Насилие в казахстанском кинематографе
Насилие над женщинами (будь то криминальное или семейное) в сегодняшнем мире одна из актуальных проблем. По данным мировых рейтинговых агентств в последние десятилетия насильственные акты над слабым полом участились в несколько раз. В этой связи активизировались и организации за права женщин. Феминистки со всего мира объединяются и отстаивают политические, гражданские и общественные возможности. К сожалению, тема насилия не обходит стороной ни одно государство. Восточные страны с древних времен были известны авторитарными мировоззрениями на счет прав женщин. Историческая корреляция и мировые нормы, конечно, внесли свои поправки. И все же снимать про насилие над женщинами у нас не принято. И потому картин с историями угнетенных женщин и гендерного неравенства по пальцам пересчитать. Представляем короткую подборку на актуальную тему.
Кадр «Грех»
В фильме Болата Шарипа «Грех» (2005 года), на первый взгляд, все хорошо и спокойно: юная Шолпан выходит замуж за сильного и мужественного Сарсенбая. Но проблема в том, что она не хочет иметь детей, думая, что они отберут любовь мужа. Долгое время героиня скрывает свой грех, но, в конце концов, Сарсенбай узнает о мыслях супруги и в бешенство убивает ее. Самое страшное в том, что все село осуждает девушку и не мешает кровавому убийству.
Кадр «Карой»
В депрессивный мир погружена и картина Жанны Исабаевой «Карой». Азат, главный герой фильма, абсолютно мерзкий и падший человек. Его и человеком-то назвать сложно. Он разрушает все, к чему прикасается, ломает судьбы. Он – чистое зло. И не удивительно, что он насилует и избивает женщин, делает все, что хочет. А в финале убивает мать. Кино, конечно, художественное, но доля правды в нем есть.
Кадр «Токал»
Продюсер и актриса Гаухар Нуртас с фильмом «Токал» затрагивает именно тему женского неравенства. Казахское слово «тоқал» в переводе означает «вторая жена». Вокруг давней казахской традиции (когда мужчина женат сразу на двух, а то и на трех женщинах, создавая тем самым мини-гарем) до сих пор много шума. Некоторые не против такого порядка, кто-то осуждает обычай, считая оскорбительным и диким. Гаухар Нуртас представляет в полной силой горе «вторых» женщин.
Кадр «Келинка Сабина»
«Келинка Сабина» Нуртаса Адамабая, конечно, комедия, но доля правды в ней тоже есть. Просто режиссер показывает проблему с иронией. Обратную, темную сторону замужества в Казахстане, напряженные отношения невесток и свекровей, впрочем, речь сейчас не об этом. Как режиссер сам признавался в интервью, он высмеял еще один спорный обычай: «алып қашу» (что буквально означает украсть будущую невестку, против воли). Некоторые девушки бывают не против таких манипуляций. Да и во многих регионах Казахстана обычай проводится формально. Но бывали и случаи, когда архаичное правило ломало судьбы и отнимало жизни девушек.
Кадр «Загнанная»
И все же самой феминистической кинолентой в истории казахстанского кинематографа была и остаётся картина Сапара Толегена «Загнанная» с Макпал Исабековой в главной роли. Известная певица и уже актриса показывает удивительные способности: сценические, спортивные, эмоциональные. По сюжету героиню Исабековой избивает муж и бросает умирать. Она еле спасается, выживает и начинает мстить супругу. Фильм сделан не на самом высоком художественном уровне, но в нем чувствуется боль. Боль и обида за состояние женщин, в котором они пребывают.
Истина на самом деле проста: покуда мы не будем ценить женщин, мы не сможем идти вперед, в свободное, демократическое общество, где все имели бы равные права и возможности. Для того, чтобы искоренить проблему неравенства, мы должны открыто говорить на тему, рефлексировать и снимать фильмы.
Ведь проблемы сами собой не решаются.
Баглан Кудайберлиев
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий