Возврат к идее сверхчеловека в современном кино
Когда заходит разговор о сверхчеловеке, возникает очевидная ассоциация с супергероем, персонажами комиксов, как Бэтмен или Супермен. За декорациями подобных фильмов особняком стоит идея о герое, наделённом могуществом, который находясь под давлением обстоятельств, балансирует между осознанием вседозволенности и борющемся внутреннем цензоре.
Сверхчеловек – это личность, чьи воля, желания и поступки не подчиняются никаким ограничениям.
Разберём, как выглядит сверхчеловек в современном кино на примере двух полярных по жанру картин от дебютанта и корифея.
«Одержимость» (2013 г.) – дебютная работа Дэмьена Шазелла, который собрал улов наград за свой второй фильм «Ла Ла Ленд» (2016). Это история о молодом музыканте Эндрю Нимане и его наставнике, требовательном дирижере Теренсе Флетчере. Эндрю хочет стать великим джазовым барабанщиком. Постепенно зрителя вводят в перипетии оркестрового закулисья, и по мере погружения в историю становится понятно – для того чтобы добиться славы, нужно отказаться от отношений с девушкой, от гордыни и от жалости к себе. Этот путь барабанщик проходит под руководством Флетчера, чьей мечтой было обнаружить среди своих студентов великого музыканта и воспитать его. Наставник также заслуживает внимания. В глазах общества он - безжалостный тиран, склоняющий учеников к депрессии и суициду. И Флетчер соответствует навязанному ему образу, устраивая протеже испытание. Но основную работу по убийству в себе социального существа, Эндрю проделывает в одиночку.
Кадр из фильма «Одержимость»
Второй фильм, в котором прослеживается мотив сверхчеловека, – «Сплит» (2016 г.) режиссера М.Найта Шьямалана. Есть Зверь, одна из 23 личностей, живущих в Кевине. Есть коалиция из альтер-эго героя, именуемая Ордой, которая занимается похищением трех девушек для жертвоприношения. Они нужны для того, чтобы Зверь пробудился и обрел сверхсилу. Кейси, одна из похищенных девушек, была жертвой насилия дяди-опекуна. Зрителю показывают флэшбеки из детства героини, из которых становится понятны мотивы ее нынешнего хладнокровия. Тогда она не воспользовалась возможностью убить Зверя в лице насильника. Сейчас же Кэйси стреляет в Кэвина, но поздно – Зверь уже достиг силы. Теперь у нас два героя достигших состояния сверхчеловека. В итоге, никто из героев не остается в проигрыше: маньяк обретает сверхсилу, а девушка остается в живых.
Кадр из фильма «Сплит»
Любопытно, что оба режиссера решили обратиться к немецкому мыслителю Ницше, который поднял вопрос о сверхчеловеке в своём труде «Так говорил Заратустра». В случае Эндрю Нимана, его желание достичь цели, приводит к единственному возможному варианту развития событий. Он становится сверхчеловеком, чтобы быть великим барабанщиком. Кейси являет собой пример вынужденной трансформации сознания. Маньяк же обретает сверхсилу. В нем умирают оставшиеся личности, остается только Зверь. В процессе перевоплощения Кэвин и вовсе становится бессмертным.
Казалось бы, тема давно уже не новая и имела воплощение в мировой культуре, но достаточно взглянуть на рейтинг IMDB, где с отрывом лидирует «Побег из Шоушенка» (1994 г.).
Отсюда можем сделать вывод, что современное кино ратует за сохранение героем внутреннего человека в непреодолимых условиях, которые способны не только изменить его, но и убить в нем личность. Подобный эксперимент позволяет зрителю с интересом наблюдать за развитием персонажа, вставшим на путь Сверхчеловека.
Айдана Жанадилова
Болат Искаков
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий