È

«Звонок отцу»: Старая волна

Рецензия «Звонок отцу»

На этой неделе в Алматы прошел показ экспериментальной картины Серика Апрымова «Звонок отцу», в которой автор выступил в качестве режиссера, сценариста, продюсера и оператора.

Действие фильма разворачивается в глухой казахской провинции, где живет мальчик Еркин. Врач ставит ему неутешительный диагноз – ЗПР (задержка психологического развития – Прим. ред.) и констатирует, что обычную школу он посещать не может.

Мама Еркина уходит из семьи после смерти старшего сына, и Еркин взрослеет под одной крышей с отцом, помогая ему зарабатывать, очищая и продавая кирпичи из заброшенных развалюх. Отец пьет, Еркин мечтает о том, чтобы уехать в город, чтобы жить и учиться в детском доме.

Собственно, первый вопрос, который возникает при просмотре драмы «Звонок отцу» - в чем же тут эксперимент? В том, что режиссер совместил сразу несколько функций на одном проекте и снимал картину с минимальным бюджетом? Тогда половина проектов, снимаемых в Казахстане, можно назвать экспериментальными.

Фактически, перед нами стандартная бытовая казахстанская драма, в основе которой лежит вечное чувство тотальной безнадеги, глубокой неудовлетворенности и напускной азиатской загадочности.

Здесь, как у Толстого, по своему глубоко несчастная семья, у которой, собственно, счастья-то никогда не было и быть не могло. Пьющий муж, несчастная жена, недолюбленный ребенок и трагедия, которая окончательно разрушает этот и без того хлипкий союз.

Серик Апрымов – режиссер из прославленной когорты кинематографистов, которая некогда называлась «казахской новой волной». «Звонок отцу» по форме и подаче мало чем отличается от картин этой самой волны. Проблема в том, что волна-то уже давно не новая и совсем неактуальная. Изобретенный ими киноязык уже изучен, усвоен, возведен в культ и благополучно отправлен на страницы учебных методичек. Говорить на нем с сегодняшним зрителем сложно, да и не факт, что нужно. Впрочем, большой вопрос, для кого Апрымов снял свое кино – для себя или зрителя.

Однако все вышесказанное не отменяет того, что «Звонок отцу» - картина профессиональная и выверенная. Актерский ансамбль, состоящий в основном из дебютантов, четко и слаженно выполняет свою работу, по техническим и художественным составляющим картина также особых претензий и нареканий не вызывает. Равно как и психологическая проработка персонажей.

Проблема в том, что все это мы уже видели и не один раз. И атмосферу застрявшего в безвременье аула, и людей-призраков, влачащих бессмысленное существование, и развалившиеся здания, и глобальное безразличие, и мечты о том, чтобы бежать в город, подальше от затянувшегося на всю жизнь дня сурка.

«Звонок отцу» не становится откровением ни по форме, ни по содержанию. Это все тот же кирпич, с которого можно сколько угодно соскребать старый раствор, но новее он от этого выглядеть не станет.

Тем не менее картина, наверняка, понравится публике, которая любит называть себя «творческой интеллигенцией» и порассуждать на досуге о том, как люди жили, как тонко чувствовали и как равнодушие разрушает человечность. Пищу для бессмысленной риторики фильм «Звонок отцу» Серика Апрымова дает богатую.

 

 

В кино ходил Карим Кадырбаев

Оцените рецензию

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Владимир Таскин

Актер

Любовь Соколова

Актер

Анатолий Столбов

Актер

Иван Краско

Актер

Герберт Раппапорт

Режиссер

Александр Александров

Актер

Алексей Минин

Актер

Ирина Борисова

Актер