9 фактов из жизни Серика Апрымова

9 фактов из жизни Серика Апрымова

Серик Апрымов - личность одиозная. В казахстанском кинематографе он занимает место режиссера, ратующего за свободу слова и самовыражения. Журналисты охотно берут у него интервью, а некоторые коллеги открыто недолюбливают. Его картину «Охотник» в чем-то можно назвать предшественницей «Келин». Сегодня мы представим вашему вниманию несколько фактов из жизни этого неоднозначного человека.

Факт 1

Во время учебы во ВГИКе мастер курса Сергей Соловьев выделял Серика Апрымова, а также Рашида Нугманова и Амира Каракулова из числа своих студентов.

Факт 2

Серик Апрымов помимо родного казахского и не менее родного русского владеет английским и французским языками. Это не случайно. Режиссер любит французское кино и свой художественный вкус воспитывал на картинах мастеров: «Я режиссер французской школы «новой волны». Например, фильмы того же Франсуа Трюффо мне ближе, чем какого-нибудь другого, скажем, американского режиссера. Я вырос на принципах таких новых французских фильмов, как очень компактная история, отказ от декораций, использование непрофессиональных актеров, ограниченный свет и т. д.».

Факт 3

«Аксуат» - продукт совместной работы Японии и Казахстана. В этой картине впервые Серик Апрымов привлек свою жену Гульмиру как директора фильма.

«Если честно, я это сделал, чтобы она распоряжалась деньгами и они не утекли.»

На самом деле фильм снимался в Сары-Озеке. Произошло это по техническим причинам. Так как съемки проходили зимой в январе, для кинокамеры предпочтительнее было снимать в местах, где температура не ниже 10-15 градусов.

Факт 4

Его картина «Охотник» снята как притча, уходящая корнями в мифологию. В фильме присутствовали чудесные сцены секса на лошади и голая женщина на верблюде, которые до сих пор остались в памяти зрителей. Так что еще до «Келин» Ермека Турсунова особенно нравственным кинодеятелям было что критиковать. К слову, «Охотника» невозможно скачать в интернете, что очень огорчает некоторых известных мне киноманов. Почему-то тратить большие деньги и покупать Антологию казахского кино на DVD в «Меломане» им не очень хочется. 

Факт 5

Режиссер ненавидит сентиментальное кино и считает, что просмотр таких фильмов - удел ограниченных людей.

«Может, время настолько динамично, что люди просто не хотят думать, не хотят напрягаться, а только сканируют действительность вокруг себя? Значит, нужны другие способы, стиль, язык, чтобы объяснять людям нормальные вещи».

Факт 6

Серик Апрымов, пожалуй, единственный режиссер, не побоявшийся открыто и развернуто высказываться по поводу производства казахстанских фильмов. Ниже приведена небольшая выдержка из интервью Олега Сулькина.

«Сначала Никита Михалков и Рустам Ибрагимбеков хотели делать его («Кочевник») вместе. Михалков предложил снимать на своей студии «Тритэ». Но казахи отказались. Тогда Ибрагимбеков приехал к Назарбаеву, обрисовал замысел с привлечением ведущих звезд мирового кино. Объявили, что сниматься будет Ричард Гир, а режиссером станет Милош Форман. Но Форман отказался от этой миссии, предложил своего друга, режиссера Ивана Пассера, а себе выторговал роль исполнительного продюсера по постпродакшн. То есть ни за что на съемках не отвечать, но получить немалый гонорар. Пассер снял примерно половину фильма и бросил проект. Он заявил: на съемках полный бардак, деньги разворовываются. Хотя сами американцы тоже хороши. Набрали своих ребят со всего мира. Иду по студии, смотрю, человек пилит доску. Познакомились. Профессор Белградского университета плотником нанялся на постановку. Его друг, художник-постановщик фильма Мильен Крека Клякович, работавший с Эмиром Кустурицей, решил дать ему подзаработать».  

Факт 7

На этом Серик Секенович не остановился, ибо чаша его личного терпения, видимо, переполнилась. После получения премии российской киноакадемии «Ника» за фильм «Охотник» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» Серик Апрымов слегка озадачил общественность интересным заявлением. На одной из пресс-конференций режиссер, ничтоже сумняшеся, обвинил Сергея Азимова, на тот момент генерального директора «Казахфильма»,  в геноциде казахского кино.

«Откуда такая ненависть к казахскому кино? Я спросил об этом у своего друга-режиссера, и он ответил: «Может быть, у Азимова здесь нет ни корней, ни прошлого и он родом из Каракалпакии?»

Само по себе заявление было скандальным и вызвало нешуточное негодование среди массы кинодеятелей. Апрымов в тот день разошелся до такой степени, что предложил государству прекратить финансировать отечественное кино, а также ворваться в кабинет и выбросить директора киностудии за ее пределы. Тем не менее общественность не стремилась применять грубую силу и творческий подход к революционным действиям, посему Сергей Азимов отделался моральным потрясением.

Факт 8

Несмотря на то, что Серик Апрымов хотел творить у себя на Родине и считал ошибкой многих творческих людей желание устроиться на Западе, сам он, тем не менее, уехал в Америку после скандала с «Казахфильмом».

Факт 9

Режиссер на раз признавался, что не очень высоко ценит технических специалистов, работающих в сфере казахстанского кинематографа. Вот и после выхода его последней картины «Бауыр» он рассказал, что не до конца доволен своей работой. В интервью Tengrinews.kz он отметил, что если бы была возможность, то он пригласил бы работать над фильмом иностранных специалистов, к примеру из Франции. «Перспектива звука - большая проблема в фильме, потому что здесь нет профессионалов по звуку. Я для своего фильма «Охотник» приглашал специалистов. Здесь бы тоже хотелось. И операторская работа была слабой», - отметил он.

Про таких режиссеров, как Серик Апрымов, можно говорить бесконечно. Хороший слог, абсолютная открытость и острый язык - все это можно заметить и оценить по достоинству в любом его интервью. Однако для него самым лучшим средством самовыражения остается кино. Кино, которое он снимал, снимает и будет снимать дальше, несмотря ни на что.

Текст: Елена Кударова

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Шакен навсегда

В Астане состоялась конференция, посвященная юбилею Шакена Айманова.

Виталий

Ближе к искусству театра

Идут показы лучших спектаклей мира

Aidana Mamayeva

Пилотная серия «Кария»

В Алматы приступят к съемкам проекта

Данияр Кенжибаев

Короткий и очень смешной метр

В Алматы будет представлен сборник «Comedy shorts» 

Aidana Mamayeva

Рецензии

09 Марта

«Конг: Остров черепа»: Как заработать на Кинг Конге

BrodLive

18 Марта

Церемония награждения лауреатов кинопремии «Выбор критиков-2017»

Победителей наградили статуэтками и памятными дипломами

Знай в лицо

Ян Вон Сик

Режиссер

Гульжамал Казакбаева

Актриса

Бахытжан Альпеисов

Актер

Искандер Нарымбетов

Оператор – постановщик

Досхан Жолжаксынов

Актер

Кадыр Кусаев

Звукорежиссёр

Джейсон Скотт Ли

Актер