È

Победители кинофестиваля «Бастау»

Победители кинофестиваля «Бастау»

Современный кинопроцесс не стоит на месте, и в этом ему, безусловно, оказывает колоссальную поддержку фестивальное движение. В данном случае мы рассмотрим кинофестиваль «Бастау», фильмы-победители которого нам были представлены. Эти три фильма, однако, имеют свои причины на занятые места.

«Телевизор» (реж. Вениамин Ильясов)

Документальная кинокартина на первый взгляд не показывает нам чего-то оригинального, вводя казахстанского зрителя в привычный момент созерцания степных просторов и бесконечного стада овец. Их хозяева – семья, состоящая из трёх человек, тоже весьма типичные лица для аульной жизни. Но камера с самого начала вводит зрителя именно в созерцание, она неспешно передвигается по линии панорамной вертикали или горизонтали, в которой пожилые люди в свою очередь совершают определенные действия.

Но уже после первых нескольких минут в голове возникают аналогии с фильмом С. Дворцевого, в частности с его картиной «Счастье» - где также беззаботно показаны жители деревни в своем бытие. И тут режиссер нам дает ещё одно действующее лицо – телевизор. Но здесь он не говорящий за героев, как в кинокартине Д. Омирбаева «Киллер». На одном из каналов демонстрируется популярная российская телепередача, на которой выступает небезызвестный Борис Моисеев в окружении прекрасных дам. И что мы слышим от матери и дочери в ответ? Нет, не сопротивление этому, нет конфликта, выраженного в конкретной враждебности к демонстрируемому на экране. Мы слышим «посмотри, как красиво танцуют!»

Снова нам демонстрируется быт, дела семейные. Но в последующем эпизоде, который, на мой взгляд, можно назвать показательным, проходит некая панорама по всему дому героев. От дверей, на фоне известковых стен, виднеется бутылка «Спрайта», дальше – более привычные бытовые принадлежности: шкаф с вещами, старые игрушки. Но вот перед нами снова великий и ужасный телевизор, и постепенно мы слышим бурное обсуждение популярного в наше время турецкого сериала. Следующий план – профиль, обращенного к телевизору, лица героини, встревоженно смотрящей на экран. И здесь, несмотря на все перипетии сериального сюжета, старик со старухой лишь смеются и удивляются диковинным отношениям, демонстрируемых «голубым экраном».

Снова они расходятся, занимаясь своими делами, показывают смерч, закрутившийся на улице возле дома – программа новостей, где рассказывается о водовороте жизни внешнего мира. Пожалуй, самым сильным кульминационным моментом по праву считается финальная часть картины. Под песню легендарной Эдит Пиаф показаны все красоты простой жизни аула: доение коровы, куры, клюющие зерно, бабушка, прихорашивающаяся в зеркало, её натуральная красота. Затем крупный панорамный проход по стаду овец, блеющих в загоне, и звуковой «заусенец» в последующем кадре с вещающей с экрана телеведущей. Так режиссер конкретно задает вопрос: сумеет ли этот самый экран поработить нас, превратить в стадо безвольно блеющих баранов, или всё же сможет человек из аула не стать информационно зависимым, несмотря на проникающие чужеродные объекты?

Лаконичный по методу съемки, но полный красоты и смысла по содержанию, фильм молодого режиссера В. Ильясова не высмеивает, не выставляет на посмешище степной народ, а становится очередной каплей в создании философского взгляда документального кино на его прекрасный быт, состоящий из закатного солнца и запаха теплого хлеба.

«Четыре женщины» (реж.Антон Коломеец)

Огромное зеркало в экспозиции фильма, героини, отражающиеся в нём, так похожие на рампы лампы освещения по периметру зеркала – это короткометражный фильм «Четыре женщины». Можно ли назвать эту работу, вызывающей эмоциональное напряжение у зрителя? Скорее после её просмотра остается ощущение какой-то неудержимой любви этих женщин к театру. Ведь именно в нём они могут быть самими собой. А реальная жизнь, с которой они сталкиваются, лишь более усугубляет эту потребность постоянно играть.

Играют героини и выходя из театра: одна – сидя в машине, вторая – дома с дочерью, третья – с мужем дома. Но лишь устами четвертой, в разговоре с больной матерью, будто произносится сакральное: «Что наша жизнь? Игра». Эта самая игра в дальнейшем и разрушает несостоявшиеся жизни. А в эпизоде, где четыре женщины находятся на фотосъемке, перетягивающие объединяющие их путы – это тот же театр. Героини практически постоянно создают вокруг себя театральный антураж – это зеркала, определённые интонационные особенности, в частности паузы, свет, больше похожий на сценический полумрак. И всю эту театральность подчеркивает стерильная операторская работа, определяющая четкое положение героинь в том или ином пространстве.

Фильм А. Коломейца о жизни актрис – это драма, меланхолично отвечающая на вопрос «Что наша жизнь? Игра».

«Чайка» (реж.Елизавета Стишова)

Безграничное ощущение свободы человеческого духа. Хочется сказать лишь то, что выражена она не столько в учителе Талипе, одном из главных героев картины «Чайка», сколько в юной Нургуль – иссык-кульской чайке. Удивительно, насколько бесконечен гений человека, способный создать вечное в невечном, и насколько предсказуем сам человек в своем общественном начале. Сложные политические и социальные условия кыргызского общества снова породили Нину Заречную. Этот фильм сложно назвать экранизацией по мотивам или самой пьесы А.П. Чехова. Очевидно, что картина является прямым отражением проблем не только современного Кыргызстана, но и как любое, наполненное философией произведение охватывает, если и не общемировой масштаб, то страны бывшего Советского Союза точно. «Стишова решила пожить у нас, поработать с кыргызскими коллегами» (Г. Толомушева «Кыргызское кино сегодня: арт-хаус и жанр»). Уже этот поступок режиссера сообщает о серьезности к подходу, о неравнодушии к миру и человеку.

Как говорится «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Картина Е. Стишовой – это один из достойнейших вкладов в экранизации чеховских произведений, и достойный ответ в развитой полемике на тему роли русского языка в Центральной Азии.

Собственно говоря, данная картина расстановки мест на кинофестивале выявляет определенную тенденцию в развитие молодого кино. Во-первых, на первый план всё больше выходит тонкое чувственное кино с разнообразием человеческих чувств. Во-вторых, кинематограф склоняется к простоте выражения и за счет операторской работы, и за счет работы актерской. В-третьих, представленные кинокартины, даже на основе литературных произведений, не являются просто экранизацией мировой классики, а несут свой эмоциональный, информационный и философский посыл, что весьма отрадно осознавать.

 

Текст: Александра Поршнева

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

1 Октября, 2018

Та гора звалась «Сулейман-горой»

Рецензия на фильм «Сулейман-гора»

Brod.kz

Казахстанское кино

16 Декабря, 2014

14 фильмов 2014 года

Небольшой обзор

Виталий

Казахстанское кино

20 Сентября, 2018

Лауреаты национальной кинопремии «Тулпар»

Фильм «Оралман» Сабита Курманбекова забрал шесть статуэток

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Знай в лицо

Ашот Кещян

Режиссер

Яков Кучеревский

Актер

Алексей Зубков

Актер

Александра Польгуй

Актер

Андрей Исаенко

Актер

Елизавета Зайцева

Актер

Оксана Коляденко

Актер

Ольга Морозова

Актер