«Кыз-Жибек», или Казахский «Лоуренс Аравийский»

«Кыз-Жибек», или Казахский «Лоуренс Аравийский»

«Кто не любил, тот и не жил, а кто не смотрел «Лоуренса Аравийского», тот и не киноман вовсе».

Для каждого уважающего себя киномана, фильм Дэвида Лина «Лоуренс Аравийский» – это эталон, эпическое полотно (именно полотно), масштабное произведение колоссальных размеров, фильм на все времена. В нем есть все, что должно быть в кино и даже больше. Но, понравится он вам или нет - это уже другой вопрос.

На самом деле, у каждой страны есть свой «Лоуренс Аравийский». Для Казахстана такой картиной, безусловно, является «Кыз-Жибек».

В чем уникальность и ценность этой картины? Чтобы понять это, достаточно только взглянуть на имена тех, кто создавал данное произведение искусства: режиссер Султан-Ахмет Ходжиков – заслуженный деятель искусств Казахстана, сценарист Габит Мусрепов – великий писатель казахской степи, композитор Нургиса Тлендиев – маэстро казахской музыки, костюмер Гульфайрус Исмаилова – народный художник Казахской ССР.

Если эти имена вам ничего не говорят, то можете дальше не читать и идти смотреть своё кино.

Кыз-Жибек«Кыз-Жибек» в первую очередь – это эпос, это красота, это поэзия, это любовь. Это фундамент казахского киноискусства. Эта большая и красивая история не только двух влюбленных сердец, но и целой нации. В ней собрано всё то, о чем мечтали  и грезили казахи и полноценно раскрыты все черты нашего народа. Историю «Кыз Жибек» мало-мальски знает каждый казахстанец. Это «Ромео и Джульетта» на казахский лад. Но это не только великая поэма любви, но еще и история, быт и обычаи тех лет. Это действительно завораживающая картина тех времен. В ней прекрасно всё, видна работа каждого участника съемочной площадки, внимание к деталям радует глаз. Костюмы, пейзажи, люди слились в одно целое, как в той легенде, где говорится, что лебеди в фильме (а они там есть и в избытке) самовольно слились воедино под величественную музыку Тлендиева.   Нургиса Тлендиев вовсе создал для фильма нереально красивый музыкальный фон. Каждая сцена, каждый кадр звучит и играет всевозможными нотами, а каждый герой поёт и сочиняет прекрасную поэму. Двое влюбленных, которые по силу ряда причин не могут быть вместе, племена враждующие друг с другом, друг, который страшнее врага - все эти сюжетные перипетии вонзаются прямо в сердце, как стрела Бекежана. Диалоги – отдельная поэзия, законченные произведения. Кыз-ЖибекАктеры не играют, а живут на экране. Персонажи – живые и величественные, яркие и харизматичные, и каждый из них достоин собственного рассказа. Особенно Асанали Ашимов в роли Бекежана, пожалуй, главный и самый мощный антигерой в истории казахского кино. Очень сложный образ, со своей харизмой и драмой, с внутренней силой, такой мощной, что каждый взгляд, слово попадает прямо в цель. Роль, так виртуозно исполненная Ашимовым, вобрала в себя всю бурю эмоций, всю силу казахских степей. Гениальное перевоплощение большого актера. А химия между главными героями фильма Меруерт Утекешевой и Куманом Тастанбековым переросла и в жизнь, ведь вскоре после съемок фильма они поженились. А Ашимов был свидетелем на этой свадьбе. Вот это жизнь! Вот это Любовь! Вот это Кино! Кыз-ЖибекОбразы Жибек и Толегена, даже сейчас являются этаким священным мерилом, эталоном для подражания. И как бы ни менялось время, эти образы останутся в веках.  У народного эпоса, взятого за основу фильма, существует множество вариантов, но создатели картины смогли собрать самое лучшее из них и показать зрителю без единой фальшивой ноты. А как уже говорилось выше, это очень музыкальный фильм, где полно местного фольклора и народного творчества. Красота местной природы, душа казахского народа, история великих людей – все это показано в фильме с большой теплотой и любовью. Это поистине народное кино. Народ любит и пересматривает его каждый год. Немногие фильмы у нас могут похвастаться этим. Кыз-ЖибекФильм, хоть и снят в 1971 году, но актуален и сейчас. Просто-напросто лучше еще никто у нас не снял. Несколько лет назад ходили слухи о ремейке картины, но хорошо, что они так и остались слухами.  В итоге, «Кыз-Жибек» – как тот старый ковер из детства, который висел у тебя над кроватью и который ты с таким упоением разглядывал перед сном. Он старый и уже не подлежит реставрации, но он тебе очень дорог. Каждый раз, путешествуя по его узорам и вкладкам, ты находил в нём что-то новое. И никакой новый ковер его не заменит. Однозначно 10 из 10! MUST SEE!

Жанкельды Омиралиев

Кыз-Жибек

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

13 Октября, 2016

Между Адом и Раем

Рецензия на фильм «Инферно» режиссера Рона Ховарда 

Альберт Ахметов

Рецензии

21 Июля, 2016

В бесконечном поиске

Рецензия на фильм «Стартрек: Бесконечность»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Охотники, попавшие в собственную ловушку

Рецензия на фильм Пола Фейга «Охотники за привидениями» 

Альберт Ахметов

Рецензии

7 Декабря, 2015

Путь Кунанбая

Рецензия на фильм «Кунанбай» Досхана Жолжаксынова.

Flyin_Hi

Мнения

12 Января

Казахстанское кино – 2016: Итоги. Часть 3

Казахстанское кино

11 Января

Начинающий режиссер Хайрулла-Султан представил фильм «Последний грех»

Короткий метр вошел в топ фильмов двух американских кинофестивалей 

Знай в лицо

Сергей Бодров

Режиссер

Сакен Жолдас

Режиссер

Серик Апрымов

Актер

Венчислав Хотяновский

Актер

Галина Бондарева

Второй режиссёр

Бибигуль Тулегенова

Актриса

Болат Абдилманов

Актер