Режиссеры из «Жургеновки»
Часть 1
Кино – профессия трудная. Это признают многие. Но, невзирая на это, в сферу кино, приходят все новые молодые кинематографисты. Они, преодолевая трудности, вычерчивают своим талантом новые горизонты и возможности, исследуют новые границы. Пытаются с помощью кино найти себя и свой путь в этой жизни.
В этом цикле статьей мы хотели бы познакомить вас поближе с молодыми и талантливыми режиссерами из Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова. Академия каждый год выпускает крепких профессионалов, высококвалифицированных специалистов в своей сфере, среди них режиссеры игрового и документального кино, режиссеры-телевизионщики, операторы, монтажеры. В плеяде выпускников есть уже известные режиссеры, как например Адильхан Ержанов или Эмир Байгазин, но есть еще ребята, которые ищут себя и добиваются своего, несмотря ни на что.
Основной процесс становления студентов в большинстве своем происходит именно в академии в годы обучения. Опытные, маститые режиссеры, мэтры и мастера казахстанского кино учат молодых киношников не сомневаться в своем таланте, верить в себя и снимать без страха, передавая тем самым эстафету нашего кино.
Героиней первой части нашего цикла стала будущий режиссер телевидения Фариза Танаева.
-
2013 «Нават» (к/м, 8 мин.)
-
2013 «Тельжанов» (к/м, док., 10 мин.)
-
2014 «Билет в Америку» (6 мин.)
-
2015 «Бумеранг» (4 мин.) - отобран на официальный показ «SHORT FILM FESTIVAL 4´ IN SHORT 2015» (г. Лас-Пальмас, Испания)
-
2015 «Драма» (6 мин.)
Фариза, как и почему ты пришла в сферу кино? Тем более все твердят, что эта профессия - не женская.
Мне всегда было интересно заниматься творчеством. Придумывать разные идеи, находить единомышленников, воплощать задуманное в реальность. Видимо передалось от отца и дяди. Они были сценаристами: Карим Танаев и Нурлан Танаев. Я еще в детстве помню, бывала часто с отцом на «Казахфильме». Хоть моя первая профессия и далека от кино, в итоге всё же пришла в кинематограф. По крайней мере, иду в этом направлении. Есть еще поколение кинематографистов, хорошо знакомых с фамилией Танаевых, и хотелось бы дальше продолжать эту линию, нести её с достоинством. А насчет того, что это не женская профессия, я не верю во все это.
Какая у тебя цель, и чего бы ты хотела достичь с помощью кино?
Посредством национального кинематографа сделать Казахстан узнаваемой, уважаемой страной на арене мирового кинематографа. Возможно, звучит пафосно, но честно, я хочу, чтобы о Казахстане знал весь мир, и не приходилось при каждой поездке за рубеж объяснять им, где находится моя Родина.
В связи с этим, что ты думаешь о сегодняшнем положении кинематографии в Казахстане?
Есть в сегодняшнем казахстанском кино режиссер с интересными идеями и со своим видением. О нем сейчас часто говорят и пишут. Это Адильхан Ержанов. Лично считаю, что, пока есть такие режиссеры, как он, наше кино еще живет.
Вас, кстати, объединяет одна альма-матер. Что ты думаешь о процессе обучения в академии? Помогла ли она в твоем становлении?
Несомненно, в процессе обучения в академии я получила основу, базу. Направление мастера, знание педагогов. Самое главное - это знакомства. Возможность найти единомышленников, с которыми в дальнейшем можно сработаться для реализаций учебных и неучебных проектов. Но, конечно, 100% знания от академий получить невозможно. Это всегда самообучение, работа над собой в первую очередь. Но, к сожалению, я это поняла, лишь потеряв некоторое время. И сейчас смотрю с белой завистью на студентов-первокурсников, второкурсников, которые уже сейчас осознали это и очень активно занимаются самообразованием, самопоиском.
Твои предпочтения в кинематографе: стили, режиссеры, фильмы, направления? Последний фильм, который тебя впечатлил?
Отношусь с глубоким уважением и интересом к творчеству Андрея Тарковского, Робера Брессона, Ким Ки Дука, Дарежана Омирбаева. Крайний фильм, который я посмотрела и весьма впечатлилась - «Развод Надера и Симин» режиссера Асгара Фархади. К сожалению, фильм, вышедший в 2011 году, я увидела буквально на днях.
Про что твои фильмы? В чем их особенность?
Моя короткометражка «Билет в Америку» о любви. О любви дочери к отцу. О взаимоотношениях матери и отца. О наивности девочки, которая решила, что может отправиться на встречу с отцом в Америку. Я попыталась показать нелегкую ситуацию этой семьи путем детского, веселого жанра фильма с немного неожиданным концом. Причём, не давя на жалость и не делая из этого слезливую драму. Это была моя первая работа с детьми, первый опыт с юными актерами.
Что ты думаешь о критике?
В целом к критике отношусь положительно. Раньше переносила болезненно. Самооценка падала и что-то в этом роде. Но сейчас выработала иммунитет. Прислушиваюсь ко всем, но воспринимаю лишь действительно стоящую критику, от уважаемых, знающих свое дело, людей. Кстати, с «Билетом в Америку» произошел интересный случай. При просмотре в мастерской, мастер её забраковала. Сказала: «Обычно ты снимала лучше», поэтому он год пролежал на полке. Я сняла его в конце 3 курса в виде курсовой работы, а в конце 4 курса решилась показать эту работу Дарежану Омирбаеву. И каково было мое удивление, когда он сказал, что работа хорошая, и ему понравилось!
Дарежан Каражанович многим помогает.
Да. Я поняла, что главное - твоя уверенность в своей работе. Естественно ты видишь свои ошибки, но и плюсы, несомненно, присутствуют. Важно быть уверенным художником.
Для кого ты снимаешь: для зрителя или, может быть, для себя?
Сейчас я снимаю для себя. Учусь, как делать кино, и все еще в поиске себя, своего стиля и почерка. Поэтому, все работы, что я делаю - в первую очередь для себя, а потом уже для зрителей.
Каковы твои планы на будущее?
В планах продолжить обучение, набраться знаний и параллельно практиковать полученный багаж. Впереди диплом. Сейчас начала работу над сценарием. Это будет снова короткометражка с участием детей, и пока мне это интересно, хочу пробовать себя режиссером детских фильмов. Интересно, насколько хороший Абдулла Карсакбаев сможет из меня выйти? (смеется.)
Верим, что хороший. И в конце, твои пожелания нашим читателям, зрителям.
Желаю приятного просмотра.
На факультете «Кино и ТВ» 25 мая 2015 года состоялся смотр лучших студенческих работ второго полугодия. Независимое жюри, в состав которого вошли искусствовед Баян Барманкулова, режиссер-документалист Владимир Тюлькин, оператор Казбек Амержанов, киновед Бекжан Байгенжеев, отсмотрели 21 работу. В конце просмотра жюри наградило шесть работ грамотами. Награждена была и Фариза за фильм «Билет в Америку» с номинацией «За работу в жанре детского кино». И сегодня мы хотели бы показать эту работу, а также короткометражку «Бумеранг», отобранную на кинофестиваль «SHORT FILM FESTIVAL 4´ IN SHORT 2015».
«Билет в Америку»
«Бумеранг»
Читайте о новых молодых режиссерах, которые ищут себя и свое кино в наших следующих частях.
Интервью взял: Баглан Кудайберлиев
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий