говорить об актерской игре совсем непросто. Сануржан Сулейменов, тот самый Амир, скорее всего, перепутал кастинги – шел на конкурс красивых лиц, а попал в кино. Потому что по факту он присутствует в кадре, но не играет. Нышанбек Жубанаев постоянно изображает страдания и жизненную боль, но на деле это выглядит: будто актер на съемочной площадке постоянно хотел посетить уборную. На этом фоне достойно выглядит Еркен Губашев, хотя и ему авторы отвели всего лишь роль учителя, где особо не развернешься. Одна из двух девушек в фильме Жания Калиева запомнилась тем, что… ну, в общем, прочитайте про Сануржана Сулейменова еще раз.

Из достоинств фильма можно выделить операторскую работу Рустама Джангазиева и Биржан Ескендира – камера не дрожит, ракурсы как раз те, с которых хочется наблюдать за происходящим, да и окрестности Медеу, как выяснилось, хорошо смотрятся в качестве пригородного поселка 90-х. Весьма чувственные стихи к фильму написал журналист, художник, фото-видео-оператор, поэт, копирайтер, PR-специалист Ержан Ашимов, и это еще одна сильная сторона картины.

В целом, фильм «Крылья, подаренные матерью» идеально передает дух большинства казахстанских фильмов, создатели которых берут все более важные и трогательные темы, но на выходе получается «как всегда». Когда мода на создание таких фильмов пройдет, покажет время. А пока для удовлетворения потребностей в духовной пище придется обратиться к старым добрым классикам.

 

 

В кино ходил Альберт Ахметов

 

Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Крылья, подаренные матерью» кинокомпанию Alatau Film, компанию S­ulpak Cinema и сеть кинотеатров Kinopark.

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Трейлер и постер фильма «Крылья, подаренные матерью»

Ожидается премьера новой отечественной драмы

Brod.kz

Казахстанское кино

22 Января, 2016

В Алматы проходят съёмки фильма «Крылья»

Съёмки полнометражной картины стартовали 19 января.

Aidana Mamayeva

В Алматы презентовали фильм «Крылья, подаренные матерью»

Картина стала дебютным проектом кинокомпании Alatau Film

Brod.kz

Мнения

30 Ноября

Штрихи к образу Лидера Нации в эпоху больших перемен

Казахстанское кино

07 Декабря

Дни казахстанского документального кино посетили 3000 зрителей

Закрыл фестиваль фильм «С чего начинается Родина»

Знай в лицо

Лаура Флэннери

Актер

Сьюзи Санчес

Актер

Роман Давыдов

Режиссер

Нурмухан Жантурин

Актер

Джейсон Биггз

Актер

Кэтлин Уилхойт

Актер

Иван Охлобыстин

Актер

Джованни Марторана

Актер