«Неделимое»: Разрубая гордиев узел
История творится на наших глазах. Время идет, летопись пишется. Все, чтобы бы сейчас не происходило – важно. Любой художник, интуитивно ли или осознанно, зафиксировавший положение вещей и людей на сегодняшний момент, – нужен. И более того – заслуживает повышенного внимания. Одним из таких художников теперь является и Олжас Ахметов, снявший свой дебютный фильм «Неделимое», вызвавший во мне и эти мысли, и шлейф чувств, последовавших за ними. Когда фаза человечества, общества и кинематографа в целом находится в низшей стадии, на условном дне, то пытаться творить что-то бессмысленно. Можно только фиксировать. Записывать происходящие процессы. С чем блестяще справляется молодой режиссер Ахметов, продемонстрировавший своим фильмом «Неделимое» (и историей, и формой) положение нашей страны и нашего кино – где мы находимся, в каком мы сейчас состоянии. Хорошо это или плохо – вопрос второй. Это уже удел историков. В том числе и историков кино.
«Неделимое» камерный фильм. Таких фильмов, где все действие происходит в одном месте, выходят у нас все чаще. То же «Логово» Беркута; скоро выходит «Лифт» Нуртаса Адамбая. Конечно, легко возвести эту тенденцию в символический уровень и предположить то, что такие небольшие пространства служат моделью нашего общества. И тут сценарист «Неделимого» Дарын Тохтаров угадал почти точно основных персонажей наших времен: в фильме десять действующих героев – два милиционера, три бандита, один охранник, владелец кафе, официантка, двое влюбленных. Выглядит почти как статистика актуальных профессий. И также показательно, что объединяет их только деньги – основная духовная, финансовая, физическая скрепа граждан нашей страны. Конечно, по версии Ахметова и Тохтарова. «Неделимое» на самом деле поопаснее фильмов Ержанова или Байгазина, потому что показывает все очень точно, наглядно, в лоб и в глаз. Смотришь фильм и становится все понятно. И про нас, и про них – героев фильма.
Любопытно, что это дебют Ахметова. Он вложил свои деньги (порядка ста тысяч долларов, по словам самого режиссера). То, что он смог снять фильм, профинансировать его, выпустить в прокат – чудо (чудо бывает разного рода), преимущества нашей эпохи.
«Неделимое» заполняет несколько ниш в кинематографе Казахстана. Он не только в жанре криминальной комедии. А его, например, можно отнести и к детскому кинематографу, который почти заброшен отечественными кинематографистами. Фильм наполнен моралью – это как раз полезно для укрепления детской психологии. Сценарист на элементарном уровне объясняет, что такое плохо и что такое хорошо. На пальцах. Этими пальцами служат герои фильма. А на то, что там много крови в конце – на это не обращайте внимание, сегодняшние дети и не такое видят в голливудских картинах. Посмотрев «Неделимое», они и поволнуются, и посмеются, и призадумаются в конце.
В кино ходил Баглан Кудайберлиев
Редакция «Бродвея» благодарит за приглашение на показ фильма «Неделимое» кинокомпании Alaman Film и School Five Experience, а также сеть кинотеатров Chaplin Cinemas.
Оцените рецензию
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Мырзахмет
21 декабря 2017, 23:14Ну комедия и все включено. Нельзя и посмется и поплакать, а только одна радость от актеров.