È

Та гора звалась «Сулейман-горой»

Рецензия на фильм «Сулейман-гора»

В этом году в фокусе центральноазиатского кинематографа яркие впечатления оставила работа Елизаветы Стишовой «Сулейман-гора» (Россия-Кыргызстан). Фильм получил на XIV Международном кинофестивале «Евразия» высокую оценку кинокритиков и призы от ФИПРЕССИ и НЕТПАК, а чуть позже ее наградили премией Федерации кинокритиков Европы и стран Средиземноморья на кинофестивале в Карловых-Варах (Чехия).

«Та гора была как рок». Не спеша, в такт движению в фильме старого грузовика Елизавета Стишова почти трансформирует сквозь время и пространство феллиневскую «Дорогу» в современную притчу человеческих троп и ухабов вокруг знаменитой на юге Кыргызстана Сулейман-горы.

Главный герой фильма - подросток Улук. Ребенком его потеряли родители, и рос он в детском доме, пока мать не нашла и не забрала его в семью. А семья - странная: мужчина Карабай (муж) с двумя женщинами (женами) и внезапно появившимся сыном вынуждены уживаться вместе. Потому, как ни дома, ни работы, ни денег нет, только дряхлый советский уазик, спасающий их от дождя и холода.

Режиссер картины скрупулезно сначала грубыми жесткими мазками темно-синего холода, потом, мимолетно ретушируя его светом, прорисовывает архаику традиционного патриархального уклада семьи, где мужчина - суровый хозяин-доминант, а его женщины в любви к нему, терпеливо его воле переступают через свои жизни и жизни детей.

Мужское и женское начала - центральные в конфликте всей истории. Почти демонически они выгодно подчеркнуты самой природой и ее языческим культовым проявлением. Мужское начало - духом высокой Сулейман-горы и ее несокрушимостью, а женское - духом огня, любви и оберега.

Карабай далек от демонстрации чувств, его первоначальные слезы по поводу нашедшегося сына вмиг переходят в силу жестких ударов по своей жене. Сам он, и внешне как гора - черен, дремуч в своих инстинктах и рефлексах. Мать сыну до встречи с отцом рисует мифологического батыра - духа горы, сильного, смелого строителя, которому покоряется все пространство. Но реальная мифологическая сила героя-отца нацелена только на побои родных, а покорение в жизни оборачивается обманом, воровством и прожиганием жизни в пьянстве.

Но в фильме куда интереснее следить не за героем, а за женской природой в лице двух героинь. Они не просто терпят безумства своего мужа (зарабатывают, кормят, дарят ему подарки), а во всепоглощающей их любви к нему, ревнуя, еще и соревнуются друг с другом. В отличие от примитивности реакции героя, они - импульсивны, подвижны, эмоциональны. В каждой - старшей и молодой, горит мучительный, порой трогательный, а порой властный и беспощадный в поступках огонь любви и плотской страсти к бестолковому мужу. Именно их динамика чувств и почти какая-то танцевальная в изображении пластика игры так точно ассоциируется с духом огня, с которым у старшей особый разговор. Актриса Перизат Эрманбетова просто гипнотизирует своей магией игры, так ненавязчиво, тихо, и так гипнотически глубоко со всеми проявлениями всех нюансов чувств - она словно сама ворожит подобно своей героине. На вершине горы она кричит и горит в ритуальном танце своего природного дара, отгораживающем у других хворь и боль. И именно ее чувство, столь мощное и лечащее, привносит на время исцеляющий смысл в этом семейном проживании. Не зря именно она говорит сыну: «дом - там, где тебя любят». Но ее животворящей энергии противостоит мужское разрушение, в конце отмахивающееся от нее.

Подросток Улук - глаза всей истории, следящие вместе со зрителем за взрослыми. Вместе с ними ему суждено пройти или проехать свой путь от затравленного подростка к осознанному взрослому выбору. Его яростный крик несогласия, отчаянное спрыгивание на полной скорости мчащегося грузовика, символично не только инициирует его как мужчину, но обретает силу вызова против сложившегося уклада, насилия и нетерпимого мира своего отца. Однако режиссер не доводит, к сожалению, эту линию до точки кипения, и финал фильма во всем накале его первоначальных чувств и событий остается несколько провисающим в своем быстром, а оттого несколько неуклюжем примирении. Потому как трудно поверить, что купленный отцом сыну вертолет, полетит в мире, оставшемся без дома, огня, женщины и матери.

«Та гора была над миром». Пожалуй, силовой воздействующей фильма является созвучие природного духа героев и пейзажного пространства. В визуальном восприятии эти стихии едины в образности своей древности и дремучести. Если только слабый голос Улука непослушно пытается докричаться, но и он тонет в каменной бесчувственности природы. Изобразительное пространство почти статично и монументально, в действии преобладает холодная синева неба и гор.

Однако пейзажность несокрушимого утеса и дороги героев совсем далека от поэтики. Это просто данность мира и режиссер, представляя его, словно отталкивается от обратного, от наследия неореализма. Но даже в сравнении та же «Дорога» Феллини несет больше надежды благодаря солнцу и безграничному лучу любви улыбающейся Джельсомины. В «Сулейман-горе» от начала до конца сквозит тревожное тяжелое настроение, даже дневное в свете действие не брызжет радостью, разве что маленькая сцена, когда все герои счастливо идут по дороге, снабженные деньгами и игрушкой-вертолетом. Но она так быстро заканчивается, ибо в следующем эпизоде Карабай все уничтожает в местном баре.

В своем документальном показе Елизавета Стишова вместе с оператором Владимиром Пандуру стараются преподать обыденность с помощью самой настоящей жизни, происходящей извне. Они ставят целью предельно реалистично препарировать этот мир. Люди, базар, вокзал, дома, магазинчики, заправки - все без сгущения красок и эмоций на расстоянии иллюстрирует современный слепок жизни. И в этом реалистичном дыхании жизни тоже мало радости - много труда, недорогое старое, еще с каких времен убранство, будни и озабоченные каждодневностью обязанностей лица людей, живущих в маленьких «временных мазанках». Жизнь вокруг полна работы и заботы, и даже показанный в сцене той, это праздник труженника, а не сибарита. Оттого от увиденного в целом и складывается ощущение, что и наши герои - только единицы, случайно выхваченные камерой из этого мира.

Потому и достоинством картины «Сулейман-гора», несомненно, становится сама жизнь и найденная форма ее демонстрации. И, конечно, поклон режиссеру, что с помощью конфликта документальной реальности и внутреннего духа самих героев она постаралась проникнуть в глубину природы человеческих страстей, сломленных дремучей патриархальностью и покорностью окружающего мира. А в лице подрастающего Улука выступить, может быть, не открыто сопротивляясь, но однозначно с укором против природы насилия и догматического уклада, поощряющего эту природу общества.

 

Инна Смаилова

 

Печатается по публикации

http://www.kinokultura.com/2018/62r-suleiman-gora

 

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

24 Ноября, 2015

Любовь по-казахски или, Когда понты дороже денег

Рецензия на фильм «Побег из аула. Операция «Махаббат».

Flyin_Hi

Рецензии

12 Мая, 2016

Злой птиц-герой

В прокате стартует «Angry birds в кино»

Альберт Ахметов

Рецензии

27 Июля, 2016

Реальная легенда

Рецензия на биографический фильм братьев Джеффа и Майкла Цимбалистов «Пеле: Рождение легенды» 

Альберт Ахметов

Рецензии

25 Апреля, 2017

«Бiр сен үшін»: Моя вторая мама

Рецензия на фильм «Бiр сен үшін» («Ради тебя»)

Brod.kz

Выбор Бродвея

27 Марта

21 сериал 2020 года

Казахстанское кино

03 Апреля

Baiqonyr International Short Film Festival презентовал официальный постер

V BISFF пройдет с 2 по 6 сентября

Знай в лицо

Коме Левин

Актер

Мэнон Азем

Актер

Алекс Хендрикс

Актер

Идо Моссери

Актер

Маню Пайе

Актер

Рутгер Хауэр

Актер

Юбер Кунде

Актер

Патрик Тимси

Актер