Профессия: кино. Дарежан Омирбаев

Дарежан Омирбаев

Без лишних слов, немного отстраненно, он снимает свое кино, лишь тогда, когда считает нужным. Дарежан никуда не торопится и не стремится снимать по фильму в год. Это не его стиль. Зато каждая его картина - законченное произведение.

Фото с Каннского фестиваля 2012 года © Chloé Vollmer-Lo

Прочитав его биографию на той же Википедии, вы можете узнать четкие цифры отсчитывающие его творческий путь. Вот 1982 год — «Жизнь» (первая картина), вот, пожалуйста, 2012 год — «Студент». Все это ясно и так. Что же касается личности, тут сложнее... Дарежан - необычный режиссер, он очень сдержан и спокоен. Его мысли открываются лишь тому, кто умеет задавать правильные вопросы. Он никогда не будет восхвалять себя, за него говорит его дело:


1992 — МКФ в Ашхабаде. Приз жюри «За лучшее изобразительное решение» (Кайрат)
1992 — МКФ в Локарно. Приз «Серебряный Леопард», Приз FIPRESCI (Кайрат)
1992 — МКФ в Страсбурге. Гран-при, Приз прессы (Кайрат)
1992 — МКФ трех континентов в Нанте. Второй приз (Кайрат)
1993 — Смотр-конкурс «Казахское кино сегодня» в Алматы. Диплом, Приз «За лучший киностиль» (Кайрат)
1995 — МКФ в Венеции. Приз ЮНЕСКО (Кардиограмма)
1995 — МКФ трех континентов в Нанте. Приз жюри (Кардиограмма)
1996 — МКФ в Сингапуре. Гран-при (Кардиограмма)
1998 — МКФ в Канне. Приз лучшему фильму программы «Особый взгляд» (Киллер)
1998 — МКФ в Карловых Варах. Специальное упоминание жюри киноклубов (Киллер)
1998 — МКФ трех континентов в Нанте. Почетный приз (Киллер)
1999 — МКФ в Тегеране. Приз за лучший сценарий (Киллер)

2007 — МКФ трех континентов в Нанте. Приз жюри (Кардиограмма)

Кадр из фильма «Киллер»


Дарежан - флегматичен и уравновешен, от того, его картины совсем не по вкусу темепераментным людям, ищущим ярких вспышек, и понятных историй.


В фильмах Дарежана Омирбаева чувствуется четкая логика и суховатая математичность. Минимум эмоциональности. От него вы не дождетесь чувственных сцен и излишней мелодраматичности. Это интересно, потому что в 1980 году будущий режиссер окончил факультет прикладной математики Казахского государственного университета. Ничего не бывает из ничего. Все имеет свою структуру и закономерность.

Его фильмы «Кайрат», «Кардиограмма» и «Киллер» - закономерны. Снятые в 90-е годы - они полностью отражают то время и тот порядок вещей в природе. Эти фильмы не могли не появиться. Любые значительные изменения в мире, всегда найдут отклик в искусстве - и это вполне естественно. Удивительно то, что уже тогда у Дарежана Омирбаева полностью сформировался собственный неповторимый стиль и режиссерский почерк.

Кадр из фильма «Кайрат»

На стыке нового тысячелетия Дарежан снял фильм «Дорога». Другое название фильма («Поездка к матери») не прижилось среди поклонников творчества режиссера, и не удивительно, ведь минималистическое - «Дорога», или «Жол», куда лучше отражает суть фильма. Несмотря на то, что главный герой в картине - режиссер, не стоит делать поспешных выводов. Дарежан Омирбаев ничего не показывает «в лоб». Безусловно его ощущения и мысли нашли свое место в этом фильме, но, не в качестве абсолютной автобиографии.

Кадр из фильма «Дорога»

Просматривая последние картины «Шуга» и «Студент», в первую очередь ощущается структура - холодные стальные нити, пронизывающие повествование с неизбежностью хирургической иглы. Шугу не жалко в конце фильма, ибо ее ведет ледяное спокойствие рассказчика. Многие негодуют - разве это Каренина? разве это Вронский? «Они холодны как земноводные» - так сказал мне мой друг после просмотра. Но вот парадокс - этот фильм минималистичен донельзя, и от этого в нем рождается другая концепция. Почему Шуга кончает жизнь самоубийством? Не от того ли, что в этом мире, созданном режиссером, нет места страсти, жалости, сильным чувствам? Как быть, видя вокруг лишь неприкрытое равнодушие, не находя любви, не познав ее? В романе Анну любили. Любил страстно Вронский, любил муж, любили люди вокруг. Шугу же не любит никто. Остается только уйти - спокойно и не теряя достоинства. Французы, кстати, оценили Шугу, а ведь они тонкие ценители любовной составляющей. Фильм получил специальный приз жюри на 29-ом Фестивале Трех континентов в Нанте, Франция, 20-27 ноября 2007


Кстати говоря, 5 его фильмов, включая «Шугу» и «Студента» были сняты оператором Борисом Трошевым, таким же вдумчивым и спокойным, как море в тихую погоду. Плавность картинки и ее задуманная флегматичность отчасти его заслуга.


«Студент» - это тоже авторский взгляд на Достоевского. И, кстати, в отличие от «Шуги», не так уж отходящий от оригинала. Поменялось лишь время, и без того зыбкое и скоротечное. Какая разница, когда Раскольников приходит к мысли об убийстве? В 19-м веке, решив раскроить голову процентщице, или в наши дни застрелив продавца? Все это - лишь фантик, скрывающий самое главное - то внутреннее состояние души и разума, позволяющее сделать решающий шаг. Молодые Раскольниковы вырастают в любое время и в любых условиях. Взращиваются обстоятельствами и берут в свои руки топор - как символ идеи. Либо топор выбирает их сам. Дарежан Омирбаев просто отсек от основной мысли все символичное и наносное. Там, где было много метафор и рассуждений - осталась суть, выраженная несколькими характерными, для режиссера, штрихами.


Можно любить фильмы Дарежана Омирбаева, или не любить. Но нельзя отрицать одного простого факта - этот режиссер верен себе до конца. Его стиль таков, что не предусматривает никаких прогибов. Никогда вы не увидите фильма снятого Омирбаевым на заказ. Не увидите в его картинах никакой чрезмерности, никаких разжеванных ситуаций, никаких вымученных диалогов. Только разум и четкая концепция. Другой вопрос, сможете ли вы принять эту точку зрения и разделить? Текст: Елена Кударова

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Ануар Кенжибаев

22 Августа 2013, 10:49

разделяю точку зрения с Дарежаном Омирбаеваым

Рекомендуем

Трейлер к фильму «Fake. Береги себя»

Новый проект от режиссера web-cinema «ТАМАГОЧИ»

Виталий

Казахстанское кино

29 Апреля, 2014

«Подлинно народный»

Вчера прошел показ фильма о выдающемся классике казахстанского кино Абдулле Карсакбаеве.

Виталий

Казахстанское кино

23 Декабря, 2013

Экранизации классики в казахстанском кино

Сотворить хорошее кино на основе книги - дело нелегкое. В любой экранизации всегда будет определенное противоречие между первоисточником и его художественным киновоплощением. Еще сложнее переосмыслить классическое произведение и подать его в интересной форме. Среди казахстанских режиссеров за классику берутся только те, кто уже давно ничего не боится.

Виталий

Дебют - ничего лишнего

Виртуоз незаурядных сериалов, Аскар Бисембин, снимает полнометражное кино.

Виталий

Рецензии

21 Июля

«Дюнкерк»: Аттракцион неслыханной щедрости

Мнения

18 Июля

Владимир Толоконников. Уходит всё, но образы бессмертны

В память о великом артисте

Знай в лицо

Бауыржан Абишев

Постановщик трюков

Ерик Жолжаксынов

Актер

Валерий Федорович

Сценарист

Иван Охлобыстин

Актер

Куат Шильдебаев

Композитор

Амир Каракулов

Режиссер

Ильхам Джалилов

Продюсер

Кадырбек Демесин

Актер