Мастерская Рената Косай
У любого кинематографиста всегда спрашивают: какую киношколу он закончил? В советскую эпоху почти для всех киношников это был ВГИК. Сегодня мы можем гордиться тем, что у нас есть своя национальная киношкола – Академия искусств им. Жургенова. Свои размышления об операторском мастерстве, о секретах педагогической практики с нами делится оператор-постановщик и один из самых молодых преподавателей Ренат Косай.
О методике преподавания
Это моя первая мастерская. Так получилось, что мой курс чисто мужской и состоит из 13 человек. Поступала одна девушка, но она не смогла пройти конкурс. Для меня неважен пол студента, национальность, вероисповедание и т.д. Мне важен талант.
Главный принцип моей методики – не сломать внутреннее мировоззрение студентов, их личное «я». «Нет стандартов, есть профессия и чувства» - под таким девизом мы провели фотовыставку, приуроченную ко Дню посвящения в студенты. В этом девизе заключена моя педагогическая цель – каждый студент должен получить профессию и в то же время уметь передать свои чувства, чтобы они шли от самого сердца. И только в этом случае, т. е. при гармоничном соединении профессионализма и искреннего мировоззрения, есть место для произведения искусства. Это и есть путь художника в искусстве. Конечно, можно «наворотить» все современными технологиями, сделать неких роботов, удивить людей, но это будет не то. Я придерживаюсь четкого принципа – не мы должны служить технике, а техника должна служить нам для воплощения наших идей. Еще один аспект моей методики заключен в следующем: надо довести до совершенства знания (по свету, цвету, композиции и т.д.), и чтобы только потом студенты могли сосредоточиться на творчестве. Также одна из главных моих задач – не сломать то, что они уже имеют, т. е. их культурный багаж, но обогатить и развить его, дать возможность поверить в себя. Я не догматик. Стараюсь не повышать голос на своих студентов, стараюсь вести себя с ними, как старший брат, наверное. По своей текущей занятости, я часто снимаю, и делюсь своим личным опытом, который приобретаю от съемки к съемке.
О своей мастерской
Я горжусь своей мастерской. У меня многонациональный курс. Обучаются представители 4 стран – Казахстана, Китая, Кыргызстана и Узбекистана. Я считаю, в этом наша сила. Потому, что мне кажется, это замечательно, когда курс развивается в здоровой конкурентной среде, где есть представители разных национальностей, культур, традиций. У нас на курсе каждый студент пытается показать свои самые лучшие качества. Мне нравится, что у нас нет враждебного отношения друг к другу, что у всех здоровое чувство юмора. И что самое примечательное, нет расслабленности. Особенно студенты-казахи из Китая Жанарбек Елеубек и Зиядан Ерен очень трудолюбивые. Им, конечно же, сложно учиться, так как они практически не владеют русским языком, а учебной литературы по операторскому искусству на казахском языке пока, к сожалению, нет. Тем не менее, они стараются. Отмечу, что у них очень богатая внутренняя духовная культура. Это видно по фотоработам. Главная их черта – внимательность. Умение увидеть и передать. У нас на курсе также учатся ребята, которые решили продолжить дело своих родителей-кинематографистов. У Жантая Кыдыралиева дед и отец Кадыржан и Хасан Кыдыралиевы – известные операторы Кыргызстана, а у Ивана Зайцева – дед легендарный Иван Лукич и отец Александр – известные отечественные мастера по киноаппаратуре. У Армана Азай – тетя известный режиссер-монтажер Динагуль Берсугурова. Могу отметить, что они достойно приняли эстафету. Мне очень приятно осознавать преемственность поколений в нашей профессии.
На операторском факультете первые два года, как правило, осваивается искусство фотографии. Это делается для того, чтобы поставить глаз, обучить законам композиции, научить работать со светом. Есть два жанра – документальное фото и постановочное. В первый год обучения мы сделали акцент на документальности.
О профессии кинооператора
Оператору необходимо умение быть лидером на съемочной площадке, потому, что это тот человек, от которого зависит правильная организация процесса съемки и воплощения замысла режиссера. Оператор – глаза режиссера. Все, что ты делаешь, ты должен делать честно, искренне, без лукавства. Искусство – удел искренних людей. Мы изучаем таинства умения воздействовать на сознание зрителя.
Профессия кинооператора, помимо всего прочего, требует таких качеств, как смелость, решительность, мужественность плюс физическая сила. А главное в операторском искусстве, я считаю – это уметь скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства актера как внешние, так и внутренние.
О теории и практике операторского искусства
Профессия оператора имеет в себе сразу две грани. С одной стороны, мы художники, а с другой – технические специалисты. Поэтому мы стоим одной ногой в творчестве, а другой – в технике. Это налагает особые требования к себе, особенно в подходе. Нужно балансировать между теорией и практикой. Операторское искусство – это всегда эксперимент. Чтобы проводить эксперименты нужно иметь теоретические познания. Теория помогает не совершать тех ошибок, которые были совершены прежде, а наоборот, зная их, идти дальше и добиваться желаемого результата. Очень важно теоретически освоить множество технических моментов, особенно сейчас, когда технологии развиваются с небывалой скоростью. Только потом можно воплощать все это на практике.
О ВГИКе
Я заканчивал операторскую мастерскую Павла Лебешева и Владимира Чумака в 1996 году. К сожалению, оба моих мастера ушли в мир иной. Владимира Чумака все знают по фильму «Премия». А Павел Тимофеевич снял почти все фильмы Никиты Михалкова, работал с Ларисой Шепитько, Сергеем Соловьевым, Георгием Данелия. На первом же уроке он сказал нам: «Если вы что-то не понимаете или вам что-то неясно – изучайте мировую живопись, она вам даст правильное направление в жизни».
Вообще, мое поступление во ВГИК было необычным. У меня фотографии были отчасти сырые, где-то зацарапанные, в общем, не самого лучшего качества. А со мной поступали другие абитуриенты из Казахстана, у них напротив, были отлично напечатанные фотоснимки. Фотографии посылались почтой для предварительного конкурса, по итогам которого приглашают на вступительные экзамены в Москву. Все смеялись надо мной – у тебя фотографии недопечатанные, непрофессиональные, куда тебе? Но, в итоге вызов получил только я, остальным пришел отказ. Поступив, я спросил Павла Тимофеевича почему вы выбрали меня? Он мне сказал: «Ренат, технике, т. е. печати пленки и т. д. мы тебя научим, хочешь ты того или нет, за 5 лет учебы ты станешь профессионалом. Но, то чувство, которое в тебе есть – умение видеть, оно либо бывает, либо нет».
Кинопленка vs цифровое видео?
Кинопленка или видео – все это лишь инструмент. А профессионал должен уметь виртуозно владеть любым инструментом. А если рассуждать о преимуществах и недостатках кинопленки и цифрового видео, отмечу следующее: человек по своей природе любит комфорт, всегда стремится к нему, жертвует чем-то ради него. Видео – безусловно, инструмент – более комфортный в обращении, оно открывает множество возможностей для творческой самореализации талантливого человека. А преимущество кинопленки в том, что она воспитывает, дисциплинирует, учит аккуратности в решениях. Прежде чем нажать один раз на кнопку «запись», ты сто раз подумаешь. Ты снимаешь кино, а не «поливаешь». А видео в этом отношении расслабляет оператора. Новичок, начиная снимать на видео, может даже потерять культуру изображения, может потерять правильное отношение к визуальному ряду. Поэтому, и у пленки, и у цифры есть свои преимущества и недостатки, однако повторюсь, что для профессионального оператора что видео, что пленка – всего лишь инструмент, которым он должен овладеть в совершенстве, и главное – без лукавства.
Интервью взял Баубек Ногербек
Фото из личного архива Рената Косай
«Территория кино», №3-4, 2009
Примечание редакции: сохранено авторское написание фамилий
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий