Как делается звук в кино, или немного о мелочах

Как делается звук в кино, или немного о мелочах

Каждый звук порождает много откликов, как каждая вещь бросает

одну большую тень и много маленьких.

Густав Майринк (с)

Примерно в двадцатых годах прошлого столетия впервые на экранах появились фильмы со звуковым сопровождением. На тот момент это был весьма смелый ход со стороны кинокомпаний, ведь технологии звукозаписи стоили немалых затрат, а противников звуковых фильмов было достаточно. Но почему? С появлением звука всплывали новые проблемы и одна из них - это языковой барьер. В немом кино и так все было понятно благодаря блестящей жестикуляции и мимике Чарлина Чаплина. Также, некоторые считали, что звук умертвляет саму концепцию кино, превращая картину в театральщину. И тем не менее, с развитием технологии, мы пришли к тому, что на данный момент при производстве киношники стали уделять звуку столько же внимания, сколько и картинке.

Так что же такое звук в кино? Это - один из самых труднопостижимых элементов. Звук - это эмоциональный мир фильма. Звук - это художественное произведение, и как это все работает опишу поэтапно:

Запись звука на съемочной площадке

На площадке пишут звук как правило два человека - это бум-оператор и ассистент звукорежиссера, который ведет запись за магнитофоном.

В их задачу входит выжать максимум полезного сигнала. По хорошему, в эту команду входит еще и техник, который прячет кабеля, вешает микрофоны, да и вообще всегда под рукой, но наши продюсеры относятся к подобной единице весьма скептически. Черновой звук в кино может использоваться в перемешку с переозвученным. Возьмем в пример фильм «Матрица», где достаточно экшна, когда главные герои весят на стропах и при этом ведут жесткую баталию. Будет крайне неприятно и нелепо испортить дубль торчащим из под рубашки мелким проводком. Именно тут понадобится черновой вариант, записанный на пушку, для дальнейшей переозвучки. Интересно наблюдать съемки сцен в шумных местах развлекательного характера, где по сюжету громко играет музыка и актеры массовых сцен уходят в отрыв. Все это происходит в абсолютной тишине т.к. пишутся диалоги актеров. Озвучивание

Озвучивание, или по простому - озвучание, проводят в том случае, если в процессе съемок не получилось записать чистые реплики. Есть миллион причин по которым может возникнуть необходимость в переозвучке. Случается и так, когда продюсеров устраивает внешность актеров, но не устраивает голос (как в случае с Барбарой Брыльска в небезысвестном новогоднем фильме). Процесс этот не всегда так прост, как кажется на первый взгляд.

В специальном звукоизолированном помещении, актёры, глядя на экран, стараются уложить в своей голове необходимость выполнения актерской задачи и стремление попасть персонажу «в губы».

Прокладка фонов

Следующий пункт - атмосфера. Стадион или комната, где бы не происходили действия, зрителя нужно посадить рядом с персонажем. Скажем в джунгли, где нибудь на юге Бразилии. Звукорежиссер подбирает шумы листвы, веток, насекомых и прочей гадости, да так, чтобы зрителю самому стало тошно от звуков ползущей экзотической гусеницы по спине героя (вспомните сцену из ремейка «Кинг Конга» 2005 года), даже 3D не передаст таких ощущений. Атмосферу принято писать стереосистемами для большей пространственности. Однако не всегда есть возможность сделать это. К примеру откуда человеку знать какие звуки на дне океана и соответствуют ли они действительности? Для создания зловещей тишины, во тьме, под колосальным давлением, звукорежиссер прибегает к различным приемам, используя эффекты и процессоры - это понижение тона, различного рода задержки, эффекты эха и прочее. А если нужна атмосфера, вполне реальная и реально реализовываемая, то звукорежиссер или ассистент сидит около пяти-семи минут с рекордером в коридоре больницы и наблюдает за глупыми выражениями лиц прохожих. Не исключен вариант и с наложением уже готовых звуковых эффектов - гула, грома, осадков в зависимости от ситуации.

Звуковые эффекты

Разобьем звуковую картинку по фактурам.
Вы наверняка ощущали «перемещение главного героя во тьму», с сопровождающими звуками, держащими нас в напряжении? Это звуковые эффекты. Над эффектами работают так называемые «саунд дизайнеры». Если вы хотите хороший экшн, то без их услуги вам не обойтись. В фильме «Звездные войны» над озвучанием одних лишь мечей трудился целый департамент звуковых дизайнеров. Судя по количеству остросюжетных отечественных боевиков, в Казахстане эта сфера невостребованна, возможно поэтому звук нашего фильма «Заблудившийся» возили в Москву.

Дополнительные элементы

Что касается самого экшна как например жесткие гонки или выкриков многомилионной армии, то здесь несколько сложнее. Все элементы записываются отдельно, звуки мотора, рев толпы или присутствие людей в общественном месте (гур-гур). Чтобы записать шум мотора, то необходимо снабдить автомобиль нужным количеством микрофонов плюс вести запись на бум. Крик толпы пишется либо на стадионах, куда специально приглашают массовку либо в павильонах, где они и выкрикивают по команде звукорежиссера разные «глупости». Гур-гур можно записать на студии, для этого достаточно десяти человек вокруг микрофона. В зависимости от задачи «актеры» имитируют общение в столовой, любопытство на аварийном участке и другие занимательные ситуации.


Шумовое озвучание

Актер шумового озвучания или Человек-шум - это мастер имитации звуковых эффектов. При помощи своих рук и «инструментов-реквизитов» человек-шум воссоздает звуки различного рода от обычных шагов до журчания ручья. Наблюдать за этим процессом можно вечно. Собственно сама профессия предусматривает некую медитативность.))) Все эти вещи дополняют звуковыми эффектами из фонотеки, чтобы обогатить звуковую картину.


Музыка

Далее следует музыка. Музыка это мощное психологическое оружие. Именно музыка погружает нас во внутренний мир героя, делает сцену более драматичной, передает эмоциональную энергию. Вы удивитесь, как легко можно превратить остросюжетную погоню в комедийную сцену подставив главную тему из Шоу Бэнни Хилла. Для этой цели нанимают композитора. Звукорежиссер и композитор вместе беседуют и, идя на компромисс, решают в каком месте и какая музыка будет кстати. Бытует мнение, что во Франции, композитор сочиняет музыку прямо на съемочной площадке, но мы не во Франции, нам еще развиваться и развиваться.


Сведение

Сведение микса - это завершающая работа над звуковой картиной. Предположим, что мы полностью переозвучили диалоги, подобрали необходимые звуковые эффекты, записали все недостоющие звуковые элементы, звукорежиссер перезаписи сводит весь звук на стадии микширования. На этом этапе звуки подвергаются различным процессорам-эффектам (придание эхо голосу), автоматизации процессоров-эффектов на протяжении всего фильма (где-то эффекта нужно больше, где-то меньше), расположение каждого звука в пространстве (крупный, средний, общий), выстраивается баланс каждой звуковой дорожки.


После того как вся эта работа выполнена, мы готовы полностью насладиться прекрасной, полноценной, художественной картиной со звуковым сопровождением :)

Текст: Даут Жантасов

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

9 Августа, 2016

«Обыкновенный человек» участвует в Girona Film Festival

Фильм Ольги Коротько вошел в программу короткометражного кино

Aidana Mamayeva

Выпускной со звездой

Отечественные селебритис устроили незабываемой выпускной

Aidana Mamayeva

Ретроспектива

11 Августа, 2016

Казахское кино: снова в ожидании перемен

«То было странное и замечательное время»

Aidana Mamayeva

Новости персоны

27 Апреля, 2016

Стивен Сигал намерен развивать туризм Тайланда

Актер планирует открыть производственную киностудию в стране

Вероника Пивкина

Рецензии

05 Декабря

«Прощай, Кристофер Робин»: В поисках утраченного детства

Новости персоны

05 Декабря

Звезда «Игры престолов» Кит Харрингтон возглавил список самых плохо одетых мужчин в Голливуде

В списке журнала GQ актер занял «почетное» первое место

Знай в лицо

Лидия Штыкан

Актер

Томас Арана

Актер

Баянгали Наурыз

Актер

Антонина Макарчук

Актер

Уве Болл

Режиссер

Роже Карель

Актер

Эдуард Тополь

Режиссер

Алексей Федорович

Режиссер