Мальчик, который хотел повзрослеть
В 1963 году режиссер Абдулла Карсакбаев («Алпамыс идет в школу», «Беги, пока не поздно») снял картину «Меня зовут Кожа», по одноименной повести писателя Бердыбека Сокпакбаева. Это кино стало, чуть ли не единственным культовым (качественным, интересным, смешным) детским фильмом, снятым в Казахстане с 1939 по 2013 года.
Сейчас, когда в основу кино (как и мультфильмов), как в идеологический конструктор, не особо удачно закладываются богатырские эпосы, нехватка фильмов о жизни детей чувствуется особо. Мы знаем и видим, как живут американские подростки, сочувствуем «Папиным дочкам», а что творится в головах и умах нынешних тинейджеров в больших и малых казахстанских городах ведомо только их родителям и инспекторам по делам несовершеннолетних. Парочке детских фильмов вышедших в прокат за последние годы не хватало многого: наспех скроенные из сценария, который нужно по уму доводить, прописывать характеры, диалоги, сочинять пластические гэги, с персонажами, которые явно не страдают яркой индивидуальностью и юмором крупного помола как то не удовлетворяют. Не хочется после их просмотра снова стать ребенком или хотя бы завести себе одного такого, одно казенное патриотическое занудство и разочарование. Тем более есть причина для родителей и бездетных еще раз вспомнить о старых, добрых казахфильмовских историях о детях и для детей.
Карсакбаеву удалось снять фильм глазами ребенка, без морализаторства и менторства. Смотришь, и хочется обратно в школу, тоже начать вести дневник, ловить рыбу. В этом плане повесть Сокпакбаева, как материал, оказалась стопроцентным попаданием. Это - не просто «наше, свое, родное», а такое «родное», которое существует в отечественном сознании одновременно на двух абсолютно противоположных полюсах. Высоком — история, патриотизм, пафос, и т. д. И низком — в виде того же лейтмотива истории «дети, будьте хорошими!».
Нурлан Сегизбаев, сам позже связавший жизнь с кино, и его товарищи сыграли так, как сейчас вряд ли бы кто из казахстанских щекастых детей-актеров смог. У Карсакбаева герои получились молодыми, наивными, свободными, они не кокетничают с камерой, не прячутся, не позируют. Они просто еще не знают, что их снимают. Оптимизм, вера в человека и вера в добро, прошу прощения за высокопарность, вот три кита на которых держится воспитание детей, а это на минуточку наше с вами будущее.
Ну и, напоследок, немного о книге. Ведь, особенность детского кино в том, что оно не может существовать без литературной основы. Когда-то в детстве, после Стивенсона и Дюма, я с опаской брала книги Сокпакбаева и Муканова, а потом оказалось, что зря. Советую прочесть пару повестей, вам обязательно понравится. Особенно, в оригинале. Тонкий юмор и увлекательные истории гарантированы.
Текст: Асем Жапишева
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий