«Место на серой треуголке». Версия вторая: Ардак Амиркулов

«Место на серой треуголке». Версия вторая: Ардак Амиркулов

Мне кажется, что картина – замечательная. И вот почему. У картины «Место на серой треуголке» есть стремление попасть в такой разряд кинематографа, который может соперничать с хорошей литературой. Это очень литературное кино в самом лучшем смысле этого слова. Были стереотипы: сравнение кино с театром и литературой – это ругательство. У меня всегда возникало желание сопротивляться этому. Например, Дарежан Омирбаев постоянно утверждает, что только «реабилитация физической реальности» может претендовать на понятие искусства, а все остальное – так, не серьезно. Но бог с ним, с Кракауэром и его внуком Дарежаном Омирбаевым… И еще почему замечательно это кино. Хотел того Ермек Шинарбаев или нет, картина в плане того, о чем я говорил выше, похожа на «Разлучницу» Амира Каракулова. И это замечательно, что «Разлучница» – не единственный случай. Значит, определенно есть такой образ мышления, такие чувства, такое восприятие художественного мира… И это явление витает в воздухе Алма-Аты, точнее, в воздухе «Казахфильма». И это очень приятно ощущать. И еще, чем замечательна картина: истинная вещь – она не стареет.

Изначально был очень хороший сценарий. И я им даже позавидовал – есть на чем поупражняться. Но кино получилось совсем другим. Лучше или хуже – такой вопрос не стоит. Сценарий и фильм отделились друг от друга и стали равнозначными произведениями. Мне больше импонирует вторая часть фильма, чем первая. Первая страдает неясностью выбора позиции автора, идет как бы поиск экрана. Существует два типа кино. Первый, где главное – сюжет, и второй, когда ощущения складываются из деталей, понятия – из монтажа сцен. В картине Ермек намеренно уходит от сюжета, и присутствует некая эклектичность. То ли сюжет, то ли детали, то ли детектив, то ли мелодрама. Из – за «невыбранности» жанра, что ли, становится немного скучно. Но потом, во второй части, выбор режиссера проясняется. Но это нормально. Это присуще любому. Не сомневается только Сальвадор Дали, который на вопрос: «Что нужно для того, чтобы стать гением», – отвечает: «Нужно родиться в Испании с именем Сальвадор Дали». Впервые в творчестве Шинарбаева получилось необкатанное кино. И не потому, что не Ким, и не потому, что Алма-Ата, а потому, что сам процесс создания картины был для Ермека необычным.

Был Бергман, был Куросава, есть вершины, которые уже завоеваны, и их не надо больше покорять. А сейчас на «Казахфильме» рождается новая стилистика. Другое дело, перспективна ли она? Не знаю. Была потрясающая картина «Кабинет доктора Калигари», был «Андалузский пес»… И они не продолжились. Может быть, к счастью, не продолжились. В этой картине у Ермека не было его вечной схватки с врагом на белом коне – то есть не было, адекватного переноса материала на экран. Это было скорее, «студенческое» кино. Работа человека, который страшно любит кино и хочет его снимать.

 

Ардак Амиркулов

Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года.

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Болат Кисамбаев

15 Августа 2017, 12:55

Хорошее сравнение с Куросавой и Бергманом

Рекомендуем

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Казахстанское кино

14 Октября, 2016

Программа Clique Film Fest

В рамках фестиваля покажут 24 киноленты

Каскыр Айгерим

Ретроспектива

19 Июля, 2016

Как легко испортить имидж нации

Не надо делать вид, что этого не существует

Данияр Кенжибаев

Ретроспектива

16 Сентября, 2015

Последний герой

Многое изменилось со времени выхода этих статей, погиб Цой, не стало самой страны, что-то покажется читателю смешным или вызовет недоумение, но основное до сих пор остается актуальным и вне времени. Кино...

Flyin_Hi

Выбор Бродвея

11 Октября

15 фильмов, которые будут бороться за «Оскар-2018»

Знай в лицо

Виржини Эфира

Актер

Юрий Болохов

Актер

Максим Радугин

Актер

Лариса Лужина

Актер

Михаил Кокшенов

Актер

Хонг-джин На

Режиссер

Сергей Филиппов

Актер

Надежда Румянцева

Актер