«Место на серой треуголке». Версия четвертая: Асия Байгожина

«Место на серой треуголке». Версия четвертая: Асия Байгожина

Перефразируя философа, можно сказать: «Настоящее кино начинается там, где кончится жизнь». Фильм Ермека Шинарбаева «Место на серой треуголке» тому, на мой взгляд, подтверждение. Картина не вызывает никаких эмоций, хотя предмет и тема – опыт самоопределения и взросления души – более чем актуальны. Герой выясняет отношения с девушкой, миром, самим собой. Слезы, драка, стихи и попытка самоубийства – весь набор наших реалий есть в этом фильме. Нет иного – привычного реального отображения самой жизни. Изгнав адекватные реакции, не пережевывая жвачку повседневности, мы получаем чудесную возможность смотреть – невозмутимо и понимать – объективно. Мы не сопереживаем, не отождествляем себя с экранными героями, не сочувствуем и не воспринимаем их, как реальных людей (хотя рецидивы есть, но режиссер пытается избежать ловушки). И в ответ нам дается понимание не как условный рефлекс и механический отклик, а очищенное, рафинированное и – внечеловеческое. То, что зовется эстетическим удовольствием. Избавляясь от пут реальности, Шинарбаев расширяет сферу кино, его воля к стилю, от картины к картине крепнущая, - вызывает уважение, и у меня лично – восхищение. Поскольку путь, избранный им, предполагает и равнодушие к собственно его оценке.

Игра, в которую играет Шинарбаев, захватывающая. Знаки и символы вещей заменяют их природу. Мало того, что они – плод воображения и фантазии, они – суть продолжение иных фантомов. Сцены, тексты, музыка в фильме – это еще и прямое цитирование, тафтологизация, отсылка к другим источникам. Выдуманный мир имеет реальные корни в другом выдуманном мире. Одна из сцен разворачивается под фонограмму фильма «Познавая белый свет». Так рождается «Тлён, Укбар, orbis tertius». (Это, кстати, парадоксальным образом роднит картину Шинарбаева с картиной Дарежана Омирбаева «Кайрат»). Жажда инобытия – таков смысл этого фильма для меня. Чем ирреальнее, тем серьезнее и убедительнее. Хотя повседневный и настоящий мир, приспосабливающийся ко всему, подминает под себя фантазию режиссера, выдавая свое невольное присутствие. Но странным образом именно действительность и правда факта обнаруживают здесь свою несостоятельность и неуместность. Соблазн житейского, натурального, полагаю, неволен. Именно он искажает замысел. А замысел, повторяю, чудесен – победа духа над материей. Своего рода антиутопия. Неисчерпаемая и бесконечная игра, безумно увлекающая и захватывающая, в которой главное – отрыв от реальности. Режиссеру, похоже, эта игра удается. Иное дело – что приносится ей в жертву? Но это тема иного разговора, подробного и детального.

 

Асия Байгожина

 

Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

19 Июля, 2016

Как легко испортить имидж нации

Не надо делать вид, что этого не существует

Данияр Кенжибаев

Ретроспектива

16 Марта, 2016

Конец прекрасной эпохи

Рецензия на фильм «Балкон» Калыкбека Салыкова

Данияр Кенжибаев

Ретроспектива

16 Сентября, 2015

Последний герой

Многое изменилось со времени выхода этих статей, погиб Цой, не стало самой страны, что-то покажется читателю смешным или вызовет недоумение, но основное до сих пор остается актуальным и вне времени. Кино...

Flyin_Hi

Рецензии

15 Марта

«Скрытые фигуры»: Границ не существует

Новости персоны

07 Марта

Стивен Спилберг займется экранизацией сценария «The Post» из «Черного списка» Голливуда

Главные роли достанутся Тому Хэнксу и Мэрил Стрип

Знай в лицо

Азамат Дулатов

Оператор

Жанабек Жетируов

Режиссер

Алексей Пантелеев

Актер

Жан Избасар

Актер

Гульнара Дусматова

Актриса

Мурат Нурасилов

Актер

Мухаммад-Али Махмадов

Актер

Владимир Рапопорт

Режиссер