Между поэзией и кино

Между поэзией и кино

Евгений Лумпов – студент 4-го курса режиссуры документального кино КазНУИ, мастерская Ануара Райбаева. За время учебы показал себя в числе лидеров в кино и в жизни.


 

«Снимать кино без метафор для меня лично значит снимать стандарт, говорящий головой, закадровым текстом, с каким-то сухим изложением фактов».

Евгений Лумпов

Его фильмы отличает особая образная манера, объединяющая мгновение времени и поэтический взгляд на окружающий мир. Его короткометражки снискали интерес и были награждены на республиканских и международных кинофестивалях. Активная позиция режиссера сохраняется и в жизни. Он – участник конференций, публикует статьи, берет интервью, готовит проекты, в общем, полон сил и решимости соревноваться и побеждать.

 

 


 

Женя, расскажи немного о себе…

Я - обычный человек (смеется). Если говорить о себе как о человеке, который сейчас занимается режиссурой, то пришел я из литературы, а точнее из поэзии. То есть, изначально моей главной страстью в жизни была поэзия и, собственно говоря, таковой и остается. Просто в какой-то момент мне захотелось создавать формы более монументальные, способные жить в отрыве от меня. Среди всех моих начинаний, режиссура самая монументальная и есть. В ней собраны все увлечения, которые были у меня в течение всей моей жизни: литература, музыка, фотография, изобразительное искусство.

Как ты пришел к поэзии?

А в поэзию, знаешь, никак не приходят. В поэзии ты либо есть, либо нет. Ты просто чувствуешь это и все. Ну, когда-то в детстве я за собой заметил, что писал какие-то стишки, и когда родители обратили на это внимание, сказали, чтобы я относился к этому немного серьезнее. В общем, я настолько серьезно стал к этому относиться, что перестал видеть свою жизнь без поэзии.

Кто и что тебя вдохновляет на создание работ?

На создание стихов — жизнь. На создание кино — уже осмысление жизни. То есть, стихи — это жизнь в чистом виде. То, что ты воспринял — то и передал. А кино — это уже немного переломанное, переинтерпретированное, переделанное.

Каким ты видишь своего зрителя?

Умным в первую очередь. Думающим. Стремящимся понять вообще суть вещей. Желающим чего-то вообще в жизни. Мой зритель — это человек, которому не все равно, который ставит для себя вопросы по жизни: Зачем? Почему? Как? Для которого не бывает случайностей, не бывает мелочей, для которого важно то, что происходит вокруг и внутри него самого, внутри другого человека. Это пытливый ум, стремящийся докопаться до правды. Желающий понять и постигнуть

То есть, ты создаешь пищу для ума?

И для чувств в том числе. Я стремлюсь, чтобы это было в равной степени пищей для ума и для чувств, потому что чувства тоже нуждаются в этом. Как классик сказал о воспитании чувств: их тоже нужно воспитывать, их тоже нужно кормить, их тоже нужно развивать.

 



 

Как ты создаешь фильм: кто-то помогает в сценарии, предпочитаешь снимать сам или приглашаешь оператора?

Я рождаю идею. Или чуть реже у кого-то появляется идея, которая может меня заинтриговать, но чаще всего это моя идея. Сценарий я пишу самостоятельно, за редким исключением, потому что это мое видение, и даже, если тема чья-то, я стараюсь ее сделать своей, потому что мне потом это снимать, потому что я хочу прочувствовать это по-своему и показать так, как это вижу я. Поэтому естественно Я — мой главный режиссер, Я — мой главный сценарист. У меня есть маленькая, но команда. Неотъемлемая часть команды это мой редактор — Александра Поршнева — киновед. Это человек, без которого не обходится практически ни один фильм. Так или иначе, она присутствует в картинах и помогает в создании их. То есть, где-то мы даже сочетаем должности художника-постановщика и это определенным грузом на нее ложится, но ее главная должность - это редактор картины. Что касается операторского мастерства, то практически все свои фильмы я снимал самостоятельно. Некоторую долю оператора так же выполняла Александра, и вот в крайней работе я поработал с оператором Сардором Салиходжаевым. И это было очень удачным начинанием, потому что человек не только воспринял идею, он еще и понял, зачем, он понял как, и что самое важное, он не спрашивал меня, как это сделать. Он не делал круглые глаза и не говорил, что это невозможно. Напротив, он всегда говорит: «ты ставишь задачу, я решаю, как это сделать». Поэтому, это было идеальное сочетание. Мы работали втроем над фильмом «Новый свет», т. е. я, Сардор Салиходжаев и Александра Поршнева, и это было самое удачное командное воплощение фильма, с которым мне доводилось работать.

Сложилась команда, которая абсолютно друг друга понимает и чувствует, команда, которая может при малом количестве ресурсов могла заменить абсолютно любого. То есть, мы воплощали художника-постановщика, где-то заменяли звукорежиссера.

Это было как раз-таки потому, что мы все знали, что делаем и зачем мы это делаем, у нас не было вопросов, как это делать. Мы просто работали в удовольствие и, наверное, поэтому получилось все так, как мы этого хотели.

Считаешь ли ты свою картину «Новый свет» самой удачной?

Нет. Я не могу так говорить, потому что для меня есть работы не менее знаковые. И только лишь потому, что они менее замечены критиками, фестивалями, призами, это не делает их менее удачными. Да, если говорить о реализации, о каком-то резонансе, то, безусловно, сейчас картина «Новый свет» - это моя визитная карточка, которая ездит по фестивалям и демонстрирует работу моей команды и меня как режиссера. Но все-таки я надеюсь, что еще не снял свой самый удачный фильм.

Кто твои любимые режиссеры и почему? Или кого ты можешь отметить в кинематографии?

Тут по принципу «не сотвори себе кумира», наверное. Хотя, несколько имен, безусловно, могу назвать. Во-первых, это - Артавазд Пелешян. Человек, который открыл миру кино совершенно другое, кино по монтажу. Он принес поэтику в кино, показал, что кино может быть иным, и в этом плане я всецело разделяю его начинания, хоть и стараюсь делать что-то свое. Во-вторых, это - Сергей Параджанов, конечно же. Безусловно. Потому что, эта метафоричность меня как поэта всегда подкупала и как режиссеру мне очень близка. И я тоже стремлюсь вводить определенную дозу метафор в картины. Чтобы они читались не однозначно, а имели возможность для трактования. Если говорить о чистой документалистике, то это - Вернер Херцог. Этот человек, несмотря на то, что работает в игровом кино и довольно успешно, тем не менее, остается ярым приверженцем документалистики и вряд ли когда-нибудь перестанет это делать. Этот человек снимает кино даже в формате 3D. Это человек, который вдохновляет меня просто своей энергией. При том, что не все стили его мне близки, но вот эта энергия, вот этот задор, с которым он подходит к работе, фанатизм, с которым он относится к документалистике, для меня очень важен. Потому что, сегодня я очень редко это вижу в тех людях, которые снимают документальное кино. Именно ему принадлежит фраза, которую я очень люблю повторять: «Если ты хочешь снимать кино, не жалуйся, не сваливай на кого-то свои проблемы. Укради камеру и снимай кино». Он совершенно прав.

 



 

Твои фильмы чаще всего без диалогов или монологов. Почему?

Ну, во-первых: я не люблю актерскую игру в документальном кино и считаю, что это не нужно. Я не сторонник реконструктивной документалистики, когда мы воссоздаем события с помощью актеров. И даже, если я делаю кино на грани документального и игрового по типу киноэссе, тоже не считаю нужным наполнять его диалогами и монологами по той простой причине, что считаю, что могу обойтись без них, что все может быть понятно благодаря средствам киноязыка, благодаря средствам выражения мысли. Кино — оно универсально. Оно обладает огромным количеством выразительных средств. И тот факт, что на сегодня большинство этих средств дискредитированы просто современным кинематографом, заставляет нас все чаще и чаще прибегать к таким популярным приемам, как диалоги, монологи экшн-сцены. А на самом деле, чистое кино со всем накопленным опытом киноязыка по факту не нуждается в этом. Для выражения мысли средствами кино совершенно не обязательно к этому прибегать. Я не режиссер игрового кино.

Какую роль играет поэзия в твоих картинах?

Основополагающую. Это стержневое. То есть, если я не экранизирую стихотворение в чистом виде, то я нахожу в сюжете те узловые моменты, которые можно превратить в поэтические образы. Причем превратить их таким образом, чтобы они визуально выглядели метафорами.

Как в твоем фильме «Алая лента?»

Да, как в «Алой ленте». Снимать кино без метафор для меня лично значит снимать стандарт, говорящий головой, закадровым текстом, с каким-то сухим изложением фактов, и это скучно, и не интересно, и не мое.

Кто твой любимый поэт?

Вот здесь я, наверное, не отвечу. Потому что, выйдя как личность из поэзии, я всячески пытался себя от этого оградить, потому что мы все проходим через этапы подражания, и я тоже через это проходил, и на этапах становления у меня были нотки и Есенина, и Пушкина. Но я пытался отходить от этого и искать что-то свое. Всеми правдами и неправдами отнекивался от такого критерия, как любимый поэт. Мне нравится поэзия многих авторов. Мне нравится поэзия Лермонтова, Высоцкого, Николая Доризо, Андрея Дементьева. Я могу назвать имена, которые ничего не скажут тебе, просто потому, что эти авторы не известны. Но это не мои любимые авторы, это авторы, которых я люблю читать, которые мне близки по духу, которые где-то мои мысли озвучить способны.

 



 

Что дал тебе КазНУИ в плане профессии?

Наверное, как многие абитуриенты, я во многом идеализировал свое будущее в университете, но сейчас, на четвертом году обучения понял, что все сложилось для меня здесь наилучшим образом. Во-первых, я нашел-таки единомышленников, немногочисленных, но преданных и верных людей, готовых идти со мной в каждый новый проект. Во-вторых, я нашел наставников, которые не столько даже учат меня снимать (как говорят во ВГИКе - режиссуре нельзя научить), сколько просто верят в то, что я делаю, искренне радуются за меня, мотивируют двигаться вперед. Ну, а в третьих, и пусть кто-то упрекнет меня за это, я нашел ту не парадную сторону любого искусства, разговоров о которой у нас все старательно избегают. Но она есть, со всеми ее атрибутами в виде пересудов, зависти. И здорово, что она есть. Она как тренажер, как симулятор или демо-версия той большой жизни в искусстве, куда мы все так упорно движемся. Значит ей тоже нужно учиться. Я искренне рад такой учебе тоже! А вообще у «Шабыта» огромный потенциал! Мне очень хочется, чтобы он правильно инвестировал свои силы и в будущем получал шикарные дивиденды в виде не просто звезд, а в первую очередь профессионалов!

Расскажи о своих ближайших планах и о будущем фильме?

Так. Я сделаю немного подло. Я скажу о том, что у меня есть ряд проектов, которые сейчас на разных стадиях. Один из них на стадии завершения, один из них на стадии монтажа, и один из них на стадии разработки. Но подробнее на этих проектах я останавливаться не буду, потому что принципиально не говорю о тех проектах, которые не закончены. Да, приятно себя подхлестнуть, просто пообещав зрителям: «вот, ждите в декабре мою новую картину», но сейчас работы очень много, и это не тот случай, когда надо себя торопить. Я думаю лучше сделать хорошо, чем быстро. Работа есть, работы много и она интересная. И, если я сделаю все правильно, то к концу года мне будет уже, о чем рассказать наглядно.

В этом году ты со своей командой посетил фестиваль КИНОЛИКБЕЗ. Поделись своими впечатлениями, если они были?

О! Блин, там была масса впечатлений! Ну, начнем с того, что это был первый российский фестиваль, который я в принципе посетил. До этого нас приглашали на фестиваль в Омск, буквально в начале апреля. Но, к сожалению, было очень много работы, и у меня и у моей команды, никто в Омск поехать не смог, а вот в Барнаул как-то мы сумели и, причем организаторы дали добро на то, чтобы мы все приехали. И мы все дружно прибыли туда.

Поначалу это было шоковое состояние, потому что это абсолютно неформатный фестиваль. При том, что ты видишь высокий уровень работ, ты совсем не понимаешь, какой уровень ты занимаешь во всем этом безобразии. И когда понимаешь, зачем ты здесь, становится вдвойне приятно.

Очень хорошая организация фестиваля, очень хорошая конкурсная программа, сильный конкурсный отбор, хорошие люди. И при этом, совершенно домашняя атмосфера, которая позволяет чувствовать себя не просто приехавшим режиссером, а частью целого. Я могу говорить это от себя и от лица своей команды тоже, потому что мы все прониклись этим. И даже, если бы мы ничего не завоевали на фестивале, то все равно бы уехали с этим ощущением абсолютной причастности к большому празднику кино, к большому событию, которое было радо нас видеть. Но нам еще повезло, и мы завоевали там приз. То есть, это впечатление, естественно, возводится в энную степень. Мало того, что ты участвуешь в фестивале, ты еще привозишь оттуда приз. Это бесконечная, абсолютная радость, потому что ты понимаешь - то, что ты делал наконец-то вознаграждено по заслугам. Это всегда приятно. Тут никакого лукавства не нужно. Любая победа твоей картины, это победа твоя и твоей команды, и это всегда здорово и всегда масса впечатлений. Кроме того, мы просто получили возможность работать с людьми, которых раньше не знали. То есть, вот этот фестивальный момент, который мы пережили в мае, перерос в долгосрочное сотрудничество. И это очень много значит, потому что ты чувствуешь себя нужным, твоя команда чувствует себя нужной, вы делаете вместе со своими коллегами одно большое дело. А дело – это, наверное, то, ради чего мы все начинали.

Интервью взяла Диана Исенова (киновед 1 курса)

Фото: Александра Поршнева

Фильмография:

Дворик (2012)

– Приз за режиссуру I смотра-конкурса молодого кино (Астана, 2012)

– Лауреат 2-й степени в номинации «Мое кино» на международном фестивале искусств в Германии (Мюнхен, 2013)

Алая лента (2012)

Неуч (2013)

Мангака и телефон (2013)

– Обладатель спец.приза международного жюри МКФ «Бастау» (Алматы, 2013)

– Был включен в конкурсную программу МКФ «Первый шаг» (Великий Новгород, 2013)

Прислушиваясь к вечности (2013)

– Был включен в конкурсную программу МКФ «Видение» (Кемерово, Россия, 2014)

Новый свет (2014)

- Победитель в номинации «Новый взгляд на вечное» МКФ «Любительское кино + Profi» (Омск, Россия, 2014)

- Обладатель «Золотого Жан-Люка» МКФ «КИНОЛИКБЕЗ» (Барнаул, Россия, 2014)

Участник фестивалей:

«Свет миру» (Ярославль, Россия, май 2014)

«Просто кино» (Санкт-Петербург, Россия, июнь, 2014)

«Вижу Бога» (Москва, Россия, август, 2014)

«Арткино» (Москва, Россия, сентябрь, 2014)

Любимые фильмы:

«Весна, лето, осень, зима и снова весна» (Реж. Ким Ки Дук)

«Цвет граната» (Реж. С.Параджанов)

«Времена года» (Реж. А.Пелешян)

«На 10 минут старше» (Реж. Г.Франк)

«Тайна Пикассо» (Реж. Анри-Жорж Клузо)

«Вернер Херцог ест свой ботинок» (Реж. Лес Бланк)

«Следы уходят за горизонт» (Реж. Мажит Бегалин)

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

10 Октября, 2013

Каждому режиссеру свое кино, или интервью с поэтом

 Евгений Лумпов в поэтических кругах Казахстана – имя не новое. Но вот Евгений Лумпов-режиссер – это открытие. Совсем недавно он приехал с конкурса «Русский Stil» с двойной победой: 3-е место в номинации «Молодые дарования» (поэзия) и 2-е место в номинации «Моё кино». Мы встретились с Евгением в стенах его университета, в Казахском Национальном Университете Искусств, где и состоялась наша беседа.

Виталий

Шакен навсегда

В Астане состоялась конференция, посвященная юбилею Шакена Айманова.

Виталий

Казахстанское кино

17 Февраля, 2014

Ушел из жизни Канымбек Касымбеков

Известный кинорежиссер скончался на 71-м году жизни после продолжительной болезни.

Виталий

Рецензии

18 Июля

«Игра престолов. 7 сезон»: Ну что же, начнём!

Мнения

18 Июля

Владимир Толоконников. Уходит всё, но образы бессмертны

В память о великом артисте

Знай в лицо

Динмухамед (Димаш) Ахимов

Актер

Михаил Разинкин

Актер

Эрнар Курмашев

Продюсер

Досхан Жолжаксынов

Актер

Даурен Муса

Продюсер

Санжар Мади

Актер

Дастен Шакиров

Актер