«Место на серой треуголке». Версия четвертая: Асия Байгожина

«Место на серой треуголке». Версия четвертая: Асия Байгожина

Перефразируя философа, можно сказать: «Настоящее кино начинается там, где кончится жизнь». Фильм Ермека Шинарбаева «Место на серой треуголке» тому, на мой взгляд, подтверждение. Картина не вызывает никаких эмоций, хотя предмет и тема – опыт самоопределения и взросления души – более чем актуальны. Герой выясняет отношения с девушкой, миром, самим собой. Слезы, драка, стихи и попытка самоубийства – весь набор наших реалий есть в этом фильме. Нет иного – привычного реального отображения самой жизни. Изгнав адекватные реакции, не пережевывая жвачку повседневности, мы получаем чудесную возможность смотреть – невозмутимо и понимать – объективно. Мы не сопереживаем, не отождествляем себя с экранными героями, не сочувствуем и не воспринимаем их, как реальных людей (хотя рецидивы есть, но режиссер пытается избежать ловушки). И в ответ нам дается понимание не как условный рефлекс и механический отклик, а очищенное, рафинированное и – внечеловеческое. То, что зовется эстетическим удовольствием. Избавляясь от пут реальности, Шинарбаев расширяет сферу кино, его воля к стилю, от картины к картине крепнущая, - вызывает уважение, и у меня лично – восхищение. Поскольку путь, избранный им, предполагает и равнодушие к собственно его оценке.

Игра, в которую играет Шинарбаев, захватывающая. Знаки и символы вещей заменяют их природу. Мало того, что они – плод воображения и фантазии, они – суть продолжение иных фантомов. Сцены, тексты, музыка в фильме – это еще и прямое цитирование, тафтологизация, отсылка к другим источникам. Выдуманный мир имеет реальные корни в другом выдуманном мире. Одна из сцен разворачивается под фонограмму фильма «Познавая белый свет». Так рождается «Тлён, Укбар, orbis tertius». (Это, кстати, парадоксальным образом роднит картину Шинарбаева с картиной Дарежана Омирбаева «Кайрат»). Жажда инобытия – таков смысл этого фильма для меня. Чем ирреальнее, тем серьезнее и убедительнее. Хотя повседневный и настоящий мир, приспосабливающийся ко всему, подминает под себя фантазию режиссера, выдавая свое невольное присутствие. Но странным образом именно действительность и правда факта обнаруживают здесь свою несостоятельность и неуместность. Соблазн житейского, натурального, полагаю, неволен. Именно он искажает замысел. А замысел, повторяю, чудесен – победа духа над материей. Своего рода антиутопия. Неисчерпаемая и бесконечная игра, безумно увлекающая и захватывающая, в которой главное – отрыв от реальности. Режиссеру, похоже, эта игра удается. Иное дело – что приносится ей в жертву? Но это тема иного разговора, подробного и детального.

 

Асия Байгожина

 

Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

4 Сентября, 2015

«Дикий Восток»

В этот день, 4 сентября 1993 года, в мировой прокат вышел фильм Рашида Нугманова «Дикий Восток».

Flyin_Hi

Ретроспектива

15 Июля, 2016

Британская любимица

Англичане определили лучших

Вероника Пивкина

Ретроспектива

23 Февраля, 2016

Тайны советского боевика

Рецензия на фильм «Тайны мадам Вонг»

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

22 Сентября, 2016

Мастерские. Вчера

Цикл статей о кинематографической преемственности - системе мастерских в кинообучении Казахстана 

Aidana Mamayeva

Рецензии

17 Января

«В сетях»: Вуайеристы соцсети

Мировое кино

12 Января

Братья Коэны планируют снять сериал о Диком Западе

Режиссеры экранизируют «Балладу Бастера Скраггса»

Знай в лицо

Дарежан Омирбаев

Режиссер

Хуат Ахметов

Режиссер

Дармен Танкыбаев

Актер

Ермек Турсунов

Режиссер

Нуржуман Ихтымбаев

Актер

Сатыбалды Нарымбетов

Режиссер

Карлыгаш Мухамеджанова

Актриса

Анастасия Фёдорова

Актриса