Казахстанские комедии: трэш, эстетический фастфуд или успокоительное?
В Казахстане за прошлый год в прокат вышло свыше 70 лент. Это были картины Куралай Анарбековой («Ва-банк»), Эрнара Курмашева («Каникулы off-line 2») и «Бизнес по-казахски в Корее» Нурлана Коянбаева. Кассовые сборы новой части франшизы превзошли бокс-офис «Мстителей»: 1 млрд 103 млн против 1 млрд 107 млн тенге.
Почему в Казахстане ценятся комедии?
Как считает Нурлан Коянбаев, это связано с ростом спроса на отечественный кинематограф:
«Это хорошее явление. Раньше мы смотрели только голливудские фильмы, зарубежные. Сейчас появляются свои герои. Почему вышло три? Потому что спрос есть. Зрителям интересны свои люди, интонации, шутки, истории, которые им близки через экран», — заключил продюсер в интервью Telescope.
Популярность «Бизнеса по-казахски» прокомментировал и режиссер Аскар Бисембин. Сценарист положительно относится к работам Коянбаева на новом поприще:
«Сегодня Нурлан - самый кассовый продюсер. Его фильм побил все рекорды. Хорошая новость. Это говорит об общей ситуации доверия казахстанскому кино, режиссерам, продюсерам»
В то же время режиссер Ермек Турсунов не разделяет восторга по поводу восхода казахской комедии. По мнению автора «Келин», качество и подача самобытного жанра оставляют желать лучшего:
«То, что происходит сегодня в Казахстане - картина, в общем-то, плачевная. Мне сказали, что «Бизнес по-казахски» рвет все бокс-офисы. Очень грустно по большому счету. Сегодня совершенно непотребный уровень публики. Это как накидать обезьянам гнилых бананов и устроить аншлаг», — заявил сценарист.
Высказался на этот счет и Аскар Ильясов. Актер уверен, нынешний успех картины — результат многолетнего труда.
«Это же не разовая история. Нурлан четыре года к этому шел. Смысл-то франшизы как раз в том, чтобы она собирала (кассовых сборов. – Прим. ред.) больше. Он начал как раз с первого «Бизнеса». И заявил (о себе. – Прим. ред). Говорят же, что «Ёлки» уже вошли в ДНК российского зрителя. Такие же амбиции... В этом нет ничего удивительного».
Аскар считает Нуртаса Адамбая и Нурлана Конябаева пионерами в своей области:
«Они привлекли внимание к казахстанскому кино. Они протоптали тропинку, повернулись ко всем казахам и сказали: «Мужики, можно!» Можно снимать, можно зарабатывать, можно делать длинные истории... Вообще у казахов чувство юмора сильное... У нас народ рабочий, простой, и его надо любить. И они греют наш народ. Ноль претензий, только респект».
Раскритиковал Турсунов и характер самого юмора. Сравнивая творчество Рязанова, Гайдая и Александрова, режиссер пришел к выводу о "низкопробности" казахстанских картин:
«Не каждый большой мастер решится рисковать в жанре комедии. Так потому что смех бывает разный. Смех бывает лечебный, умный, двусмысленный, бывает сквозь слезы. А вы говорите о том продукте, где нет смеха. Это не смех - это ржачка. Это низкопробно пустой, легкомысленный ржак. Надо разграничить».
Коянбаев придерживается другой линии. Как считает комик, в приоритете комедии подготовка зрителя к "большому кино". Не секрет, что многие ленты "старых мастеров" готовятся по несколько лет:
«Пока их ждут, люди должны в кино ходить, веселиться. Мы же не обязаны этих профессионалов ждать по пятилетиям... У нас маленькая задача - настроение дать людям».
Частная киноиндустрия в Казахстане делает первые шаги. Относиться к ней со всей строгостью невозможно, полагает Нурлан:
«Есть ребенок, который только начинает ходить. Нельзя говорить: «Эй, ты не умеешь! Посмотри, как американский дяденька ходит, которому 50 лет, как он мыслит!»... У него обороты маленькие, он только в садик ходит».
Режиссер сравнил сегодняшний казахстанский кинематограф с дружеским вечером, куда приходят молчаливые и веселые гости:
«Вы сидите на вечеринке. Есть серьезные люди, которые говорят правильные вещи за столом. Чтобы каждый встал и поменял свою жизнь. Долго они сидят и молчат. А есть веселые. Они говорят: «Как дела, Серик? Смотри, такой анекдот…» И всем смешно. И серьезный человек, который не хочет смеяться, все равно смеется. Люди хотят улыбаться, люди хотят жить».
Продюсер «Бизнеса по-казахски» считает, что кино — такое же право КВНщиков. Средний стаж работы в клубе — 10-18 лет. За это время команда успевает представить программу в Европе и нескольких городах России. На практике проверяется интернациональность юмора.
Подчеркнул Коянбаев и особую ответственность за финансовые затраты:
«300—400 тысяч долларов мы на фильм тратим, которые сами нашли, у спонсора — это все ответственность. Если мы не вернем, три года не будем снимать картины».
Комик отозвался о лентах самой "старой школы":
«Людей, которые снимают важные фильмы, драмы, хвалят за это. Они любят такие снимать: женщина корову доит 16 минут молча. Муж заходит домой: что-то ищет. Забрал. Она на мужа смотрит. Ребенок пришел со школы. Все молчат. И это считается для них шедевром, – продюсер следом призвал, – да добавь там чуть-чуть современности, чтобы меня зацепить».
Ермек Турсунов назвал творчество Нурлана Коянбаева "эстетическим фастфудом" и предложил жанру казахстанской комедии другое обозначение:
«Во-первых, это не кино. Этому нужно придумать какой-то новый термин. Сейчас весь КВН, шоу-бизнес рванул в кино. Ребята, вы путаете берега».
Режиссер утверждает: главной целью кинематографа является просвещение. В зале Национальной библиотеки режиссер демонстрирует фильмы из мировой классики:
«Приходят туда в основном молодые люди. Я показываю «Пролетая над гнездом кукушки», «Разъяренного быка», «Таксиста». Говорю: «Поднимите руку те, кто не видел». Там девяносто процентов эти картины не видели. А потом у них уже есть антидот. Уже посмотрели на настоящее чудо».
Арман Асенов, генеральный директор «Казахфильма» разделяет мнение Турсунова. Продюсер главным отличием отечественной комедии назвал отсутствие морали:
«Он (мировой кинематограф. – Прим. ред.) взывает к каким-то возвышенным чувствам: добра, дружбы, взаимопомощи, добрососедским отношениям. Я считаю, кинематограф должен эти вещи прививать изначально. Сейчас вся жизнь превратилась в шоу... И очень обидно, что это приходит в кино. Это ближе к той-бизнесу. Оно имеет право на жизнь, почему бы нет? Если люди смотрят, значит, есть потребность. Но не нужно забывать приоритеты...»
Асенов добавил, что работает с режиссерами "новой волны": Рашидом Нугмановым, Абаем Карпыковым и Ардаком Амиркуловым:
«Последняя такая волна, которая получила базовое хорошее образование... И все они говорят: «Нас не учили снимать кино, которое будет коммерчески успешным»... А то, что сейчас снимается, ни в одном вузе не преподают. Это люди, которые с улицы пришли и видят по-своему».
Гендиректор высказался и о сценариях таких фильмов:
«В кино самое главное - сценарий. Посмотрев любой сегодняшний комедийный фильм, начинаешь представлять, какой был написан сценарий. И понимаешь, что его даже не было».
Социально обоснованную теорию комедий выдвинул Аскар Бисембин. Сценарист видит причину распространенности жанра в низком уровне жизни аудитории:
«У него (гражданина. – Прим. ред.) 28 кредитов и зарплата в 50 000 тенге. Ходит в холод на низкооплачиваемую работу. И он придет в кино смотреть драму. Я думаю, позитива не добавит. Людям нужно отдыхать. В этом нет ничего страшного, когда человек идет с настроением. И хорошо, что идет в кино, а не в бутылку, наркоманию и прочие вещи».
Асылжан Калымжанова
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий