«Место на серой треуголке». Версия вторая: Ардак Амиркулов
Мне кажется, что картина – замечательная. И вот почему. У картины «Место на серой треуголке» есть стремление попасть в такой разряд кинематографа, который может соперничать с хорошей литературой. Это очень литературное кино в самом лучшем смысле этого слова. Были стереотипы: сравнение кино с театром и литературой – это ругательство. У меня всегда возникало желание сопротивляться этому. Например, Дарежан Омирбаев постоянно утверждает, что только «реабилитация физической реальности» может претендовать на понятие искусства, а все остальное – так, не серьезно. Но бог с ним, с Кракауэром и его внуком Дарежаном Омирбаевым… И еще почему замечательно это кино. Хотел того Ермек Шинарбаев или нет, картина в плане того, о чем я говорил выше, похожа на «Разлучницу» Амира Каракулова. И это замечательно, что «Разлучница» – не единственный случай. Значит, определенно есть такой образ мышления, такие чувства, такое восприятие художественного мира… И это явление витает в воздухе Алма-Аты, точнее, в воздухе «Казахфильма». И это очень приятно ощущать. И еще, чем замечательна картина: истинная вещь – она не стареет.
Изначально был очень хороший сценарий. И я им даже позавидовал – есть на чем поупражняться. Но кино получилось совсем другим. Лучше или хуже – такой вопрос не стоит. Сценарий и фильм отделились друг от друга и стали равнозначными произведениями. Мне больше импонирует вторая часть фильма, чем первая. Первая страдает неясностью выбора позиции автора, идет как бы поиск экрана. Существует два типа кино. Первый, где главное – сюжет, и второй, когда ощущения складываются из деталей, понятия – из монтажа сцен. В картине Ермек намеренно уходит от сюжета, и присутствует некая эклектичность. То ли сюжет, то ли детали, то ли детектив, то ли мелодрама. Из – за «невыбранности» жанра, что ли, становится немного скучно. Но потом, во второй части, выбор режиссера проясняется. Но это нормально. Это присуще любому. Не сомневается только Сальвадор Дали, который на вопрос: «Что нужно для того, чтобы стать гением», – отвечает: «Нужно родиться в Испании с именем Сальвадор Дали». Впервые в творчестве Шинарбаева получилось необкатанное кино. И не потому, что не Ким, и не потому, что Алма-Ата, а потому, что сам процесс создания картины был для Ермека необычным.
Был Бергман, был Куросава, есть вершины, которые уже завоеваны, и их не надо больше покорять. А сейчас на «Казахфильме» рождается новая стилистика. Другое дело, перспективна ли она? Не знаю. Была потрясающая картина «Кабинет доктора Калигари», был «Андалузский пес»… И они не продолжились. Может быть, к счастью, не продолжились. В этой картине у Ермека не было его вечной схватки с врагом на белом коне – то есть не было, адекватного переноса материала на экран. Это было скорее, «студенческое» кино. Работа человека, который страшно любит кино и хочет его снимать.
Ардак Амиркулов
Материал взят из журнала «Азия кино». Выпуск: февраль 1993 года.
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Болат Кисамбаев
15 августа 2017, 12:55Хорошее сравнение с Куросавой и Бергманом