È

Раушан Оспанова: О казахском кино

Раушан Оспанова: О казахском кино

Раушан Оспанова – киновед и педагог. Родилась в 1936 году в Алма-Ате. В 1960 окончила факультет журналистики КазГУ, в 1964 – аспирантуру Московского института искусств (сектор «Кино народов СССР»). Работала редактором Киноредакции Казахского телевидения, Казахского отделения ВТПО «Киноцентр», главным редактором студии «Казахтелефильм». Была автором программы «Мастера советского киноискусства», научным сотрудником отдела театра и кино Института литературы и искусства им. М. Ауэзова при АН КазССР.

Раушан Оспанова является автором ряда критических и аналитических статей по проблемам киноискусства, опубликованных в разные годы в специальной и периодической печати, она автор – главы «Казахское искусство 60-х годов» в книге «Очерки истории Казахского киноискусства (Алма-Ата, «Наука», 1980). С 1995 года преподаёт историю мирового кино в Казахской национальной академии искусств им. Т. Жургенова, доцент.

О кинообразовании в КазНАИ им. Т. Жургенова:

Кинофакультет был организован в 1993 году – так воплотилась идея киноведа Бауыржана Ногербека и тогдашнего председателя Союза киноматографистов, режиссёра, продюсера Ораза Рымжанова, к сожалению, уже покойного. Чуть позже они и режиссёр Ерсаин Абдрахманов пригласили меня преподавать. В то время с 1992 по 1995, я работала редактором–организатором в АО «Казахкинофест». Мы проводили фестивальные недели кино стран Европы и Азии. В стенах кинотеатра «Арман», в котором располагался наш офис, прошло свыше тридцати кинофестивалей: недели французского, чешского, испанского, польского, немецкого, японского кино! В переменные 90-е, когда была разрушена система проката, зритель всё же имел возможность, благодаря нашей компании, смотреть на большом экране фильмы Луиса Бунюэля, Жака Беккера, Жан-Люка Годара, Веры Хитиловой, Милоша Формана. Кинотеатр «Арман» в это время стал полноправным членом Ассоциации «Европа-Синема». Работа была захватывающей, но я всё же решилась преподавать историю мирового кино. В те годы была очень интересная мастерская кинорежиссёра Ардака Амиркулова – там учились Нариман Туребаев, Абай Кульбаев, Ержан Рустембеков, Наталья Харьковская…

Кинотеатр «Арман»

Вообще, скажу, что в мастерской очень многое зависит от студентов. Например, интересной была первая (и пока единственная) экспериментальная мастерская киноведов искусствоведа Баян Барманкуловой. Мне становится грустно, когда на лекциях царит молчание. Задача мастерских – воспитать в студентах желание самостоятельно работать, заставить их думать.

Наше кинообразование ещё совсем юное по сравнению с другими киношколами, но всё меняется к лучшему. Помню, как вначале у нас практически не было фильмов – мы рассказывали о том, что нужно было показывать. А теперь у нас собственная видеотека, и в ней более тысячи фильмов!

Мы разрабатываем учебные программы по изучению мирового кино. Раньше, например, из азиатского кино мы знали, пожалуй, только японское. А сегодня появились очень интересные работы из Кореи, Китая (Гонконг, Тайвань), Индии, Ирана.

Вообще, жизнь в Академии насыщенная. Проводятся мастер-классы, особенно в рамках фестивалей «Шакен жулдыздары» и «Евразия». С лекциями приезжал драматург с мировым именем Жан-Клод Карьер (он написал шесть сценариев для Луиса Бунюэля, из последних его работ известны сценарий «Улжан» Фолькера Шлендорфа и «Призраки Гойи» Милоша Формана). Были у нас режиссёры Мохсен Махмальбаф и Питер Гринуэй, актриса Катрин Денев, продюсер Майкл Фитцджеральд, киновед Ганс-Йоахим Шлегель.

Стоит также отметить, что у нас довольно сильный преподавательско-профессорский состав. Например, замечательные педагоги Инна Смаилова, Назира Мукушева. Жаль, что Наталья Харьковская, читавшая специальный курс лекций по постмодернизму в кино, перебралась в Париж.

Специальность киноведа востребована. На многих телеканалах создаются передачи о кино, которые делают журналисты, не всегда обладающие достаточными знаниями. Нужны профессионалы.

Белые пятна в истории ЦОКСа

Сейчас происходит переосмысление истории, в том числе и истории кино. Меня очень интересует период ЦОКСа (прим. Центральная объединенная киностудия г. Алма-Ата). Всем известно, что во время Великой Отечественной в Алма-Ату были эвакуированы две главные студии Союза – «Мосфильм» и «Ленфильм». В нашем городе работала вся элита киноискусства, театра, оперы. Какой след они оставили? Мы говорим, что «Иван Грозный» снимался в Алма-Ате, мы говорим о том, что москвичи открыли здесь курсы актёров кино – там учились Куат и Майра Абусеитовы. Здесь остались многие «технические» кадры – звукорежиссёры, операторы. Осталось и техническое оснащение, на базе которого позднее была основана Алма-атинская киностудия. Но не может такого быть, чтобы казахская творческая интеллигенция, общаясь с московскими коллегами, не внесла свою лепту в развитие отечественного кино в этот важный период! И тогда я решила, что называется «сходить в архивы». В Государственном архиве кинофотодокументов я нашла сценарий «Степного батыра» (по казахской легенде «Сказание о Козы-Корпеш и Баян-Сулу»). Там указаны четыре автора: Мухтар Ауэзов, Пьеха Аташева и ученики Сергея Эйзенштейна - Валентин Кадочников и Филипп Филиппов.

Григорий Рошаль и Елубай Умирзаков

Я много общалась с известным советским режиссёром Григорием Львовичем Рошалем, режиссёром одной из наших лучших лент – «Песни Абая» по сценарию Мухтара Ауэзова. Рошаль всегда говорил с восхищением об игре казахских актёров, особо выделяя Серке Кожамкулова, Шакена Айманова, Калибека Куанышбаева. Он отмечал их естественность перед кинокамерой, необыкновенный талант рассказчиков. Григорий Львович не знал казахского быта, традиций, и наши актёры много рассказывали ему об этом. Именно Григорий Рошаль подсказал мне, что не может быть, чтобы в ЦГАЛИ (прим. Центральный государственный архив литературы и искусства) не осталось материалов времён ЦОКСа. С разрешения Сергея Юткевича и Виктора Шкловского я начала работать в Фонде Эйзенштейна. Оказалось, что уже в конце 1941 года разрабатывался казахский тематический план фильмов в рамках ЦОКСа. Там говорилось, что Ауэзов начал работу над сценарием «Песен Абая» (пьеса и роман выйдут позднее). В том же материале говорится, что в планах – делать фильм о Жамбыле, о 8-ой гвардейской дивизии, о Шокане Уалиханове. Основа «Золотого фонда казахского кино» - «Песни Абая» (1945), «Его время придёт» (1958), «Джамбул» - создавалась в рамках ЦОКСа в 1941 году! В 1945, с выходом фильма «Песни Абая» на экраны в Москве, проходит заседание художественного совета, в котором приняли участие Михаил Ромм, Сергей Герасимов, Иван Пырьев, Григорий Александров.

Кадр «Песни Абая»

Калибека Куанышбаева озвучивал Шакен Айманов, с его удивительно красивым, богатым тембром. Таким голосом можно передать половину тех чувств, которые переживает актёр, порой в голосе проигрывается вся драма. Мы мало говорим об интонационном богатстве речи Абая в фильме «Песни Абая», но голос Шакена Айманова неповторим. Я была удивлена, когда обнаружила в архиве один важный материал: в нём обсуждался вопрос о съёмках фильма про последнего казахского хана Кенесары, поднявшего всех на казахское антиколониальное восстание в 1837 – 1847 годах. Между тем, отношение к личности Кенесары было неоднозначным. В 1952 году историка Ермухана Бекмаханова объявили «врагом народа» и осудили на 25 лет за то, что он в своём научном труде «Казахстан в 20-40-е годы ХIХ века» (Москва, 1947 год), исследуя восстание Кенесары хана, назвал его «национально-освободительным». А в 1943 году Бекмаханов защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Освободительные движения Кенесары Касымова в 20-40-е годы ХIХ века». Композитор Ахмет Жубанов подвергся гонениям, вынужден был уехать в Москву, только из-за того, что упомянул имя Кенесары хана в своей монографии…

В период ЦОКСа у нас работал очень интересный человек – Валентин Кадочников. Ученик Эйзенштейна, он был ассистентом режиссёра на фильме «Бесприданница» Якова Протазанова, Кадочников с радостью согласился принять участие в съёмках фильма «Степной батыр». Он углубленно изучал этнографию казахов и их предков – саков и скифов. В журнале «Киноман» однажды публиковали три рисунка Сергея Эйзенштейна к будущему фильму Валентина Кадочникова.

Кадр «Иван Грозный»

Мало кто знает, что роль казанского хана в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна исполнил наш оперный певец Н. Абишев– у него было необыкновенно выразительное лицо. Эйзенштейн очень внимательно подходил к физиогномике актёра, для него это было приоритетом.

Н. Абишев трагически погиб на гастролях, спустя несколько лет после съёмок «Ивана Грозного». Я помню этого человека с необыкновенной благородной внешностью, он жил с нами по соседству…

О казахском кино

1960-е годы были своеобразными и насыщенными. В 1963 году Шакен Айманов снимает фильм по сценарию Олжаса Сулейменова «Земля отцов». И это прорыв!

В картине рассказывается о камерном, внутрисемейном событии. Старик едет на другой край земли, чтобы привезти тело сына. Для него очень важно, чтобы дети покоились на родной земле. В фильме немного действующих лиц: старик с внуком и их попутчики: археолог, солдат и девушка. Есть несколько эпизодов встреч с людьми, в том числе со стариком-чеченцем, который едет умирать в родные горы. Это психологически прописанная картина без внешнего действия.

Шакен-ага режиссёр актёрский, он ведь сам вышел из актёров. И подбор исполнителей им сделан блестяще! Елубай Умурзаков и Юрий Померанцев считали свои роли в этой картине лучшими в актёрской карьере.

А ещё Шакен–ага искренне любил наших аксакалов. Пусть даже в эпизодической роли, но всё же снимал Калибека Куанышбаева, Елубая Умурзакова. Я слышала от Елубай-ага: «Шакен мне как сын».

В 1963 году на экранах появляется фильм «Следы уходят за горизонт» Мажита Бегалина по сценарию Аким Тарази. Это – ещё одна вершина отечественного кино. Аким Тарази, Олжас Сулейменов, Ануар Алимжанов – писатели, пришедшие в кино 60-х, принесли с собой новую драматургию. Это не драматургия действия, а камерная, психологическая драматургия, основанная на взаимоотношениях людей, особенно - внутри семьи.

Помимо того, в 60-е годы происходит взлёт документального кино. В этот период в отечественной документалистике появляются новые имена: Юрий Пискунов (совместно с Г. Овчаренко «Осенние ритмы» (1965 г), «Зимний экспромт» (1967 г.), «Фламинго - розовая мечта» (1969 г)), Арарат Машанов «Прикосновение к вечности» (1966 г.), «По закону сохранения дум» (1966 г.), Юрий Мингазитинов («История знака кровы» (1968 г.) по сценарию О. Сулейменова).

Постер «Почему у ласточки хвост рожками?»

В это же время зарождается анимация. В 1967 году Амен Хайдаров показывает на экране первую «страницу» казахской анимации «Почему у ласточки хвост рожками?». Эта лента облетела 48 стран мира, была отмечена призом на III Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде, и даже завоевала приз «Бронзовый Праксиноскоп» на Международном кинофестивале мультфильмов в Нью-Йорке. Последующие анимационные фильмы Хайдарова, снятые в 1960-е годы «Аксак кулан» (1968) и «Куйыршык» (1969) также вошли в Золотой фонд казахского кино.

Вообще, 60-е годы – период зрелости казахского кино, особенно игрового. Затем оно постепенно угасает, и в конце 80-х возрождается. «Нововолновцы» - люди новой эпохи, нового мышления, с совершенно иной системой взглядов на мир… Скажу о фильме «Конечная остановка» (1989) Серика Апрымова. Первый просмотр фильма происходил в малом зале Союза кинематографистов, где мы с Баян Барманкуловой присутствовали. Для нас картина показалось прорывом казахского киноискусства – новый взгляд на мир, на казахский аул, бывший до того непоколебимым монолитом.

В те годы я и Баян Карибаевна работали в Общественном фонде «Киноинициатива» при Союзе кинематографистов. Нам настолько понравилась «Конечная остановка», что мы решили, как-то отметить картину. Собрали немного денег в бухгалтерии, и прямо на обсуждении фильма вручили их Апрымову в качестве премии от фонда «Киноинициатива». Потом «Конечная остановка» получила много наград, но нам приятно вспоминать, что мы были первыми.

Школа профессии

Я поступила в аспирантуру Института литературы и искусства Академии наук КазССР. Так как у нас не было специалистов, меня отправили учиться в аспирантуру Московского института искусств, где образовался сектор «Кино народов СССР». Членом сектора были лучшие киноведы: Сергей Фрейлих, Юрий Ханютин, Ростислав Юренев, Марк Зак, Нея Зоркая, Леонид Коздов. Мы каждый день смотрели две - три картины вместе со студентами Высших режиссёрских курсов, ездили на просмотры в «Белые столбы».

Когда обсуждались 20-е годы, а темой были творчество и наследие Эйзенштейна, к нам приходили Наум Клейман и Майя Туровская.

Учились 20 человек изо всех союзных республик. Никакая литература по кино не выходила без обсуждения на секторе. Помню, как мы бурно спорили по поводу выхода четырёхтомника по истории советского кино.

От количества к качеству

Я считаю, что киноведческой школы в Казахстане пока нет, она не сформирована. Есть отдельные люди, продающие панораму в казахском киноискусстве. Например, профессор Бауыржан Ногербек, Гульнара Абикеева. Основной вклад Бауыржана Рамазанулы в историю казахского кино в том, что он утвердил дату профессионального праздника кинематографистов – 12 сентября. Этот день связан с Постановлением Совета Народных Комиссаров № 762 от 12 сентября 1941 года «Об организации Казахской киностудии в городе Алма-Ата». Теперь в сентябре мы отмечаем «День казахского кино».

Гульнар Абикеева

Гульнара Абикеева, в отличие от Бауыржана Ногербека, более ориентирована на Запад и Центральную Азию. Её материалы отличаются информационной насыщенностью, но в них мало киноведческого анализа. Так же, как и в трудах других наших киноведов. Мы практически каждый год выпускаем молодых специалистов, но лишь немногие остаются в профессии…

По сути, у нас нет киноведческой мысли. Киноведческая школа возникает тогда, когда молодые пишут серьёзные работы, исследуют кино с выходом на смежные науки – историю страны, психологию и менталитет народа. На прошедшей в апреле текущего года научно-практической конференции в Академии искусств мы выступали с докладом о появлении интеллектуального героя в казахском кино на примере фильма «Его время придёт» Мажита Бегалина. Это – новый взгляд на старый материал, своего рода открытие.

Киноведческий центр сформируется тогда, когда мы перестанем ограничиваться переложением характеристики героев, персонажей и сюжета, и начнём больше говорить о творческой лаборатории режиссуры, скажем Абдуллы Карсакпаева, Султан-Ахмета Ходжикова, Шакена Айманова, Мажита Бегалина – классиков казахского кино. У них разные стили. Об этом надо говорить, это надо прописывать. И я надеюсь, что когда-нибудь в нашем киноведении диалектическая закономерность возьмёт верх, и количество перейдёт в качество.

 

Раушан Опанова

«Ретроспектива» №7 (29) июль 2007

 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

22 Января, 2020

Ретроспектива Адильхана Ержанова пройдет в Алматы

5 фильмов режиссера покажут в кинотеатре «Арман»

Brod.kz

Казахстанское кино

20 Августа, 2018

В Париже пройдет ретроспектива фильмов Адильхана Ержанова

Картины режиссера будут представлены на L’Etrange FestivalКартины режиссера будут представлены на L’Etrange Festival

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Знай в лицо

Рыскул Конакбаев

Актер

Дастан Сеитов

Сценарист

Малика Елхан

Актриса

Алим Заиров

Композитор

Алдияр Байракимов

Актер

Аружан Джазильбекова

Актриса

Аскар Бисембин

Продюсер