È

Маркетинговое кино. Продюсер «Препода» Сино Ализода

Маркетинговое кино. Сино Ализода
2 мая в Казахстане ожидается премьера комедии «Препод», ставшей дебютной работой в большом кино не только для режиссеров Виктора Вилкса и Славомира Леонтьева, но и для нового казахстанского продакшна Vox Pictures в лице продюсера Сино Ализода. Об особенностях и секретах работы продюсера в Казахстане, феномене Кайрата Нуртаса, профессионализме и киностудии «Казахфильм», а также о «Преподе» мы и побеседовали с Сино.

Краткая справка:
Родился 15 августа 1985 года в Душанбе. Образование: Высшая Школа Бизнеса при РЭА им. Плеханова (Москва), ф-т Управление Бизнесом и Коммерческое Право, Международная Академия Бизнеса (Алматы), ф-т Маркетинг, Нью-Йоркская киноакадемия, курс «Продюсер кино». Занимал пост директора департамента маркетинга и рекламы торгово-развлекательных центров MEGA.


Здравствуйте, Сино. Давайте начнем с истоков, как вы пришли в Vox Pictures? Это было логическое продолжение вашего сотрудничества с Алишером Еликбаевым?

Здравствуйте. То, что я продюсер Vox Pictures, а Алишер занимается продвижением сайта Vox Populi – случайность. Дело в том, что обе компании принадлежат одним акционерам. Говоря проще, мы с Алишером работаем на одних и тех же людей, это частные лица, довольно известные.

А какой у них интерес? Меценатство?

В первую очередь социально-культурный. Это люди, которые хотят улучшать общество, поднимают вопросы культуры, хотят что-то менять, и делают это самым элегантным и правильным способом: никого ничему не учат, а делают сами.

То есть, на прибыль никто не рассчитывает?

Нет, почему, Vox Populi проект не убыточный, что касается Vox Pictures, здесь необязательно говорить о прибыли, потому что мы являемся продюсерами для государственной компании, то есть для «Казахфильма». Мы не претендуем на прибыль, на нее претендует киностудия, а мы делаем все для того, чтобы она эту прибыль получила. Под четким присмотром киностудии мы делаем все самостоятельно: готовим сценарии, подбираем команду, актеров. Можно сравнить это с рестораном, вы заказываете стейк, а мы те самые повара, которые вам его приготовят, и вам остается только наслаждаться вкусом.


Кадр из фильма «Препод»

«Казахфильм» – государственная организация. Было ли такое, что вам ставили какие-то рамки, цензурили, просили обойти острые углы?

У нас было как раз абсолютно наоборот, киностудия просила нас сделать проект взрывным. Звучали такие цели как: «культовое кино», «самое популярное кино», то есть киностудия очень четко сформулировала перед нами задачу и сама предложила нам такой формат. «Казахфильм» проводил исследование, которое показало, что 75% зрителей предпочитают молодежное кино, потому как, они сами молодежь, они предпочитают смотреть добрые комедии, и задачу перед нами поставили именно такую. С каждым годом на киностудии происходят все больше поразительных перемен, если вы там физически бываете, вы наверное заметили, что на студии работает очень много молодых сотрудников. Руководство киностудии выбрало для себя именно эту стратегию – они обращаются к молодежи за идеями, а это очень благотаная почва: они действительно готовы работать за результат, они не амбициозны с точки зрения денег, выкладываются на все 100%, не обременены никаками обязательствами, обстоятельствами.

Наконец-то отходим от имиджевого кино к качественному?

Безусловно. Тому пример последняя картина «Уроки гармонии», которая получила на Берлинале приз за лучшую операторскую работу. Там нет никакого светлого и радужного Казахстана, то есть Берлинале вообще известен тем, что там в фаворе более депрессивные, маргинальные ленты. Киностудия делает разное кино, также как и аудитория воспринимает его по-разному. Меньше стало делаться пропагандистского кино, и это правильно, потому что аудитория стала более избирательной.

Есть ли в планах уйти из под крыла «Казахфильма» и начать самостоятельную работу?

У VP уже был такой опыт: экранизация Джека Лондона, картина называется «Время не ждет», снята в Канаде, это 100% частный проект, после этого мы занялись государственной картиной. Что касается крыла киностудии, здесь работать намного комфортнее, чем самостоятельно. Я абсолютно не разделяю пессимизма, который сложился по отношению к «Казахфильму». Люди, которые ни разу не были там, и не знают ни одного человека, видели не очень качественные фильмы, которые к киностудии никакого отношения не имеют, и считают, что они все сделаны именно там. Я был таким же до того момента, пока сам не начал взаимодействовать с киностудией. Теперь я увидел «Мосфильм», много других студий по всему миру, и я не заметил ни одного критерия, по которому «Казахфильм» уступает. Единственное отличие в том, что она молодая, моложе многих в мире. Здесь работает много талантливых людей, к которым, самое главное, ты имеешь доступ, так как они находятся под одной крышей. «Казахфильм» на сегодняшний день является единственным местом, где сконцентрированы специалисты в сфере кино. Нет ни одной, на мой взгляд, частной киностудии или команды, в которой бы существовала фиксированная команда, поэтому работа со студией только облегчает процесс создания кино.

Вы хороший менеджер, но это ваш первый опыт работы в кино, с чего вы начали?

Я по образованию маркетолог, а в маркетинге нас всегда учат, что мы создаем продукты, которые нам ранее не были известны. Хорошему маркетологу без разницы, что продвигать: подшипниковый завод или люксовую одежду, он просто знает принципы, по которым это делается. Как только я принял предложение продюсировать это кино, первым делом, отправился в нью-йоркскую киноакадемию, на курсы продюсеров, и это был очень впечатляющий для меня опыт, потому что я познакомился с разными интересными людьми, получил реальные инструменты и прочитал множество книг.
Я старался погрузиться в процесс создания международного кино, мне было неинтересно, как это делается в Казахстане. Более того, я сознательно не смотрел очень популярные казахстанские фильмы, такие как «Коктейль для звезды», «Розовый заяц», которые условно говоря, в нашем жанре. Почему я не смотрел? Потому что не хотел, чтобы у меня формировалась какая-та планка, а это очень легко делается. Когда видишь, что рынку нравится, понимаешь, что нет смысла делать больше, достаточно и этого уровня. У меня лежат эти диски, я их купил, и поклялся, что посмотрю их когда выйдет «Препод».



Боитесь сравнивать?

Нет, не боюсь. Я очень просто отношусь к кино, у меня нет особых амбиций, особых иллюзии, я трезво воспринимаю тот продукт, который мы сделали.

Говорят, что продюсирование – это прием и распределение денег…

Деньги были бы последней точкой в этой характеристике, потому что мы говорим о казахстанском кино. Продюсер в Казахстане это точно не продюсер в США, они отличаются радикально. Продюсер в Казахстане это человек, который отвечает абсолютно за все, и не только за подбор основных людей. Как происходит в мире? Продюсер определяет режиссера, директора по кастингу, все остальное, как правило, делают уже другие люди, директор по кастингу отбирает актеров, и продюсер уже на финальной стадии утверждает какие-то приоритетные роли. В нашем случае продюсер принимает участие даже в согласовании массовки. Это происходит, потому что отсутствует профессиональный рынок услуг, нет такой опции – заплатить деньги и получить готовый продукт. Ты должен принимать участие во всем сам, я думаю, только в нескольких сферах сформирован профессиональный рынок услуг, это в звуке и все, я думаю. При создании «Препода» мы очень часто сталкивались с такими ситуациями, когда человек условно является художником одежды или декораций, имеет профильное образование, но он работает рекламным менеджером в рекламном агентстве. И он не может быть с нами все свое время, потому что кино у него один месяц один раз в году, а остальные 11 он должен работать в другом месте, к сожалению, такая ситуация очень распространена.

Фильм «Препод» - ваш с Виктором Вилксом дебют в кино, чего следует ожидать от кино-дебютантов?

Хоть мы и дебютанты в мире кино, это никак не отразилось на качестве картины. Виктор и Славомир очень опытны как режиссеры. Мы решили сделать добрую молодежную комедию, которая была бы «другой». Она другая даже не в масштабе Казахстана, а в масштабе всего. Если вы в гугле набьете «молодежная комедия», вы поймете, что я имею в виду. Молодежная комедия – это в 99% случаев что-то, откровенно связанное с пошлостью, хоть мы и не говорим, что это плохо. Просто мы хотели попробовать сделать что-то другое.

То есть, больше не «Американский пирог», а «Девчата»?

Да, с точки зрения формата, мы ориентировались на советское кино. Я не знаю, когда вы в последний раз могли пойти в кино на молодежный фильм с племянником или даже родителями, и вам не было бы неудобно. Мы делали кино, на которое можно пойти всей семьей и всем будет достаточно интересно. Мы показывали это кино семилетнему мальчику, мы показывали это на факультете психологии и у каждой аудитории возник свой отклик.


Кадр из фильма «Препод»

Каков бюджет картины?

К сожалению, не могу сказать, это закрытая информация. Средний бюджет.

Кто написал сценарий? Как возникла сама идея?

Как только я занялся кино, сразу понял, что у нас проблема со сценариями и сценаристами. К нам пришло 7-8 синопсисов от лучших молодых сценаристов Казахстана, и все они были откровенно плохими. В итоге его написал молодой, талантливый сценарист Савва Минаев, но мы адаптировали его под нашу реальность. Этим занималась сценарная группа, состоявшая из очень талантливых людей: Сабина Тусупова, Виктор Теплухин, режиссеров фильма и я. Моя роль тут больше заключалась в передаче комментариев Пола Брауна, голливудского сценариста, с которым я познакомился во время учебы в киноакадемии. Потому что именно он давал нам одни из самых лучших комментариев по сюжету. Сначала мы хотели замахнуться на тяжелый сюжет с несколькими параллельными линиями, но Браун сказал: «Ребята, вы снимаете молодежную, добрую комедию, вам не нужны эти перипетии, вам необходимо сделать сюжет очень простым, главная героиня и главный герой в конце должны быть вместе».

Почему вы выбрали сразу двух режиссеров для одного проекта, разве вы не боялись конфликта интересов?

Мы не боялись конфликтов, на наш взгляд тандем Владимир Путин - Дмитрий Медведев сработал отлично, потому что у них абсолютно одинаковое видение. Славомир Леонтьев взял на себя все, что касается стиля картины, танцев, образов, костюмов героев. По сюжету друг главного героя, Кука, организует вечеринки, и понятно, что он может сделать это только своими подручными средствами, причем за два часа. По сюжету вы увидите, что это сделано необычно и стильно, все это заслуга Славомира. Виктор Вилкс взял на себя всю остальную часть.


Кадр из фильма «Препод»

Фирменный стиль Виктора Вилкса как клипмейкера отразился в фильме?

Да, фильм очень динамичный, рубленный монтаж, очень много необычных вклеек, да и история сама по себе абсурдна: молодой человек выдает себя за преподавателя Университета, 10 дней дурачит всех, становится кумиром - ее нужно так и снимать. Но это не арт-хаус, а коммерческое кино.

Откуда взялась идея такого необычного постера?

Это тоже идея Славомира. Первый закон маркетинга гласит – не делай как все остальные. При этом мы сделали не просто по-другому, мы сохранили стилистику фильма. Все мы были студентами, школьниками, черкали заметки на полях, и все это нашло свое отражение в кино.

Говорят, что для американских зрителей кино – развлечение, для российских – способ убежать от реальности, что по-вашему кино для казахстанского зрителя?

На мой взгляд, мировое кино – это точно развлечение, потому что нет в Казахстане такой реальности, от которой хотелось бы убежать, как например, в России. Что касается казахстанского кино для нашего зрителя, здесь, на мой взгляд, есть одна уникальная штука – казахстанский зритель самый благодарный зритель в мире. Когда мы с вами смотрим плохое казахстанское кино, наш обычный комментарий звучит так: «Нормально, для нашего рынка пойдет, для Голливуда – нет, но для нас пойдет. Ну и что, что спецэффект за окном нереальный, ну и что, что актер плохо сыграл». То есть, к нашему кино наш зритель относится, как хороший родитель к своему ребенку.

Без рук, без ног, зато свой, родной?

Да, сегодня двоечку получил, завтра получит пятерочку. На мой взгляд, это очень хорошая пора для создателей кино. Но при этом, нужно отдать должное, все больше казахстанских фильмов делаются с лучшим качеством, такое кино уже смотреть не стыдно. Показательны и кассовые сборы, например, все, что касается Кайрата Нуртаса, я считаю просто уникальным. На основе его опыта нужно в Университетах делать курсы по маркетингу! Феномен Кайрата Нуртаса уникален, я вам больше скажу, когда мы начинали рекламную кампанию, я звонил всем рекламным подрядчикам и запрашивал медиаплан, по которому размещался Кайрат Нуртас, потому что то, что они сделали в рекламе действительно работает. Кстати говоря, надо признаться, у нас даже есть шутка, посвященная Кайрату Нуртасу в «Преподе», мы ее придумали еще год назад, то есть, до того как мы все с вами узнали о Кайрате.

Радует то, что ваш фильм не очередное «Первое казахстанское что-нибудь», выражение уже начинает надоедать, как вы к нему относитесь?

В маркетинге начала девяностых это было очень популярно: «Самый первый», «Самый большой», это характеристики абсолютно пустые, никому ничего не говорят и не несут ничего нового для зрителя. Ему не важно, первый это мульфильм или десятый. Я как зритель, услышав это «первый», просто скажу: ну, поздравляю вас, и все. В нашем случае мы, возможно, первые повернули свой ориентир больше не на Голливуд, а на простое советское кино, на такие фильмы как: «Я шагаю по Москве», где очень интересно показан город, а нам это было нужнее всего, так как мы показывали два города: Алматы и Астану. Фильм Михалкова просто интересно смотреть, никто не смеется до упаду. На нашей картине никто не будет умирать со смеху, у нас и задачи такой не было, ведь мы ставили перед собой немного другие цели. Еще мы ориентировались на фильмы: «Поймай меня, если сможешь», «Быть Стэнли Кубриком», а также «Социальная сеть».


Кадр из фильма «Препод»

Почему зритель должен пойти на этот фильм? Что в нем такого особенного?

Причин много: во-первых, увидеть Батырхана Шукенова в кино, услышать его новые песни, еще много других новых песен и исполнителей, которые после этого кино станут популярными. Еще одна причина увидеть Алматы и Астану в новом виде, в котором они в кино еще не появлялись.

Неужели без левого берега и лакированной, чистой картинки стеклянных зданий?

Совершенно другими. Астана у нас не пафосная, а город, в котором происходят интересные события, и в котором интересно жить.

Продюсеры на показе нового фильма думают о других трех. Какие дальнейшие планы Vox Pictures?

Этот вопрос я должен адресовать Ермеку Амирхановичу Аманшаеву, который дал работу мне, и спросить у него, даст ли он мне еще один проект. Если говорить, понравилось ли мне кинопродюссирование, то, безусловно, да.

Спасибо вам!

Беседовала Асем Жапишева

Синемаграфика: Илья Мартынов

Читайте также:

Препод. Весна, любовь и все, что с этим связано

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Елена Кударова

18 мая 2013, 22:24

\\\"Казахфильм на сегодняшний день является единственным местом, где сконцентрированы специалисты в сфере кино.\\\" - это он интересно загнул)))

Казахстанское кино

11 Апреля

В Туркестане открылся первый кинотеатр

Новости персоны

02 Апреля

Айнур Ниязова получила роль в российском сериале

«Шаман» Рустама Мосафира

Знай в лицо

Дарья Боцманова

Актер

Вениамин Прибура

Актер

Виктория Булитко

Актер

Татьяна Юрикова

Актер

Александр Итыгилов мл.

Режиссер

Леонид Каюков

Режиссер

Джереми Айронс

Актер

Джейсон Судейкис

Актер