È

Путешествие за «Пальмовой ветвью»

Путешествие за пальмовой ветвью

«Золотая пальмовая ветвь» – символ города и приз самого престижного в мире Каннского кинофестиваля - мечта любого кинематографиста в независимости от географических просторов и развития национальной кинематографии.


Когда режиссер Адильхан Ержанов получил приглашение участвовать в двух престижных программах этого кинофестиваля (Специальный показ (фильм «Хозяева») и программа «Синефондасьон» – рынок проектов (проект «Алиюшка»)), можно было загодя праздновать триумф. До него от нас с полнометражными фильмами это сделали только Дарежан Омирбаев и Сергей Дворцевой. Но так, чтобы сразу в двух программах…


Вот с таким победным настроением и составом (режиссер и сценарист Адильхан Ержанов, продюсер Серик Абишев, оператор Еркинбек Птыралиев, актер Айдын Сахаман и я, Инна Смаилова, кинокритик и болельщица) подобно тому, как аргонавты двинулись в сказочную Колхиду за золотым руном, начали и мы свое путешествие за Пальмовой ветвью в притягательно-манящий мир Канн!


Крайние слева - Серик Абишев, Айдын Сахаман, крайние справа - Адильхан Ержанов и Инна Смаилова


По поводу Канн


Путешествие началось с расстояния: с востока на запад, которое пришлось осиливать короткими скоростными набегами нам, современным киноварварам, из одного самолета в другой, из Астаны - в Киев, потом в Париж, из французской столицы в морскую Ниццу, а оттуда уже и в Канны!


Так должно было быть... Но, как и все героическое и по-«киношному» драматургическое, нас ждали неожиданные повороты.


Странно, но то, чего опасались, а именно по разным причинам остаться в Киевском аэропорту, случилось в сердце всех мировых политических и социальных революций – Париже. Прилетев и обежав пол-космического аэропорта Шарля де Голля (потому что опаздывали на следующий рейс), мы были обескуражены, когда нам сообщили в порядке вещей, что в этот день работники внутренних рейсов объявили забастовку и все рейсы отменены. Вспомнился фильм «Терминал», где в роли Тома Хэнкса оказались мы сами, впустую мечущиеся по лабиринтам бесконечных пространств. Отсутствие хорошего английского и тем паче французского заставило стать и заложниками жанра теперь уже комедии положений. Был потерян багаж, отданы билеты на авиарейс и не получены, уж не знаю почему, номера, чеки или сами билеты на поезд, правда, в конечном итоге и блуждании по городу к величественному железнодорожному вокзалу нас все-таки посадили в вагон. Как только вошли в купе, сразу вспомнился хитрец Хичкок с его «Незнакомцами в поезде» и «Леди исчезает». Но по мере удаления от Парижа хичкоковские страхи трансформировались в успокоительную атмосферу интеллектуальных ромеровских путешествий с мельканием французских городов и деревенек за окном и болтовней пассажиров рядом.


Адильхан Ержанов и Серик Абишев


Сейчас уверена, что сама жизнь предложила, чтобы дорога в Канны стала путешествием по миру любимого кино. Начиная с важного для меня режиссера Жана Виго, его документальной картины «По поводу Ниццы», где режиссер в эпицентре городского праздника заставил ощутить атмосферу Франции, людей, эмоций, национальную браваду жизни. Может быть, не Канны (тогда кинофестиваля не существовало еще), но ведь совсем рядом. В памяти мелькают вереницы французских красавиц кино от Жанны Моро, Анны Карины, Брижит Бардо до современниц – Катрин Денев, Жюльетт Бинош, Изабель Аджани, Марион Котийяр, этих необыкновенных, ярких и импульсивных женщин, теперь уже сошедших с кинополотен Годара, Трюффо, Бриали, Лелуша, Тешине, Каракаса, братьев Дарденн и др. Они – это живое дыхание Франции, великой нестареющей кокетки с духами и шелками, революциями в жизни и искусстве!


К Ницце мы, правда, так и не добрались, да простит меня Виго...


А теперь сам 67-й МКФ Канн!


Канны – это, первое, море – широкая бирюзовая полоса, второе – кино. Если море со всеми пароходами, катерами и яхтами миллиардеров – это одна сторона реальности, состоящая из сытости, гламура и беспечности, то кино – зона волшебной ирреальности – трудоемкая работа духа и мысли. Поэтому и сам по себе Каннский кинофестиваль складывается из этих двух половинок. Внешней глянцевой обложки большого конкурса, конкурса «Особый взгляд», специальных и внеконкурсных показов. И другой, скрытой пульсации жизни, спрятанной в различных программах, в том числе и «Синефондасьон» с показами короткого метра, обсуждениями будущих проектов, фильмов двухнедельника критики. Благодаря участию в официальной и неофициальной программах удалось побывать и почувствовать атмосферу этой двойной каннской обложки: праздника и работы.




Но пока о шике и гламуре


МКФ Канн – это фейерверк праздника, а праздник здесь – кинозрелище. С утра до вечера – огромные очереди за билетами, толпы поклонников вдоль дороги, ароматы духов, вечерние умопомрачительные платья кинодив и будущие победители на кинематографическом Олимпе. Премьера любого фильма официальной программы – это уменьшенная копия церемоний открытия или закрытия кинофестиваля. Красная дорожка и лестница во Дворец фестивалей и конгресса на набережной Круазетт, смокинги и вечерние платья, поздравления и шампанское – создают тот первый образ-глянец из кричащей толпы зрителей, вспышек камер, блеска и отрепетированных поз кинозвезд, приветствий и нескольких штрихов автографов перед выходом на красную дорожку. Но Франция не была бы Францией с ее революционностью, стремлением ко всем свободам, общительностью, толерантностью ко всему, в том числе карьерному или финансовому статусу. Поэтому и красная дорожка в Каннах уравнивает всех. По крайней мере, 18 мая, в день премьеры казахстанской картины «Хозяева», демонстрирующейся в рамках официального Специального показа, съемочная группа в лице Адильхана Ержанова, Серика Абишева, Екинбека Птыралиева и Айдына Сахамана гордо шла на полшага впереди от группы высокого кинобомонда Томми Ли Джонса, представляющих свою ленту «The Homesman»! Уже поднявшись на главную ступеньку знаменитой лестницы, нас приветствовал генеральный директор кинофестиваля, о ком всегда здесь говорят с предыханием – Тьерри Фремо. Важным стало даже не рукопожатие великого мэтра, а его слова режиссеру о том, что он очень доволен тем, что фильм «Хозяева», за который он лично переживал, отобран в официальную программу, более того - Адильхана Ержанова он ставит в один ряд с такими режиссерами, как Аки Каурисмяки, и ждет его следующего фильма в Каннах!


Адильхан Ержанов


Несмотря на то, что фильм знаю наизусть, ощущение страха во время показа «Хозяев» и переживания, как воспримут его зрители, не покидало весь просмотр. Но все страхи оказались напрасными, когда на финальных титрах зрители стали аплодировать. Дожидаемся окончания фильма. Загорается свет, и теперь уже весь зал встает, чтобы, обернувшись к режиссеру, долго рукоплескать ему и его команде. Это мгновение особое… Исчезает пелена гламурности красной дорожки, камер, шампанского, понимаешь, что важно вот это – когда происходящее в картине откликается в тех, кто сейчас не уходит, а выражает свое признание стоя, подходит, не отпускает режиссера и говорит не просто «спасибо», а свои мысли и чувства. И здесь, стоя на шаг позади от режиссера и зрителей, глубоко перевожу дыхание, потому что знаю - присутствую перед настоящим, большим событием, ставшим частью истории.


О фильме


Специальные показы на МКФ Канн – это особая программа, которая всегда привлекает высоколобую публику. Они как нельзя лучше характеризуют главные тенденции кино. Это те картины, чья тематика, драматургия и изображение заслуживают пристальный интерес благодаря заявленной острой полемике, показу скрытых вещей в современном обществе, проблеме человека в глобальном социальном и философском значении. Не случайно в этом году отобранные картины просто громко кричат о разрушении, гибели, убийстве истинного человеческого, отсутствии морали, принципов любви к человеку, неприкосновенности его жизни, какую бы сторону он ни занимал. Об этом были картины «Джеронимо» Тони Гатлифа (Франция), «Of men and war» Л.Беку-Ренара (Франция), «Silvered Water Syria Self-Portrait» Осамы Мухамеда (Сирия, Арабские Эмираты), «Майдан» Сергея Лозницы (Украина, Нидерланды) и … «Хозяева» Адильхана Ержанова (Казахстан).


Действительно, Адильхан вопреки всем подводным рифам во время создания фильма смог за небольшой бюджет снять трогательную, полную скрытых значений социальную притчу. Самостоятельно со своей маленькой, но стойкой командой продюсеров смогли организовать уникальную для казахского кинопроизводства стратегию позиционирования фильма мировому кинопространству вопреки странной молчаливой реакции студии АО «Казахфильм». «Хозяева» сразу нашли своих поклонников в сфере кинематографа. Компания UDI, довольно известная в сфере международного кинобизнеса, заключила договор в качестве распространения картины на рынки и кинофестивали, кинематографисты пожимали руки и предлагали свою помощь, зрители благодарили за фильм.


Айдын Сахаман, Адильхан Ержанов, Серик Абишев, Еркинбек Птыралиев


Наверное, этот интерес не случаен. Потому что картина «Хозяева» именно об этом – о слабости и незащищенности человеческой жизни в современном социуме, нацеленном на удовлетворение своих потребностей, о выживании человека в границах фиктивного порядка, о падении человеческого, способного путем собственного достатка перешагнуть через того, кто ему мешает. Режиссер с помощью пронзительной композиции каждого из отшлифованных с помощью цвета и света изобразительных планов, плавно от сцены к сцене, но драматургически жестко в гротескно-бурлескной форме, доводит историю до трагедии маленьких героев – двух братьев и сестры. Разбитый, маленький дом, который достался героям после смерти матери, станет местом настоящей войны, где по странному стечению времени в роли защитников и нападающих оказываются доведенные до животного состояния простые, нормальные люди. Режиссер изначально не делает акцента на том, кто прав, кто виноват, а потому сложнее и страшнее воспринимать происходящее. Хитрое сюжетное построение держит сначала конфликт на этих сторонах. И только, казалось бы, на стыковках основных первоначальных сцен постепенно появляются настоящие герои-хозяева этого голого пиршества жизни. Хотя и героями их трудно назвать – два понурых полицейских, у которых свой закон и взгляд на мир вокруг. Их даже трудно обвинить в чем-то – они почти ничего не делают, держатся в стороне конфликта, ждут и выбирают удобный момент - с кого и сколько лучше урвать, а на кого повесить вину.


И дело не в каких-то установках, да простит меня руководство «Казахфильма», потому как страна давно борется и с коррупцией, и с зарвавшимися работниками. Ведь местечко маленькое и власть-то состоит из двух бездельников-полицейских. Здесь, наоборот, надо ставку делать на подобные ленты – другим наука. Заслуга Адильхана Ержанова как раз в большем, он вырывается за простой показ чернушного социального среза жизни в исследование человеческой совести, вины и ответственности за происходящее. Подобно Стринбергу у Ержанова – его несовершеннолетний загнанный герой в финале, пробираясь с помощью пистолета в отобранный дом, словно кричит всем в свою защиту о праве собственной жизни, жизни своих близких, жизни в своем родном пространстве.


Адильхан Ержанов


История униженных и незащищенных чуть ли не достоевских героев, портреты несчастно смотрящих в камеру людей, не видящих друг друга и себя, глубина пространства, игра света и тени в теплоте цветовых бликов – вот они составляющие части фильма. Но тяжесть реальности у Ержанова – это не просто констатация факта. Благодаря операторской работе Еркинбека Птыралиева и работе художника Ермека Утегенова режиссер доводит мир до абсурдности происходящего, в котором человек в погоне за выживанием перестает быть человеком. Цитируя в изображении полотна Ван Гога, Мунка, Рембрандта и самого Да Винчи, а в драматургии - отсылки к великим и колючим сатирикам от Рабле до Кэролла, съемочная команда создает абсурд реальности, которому мало просто документального факта – это мир человеческого равнодушия, метафорически прерывающийся танцем смерти. Сцена дня рождения, цитирующая знаменитую картину Да Винчи – одна из кульминационных и показательных. За столом сидят будущие хозяева жизни, совершившие за чуть ли не 30 серебряников сделку со своей совестью и обрекающих центральных персонажей в этой композиции – брата и сестру – к смерти. Последующая пляска превращается в ее танец, сначала на могиле старшего брата, а потом и в общий свистопляс убийства в финальной сцене, переходящий в самом конце в ожившие видения танцующих брата и сестры.


Фильм о слепоте, глухоте, немоте и бездействии человеческого общества по-отношению друг к другу. Приятно, что молодым казахстанским кинематографистам боль за другого не чужда и этот болевой порог ощущается в их картинах. Жестокость, порождающая ответную жестокость, стала одной из тем отечественной картины «Уроки Гармонии» Эмира Байгазина (снова призы международных кинофестивалей). Ответственность общества за прозябание выброшенных за мнимую зону благополучия звучит и в новых фильмах Адильхана Ержанова «Строители» (снова международные премии). Примечательно, что на постсоветском пространстве формируется новая генерация режиссеров, кому чужды сытость и благость и кто способен без прикрас блуждать в поисках оставшихся в живых.


Адильхан Ержанов


P.S. Конечно, «Золотую пальмовую ветвь» мы не получили, потому что Специальный показ – это внеконкурсная программа и главный приз там – мировое признание, а рынок проектов – это будущий маркет - купля-продажа, в которых участвуют компании и фонды. Однако, надеюсь, ту колоссальную работу в течение кинофестиваля, которую провели продюсер проекта «Алиюшка» Денис Васлин (Нидерданды) и режиссер, сценарист Адильхан Ержанов, оправдает свой старт. Надеюсь и на разумную, честную в защиту искусства позицию отечественных кинопроизводителей, тем более что «Алиюшка» завоевала главную премию на рынке кинопроектов на МКФ «Евразия»-2013, что гарантировало ей запуск от студии АО «Казахфильм». Надеюсь на человеческую совесть, на движение мысли в отечественном искусстве и кинематографе. Потому что есть чем гордиться, потому что казахская картина «Хозяева» стала частью мировой киноистории. Это ли не национальное золото?!

Инна Смаилова
кандидат искусствоведения, кинокритик

2 комментария

, чтобы оставить комментарий

Askhan

20 июня 2014, 09:40

Наверное хорошо, что Казахфильм иногда проходит мимо проектов, благодаря их слепоте такие работы участвуют в Каннах)))

Ануар Кенжибаев

20 июня 2014, 10:14

Асхан, видимо Казахфильм знал, что этот фильм не нуждается в дополнительном внимании. и помогает тем кому нужен толчок, а Адильхана Ержана ведь уже знают давно

Рекомендуем

Драма «Однажды в детском доме» выиграла Гран-при кинофестиваля «Свет миру»

Фильм снят режиссерами Сериком Абишевым и Русланом Магомадовым

Brod.kz

Трейлер к фильму «Fake. Береги себя»

Новый проект от режиссера web-cinema «ТАМАГОЧИ»

Виталий

Казахстанское кино

29 Апреля, 2014

«Подлинно народный»

Вчера прошел показ фильма о выдающемся классике казахстанского кино Абдулле Карсакбаеве.

Виталий

Казахстанское кино

24 Сентября, 2018

Драму «Ночной бог» Адильхана Ержанова показали в Париже

Показ фильма прошел в рамках кинофестиваля L’Etrange Festival

Brod.kz

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Семен Тимошенко

Актер

Людмила Глазова

Актер

Ия Нинидзе

Актер

Людмила Гурченко

Актер

Андрей Миронов

Актер

Леонид Квинихидзе

Режиссер

Ирина Губанова

Актер

Елена Дриацкая

Актер