Мастерская Рената Косай

Мастерская Рената Косай

У любого кинематографиста всегда спрашивают: какую киношколу он закончил? В советскую эпоху почти для всех киношников это был ВГИК. Сегодня мы можем гордиться тем, что у нас есть своя национальная киношкола – Академия искусств им. Жургенова. Свои размышления об операторском мастерстве, о секретах педагогической практики с нами делится оператор-постановщик и один из самых молодых преподавателей Ренат Косай.

О методике преподавания

Это моя первая мастерская. Так получилось, что мой курс чисто мужской и состоит из 13 человек. Поступала одна девушка, но она не смогла пройти конкурс. Для меня неважен пол студента, национальность, вероисповедание и т.д. Мне важен талант.

Главный принцип моей методики – не сломать внутреннее мировоззрение студентов, их личное «я». «Нет стандартов, есть профессия и чувства» - под таким девизом мы провели фотовыставку, приуроченную ко Дню посвящения в студенты. В этом девизе заключена моя педагогическая цель – каждый студент должен получить профессию и в то же время уметь передать свои чувства, чтобы они шли от самого сердца. И только в этом случае, т. е. при гармоничном соединении профессионализма и искреннего мировоззрения, есть место для произведения искусства. Это и есть путь художника в искусстве. Конечно, можно «наворотить» все современными технологиями, сделать неких роботов, удивить людей, но это будет не то. Я придерживаюсь четкого принципа – не мы должны служить технике, а техника должна служить нам для воплощения наших идей. Еще один аспект моей методики заключен в следующем: надо довести до совершенства знания (по свету, цвету, композиции и т.д.), и чтобы только потом студенты могли сосредоточиться на творчестве. Также одна из главных моих задач – не сломать то, что они уже имеют, т. е. их культурный багаж, но обогатить и развить его, дать возможность поверить в себя. Я не догматик. Стараюсь не повышать голос на своих студентов, стараюсь вести себя с ними, как старший брат, наверное. По своей текущей занятости, я часто снимаю, и делюсь своим личным опытом, который приобретаю от съемки к съемке.

О своей мастерской

Ренат Косай
Ренат Косай

Я горжусь своей мастерской. У меня многонациональный курс. Обучаются представители 4 стран – Казахстана, Китая, Кыргызстана и Узбекистана. Я считаю, в этом наша сила. Потому, что мне кажется, это замечательно, когда курс развивается в здоровой конкурентной среде, где есть представители разных национальностей, культур, традиций. У нас на курсе каждый студент пытается показать свои самые лучшие качества. Мне нравится, что у нас нет враждебного отношения друг к другу, что у всех здоровое чувство юмора. И что самое примечательное, нет расслабленности. Особенно студенты-казахи из Китая Жанарбек Елеубек и Зиядан Ерен очень трудолюбивые. Им, конечно же, сложно учиться, так как они практически не владеют русским языком, а учебной литературы по операторскому искусству на казахском языке пока, к сожалению, нет. Тем не менее, они стараются. Отмечу, что у них очень богатая внутренняя духовная культура. Это видно по фотоработам. Главная их черта – внимательность. Умение увидеть и передать. У нас на курсе также учатся ребята, которые решили продолжить дело своих родителей-кинематографистов. У Жантая Кыдыралиева дед и отец Кадыржан и Хасан Кыдыралиевы – известные операторы Кыргызстана, а у Ивана Зайцева – дед легендарный Иван Лукич и отец Александр – известные отечественные мастера по киноаппаратуре. У Армана Азай – тетя известный режиссер-монтажер Динагуль Берсугурова. Могу отметить, что они достойно приняли эстафету. Мне очень приятно осознавать преемственность поколений в нашей профессии.

На операторском факультете первые два года, как правило, осваивается искусство фотографии. Это делается для того, чтобы поставить глаз, обучить законам композиции, научить работать со светом. Есть два жанра – документальное фото и постановочное. В первый год обучения мы сделали акцент на документальности.

О профессии кинооператора

Ренат Косай
Ренат Косай
Оператору необходимо умение быть лидером на съемочной площадке, потому, что это тот человек, от которого зависит правильная организация процесса съемки и воплощения замысла режиссера. Оператор – глаза режиссера. Все, что ты делаешь, ты должен делать честно, искренне, без лукавства. Искусство – удел искренних людей. Мы изучаем таинства умения воздействовать на сознание зрителя.

Профессия кинооператора, помимо всего прочего, требует таких качеств, как смелость, решительность, мужественность плюс физическая сила. А главное в операторском искусстве, я считаю – это уметь скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства актера как внешние, так и внутренние.

О теории и практике операторского искусства

Профессия оператора имеет в себе сразу две грани. С одной стороны, мы художники, а с другой – технические специалисты. Поэтому мы стоим одной ногой в творчестве, а другой – в технике. Это налагает особые требования к себе, особенно в подходе. Нужно балансировать между теорией и практикой. Операторское искусство – это всегда эксперимент. Чтобы проводить эксперименты нужно иметь теоретические познания. Теория помогает не совершать тех ошибок, которые были совершены прежде, а наоборот, зная их, идти дальше и добиваться желаемого результата. Очень важно теоретически освоить множество технических моментов, особенно сейчас, когда технологии развиваются с небывалой скоростью. Только потом можно воплощать все это на практике.

О ВГИКе

Ренат КосайЯ заканчивал операторскую мастерскую Павла Лебешева и Владимира Чумака в 1996 году. К сожалению, оба моих мастера ушли в мир иной. Владимира Чумака все знают по фильму «Премия». А Павел Тимофеевич снял почти все фильмы Никиты Михалкова, работал с Ларисой Шепитько, Сергеем Соловьевым, Георгием Данелия. На первом же уроке он сказал нам: «Если вы что-то не понимаете или вам что-то неясно – изучайте мировую живопись, она вам даст правильное направление в жизни».

Вообще, мое поступление во ВГИК было необычным. У меня фотографии были отчасти сырые, где-то зацарапанные, в общем, не самого лучшего качества. А со мной поступали другие абитуриенты из Казахстана, у них напротив, были отлично напечатанные фотоснимки. Фотографии посылались почтой для предварительного конкурса, по итогам которого приглашают на вступительные экзамены в Москву. Все смеялись надо мной – у тебя фотографии недопечатанные, непрофессиональные, куда тебе? Но, в итоге вызов получил только я, остальным пришел отказ. Поступив, я спросил Павла Тимофеевича почему вы выбрали меня? Он мне сказал: «Ренат, технике, т. е. печати пленки и т. д. мы тебя научим, хочешь ты того или нет, за 5 лет учебы ты станешь профессионалом. Но, то чувство, которое в тебе есть – умение видеть, оно либо бывает, либо нет».

Ренат Косай
Ренат Косай

Кинопленка vs цифровое видео?

Кинопленка или видео – все это лишь инструмент. А профессионал должен уметь виртуозно владеть любым инструментом. А если рассуждать о преимуществах и недостатках кинопленки и цифрового видео, отмечу следующее: человек по своей природе любит комфорт, всегда стремится к нему, жертвует чем-то ради него. Видео – безусловно, инструмент – более комфортный в обращении, оно открывает множество возможностей для творческой самореализации талантливого человека. А преимущество кинопленки в том, что она воспитывает, дисциплинирует, учит аккуратности в решениях. Прежде чем нажать один раз на кнопку «запись», ты сто раз подумаешь. Ты снимаешь кино, а не «поливаешь». А видео в этом отношении расслабляет оператора. Новичок, начиная снимать на видео, может даже потерять культуру изображения, может потерять правильное отношение к визуальному ряду. Поэтому, и у пленки, и у цифры есть свои преимущества и недостатки, однако повторюсь, что для профессионального оператора что видео, что пленка – всего лишь инструмент, которым он должен овладеть в совершенстве, и главное – без лукавства.

Интервью взял Баубек Ногербек

Фото из личного архива Рената Косай

«Территория кино», №3-4, 2009

Примечание редакции: сохранено авторское написание фамилий

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

9 Декабря, 2015

Меня зовут «Секер»

Рецензия Гульнары Абикеевой на фильм «Секер» режиссера Сабита Курманбекова.

Flyin_Hi

Новости персоны

4 Октября, 2012

Пресс-конференция, посвященная фестивалю «Бастау»

3 октября в здании Казахской Национальной Академии Искусств им. Жургенова состоялась пресс-конференция, посвященная фестивалю студенческого кино «Бастау».

Виталий

Интервью

10 Ноября, 2015

Драма от создателей комедий

Интервью с создателями сериала «Айжан».

Flyin_Hi

Интервью

21 Августа, 2014

Другой взгляд на анимацию

Или, чем занимается Kazakhstan Computer Graphics.

Виталий

Выбор Бродвея

12 Сентября

10 фильмов мэтра казахского кино Шакена Айманова

Новости персоны

20 Сентября

Карлыгаш Мухамеджанова: «Главная проблема казахстанского кино – нехватка сценариев»

Встреча с актрисой состоялась на кинофестивале «Байконур»

Знай в лицо

Джек Доннер

Актер

Чха Сын-вон

Актер

Нина Крачковская

Актер

Алексей Праздников

Режиссер

Дмитрий Бабиченко

Режиссер

Досхан Жолжаксынов

Актер

Бахыт Килибаев

Сценарист

Лэнс Хенриксен

Актер