Адильхан Ержанов: Очень четко поделились авторы, снимающие удобное кино, и авторы, снимающие неудобное
Казахский режиссер, член Европейской киноакадемии Адильхан Ержанов только что закончил работу над новой картиной, и еще на съемочной площадке рассказал Moviestart о принципах работы, отношении к кинокритике и русской культуре.
- Поделитесь, пожалуйста, над чем Вы работаете сейчас?
- Завершил съемки фильма под рабочим названием «Уравнение Хищник-Жертва». Сейчас приступаю к разработке сценария проекта «Голиаф». Оба проекта – движение в сторону жанра нуар.
- Насколько известно, Вы очень любите рисовать, создавали комиксы. Сейчас Вы рисуете комиксы к своим фильмам до съемок? Или может быть рисуете героев? Как соединяете два этих вида творчества?
- По сути, раскадровки во многом напоминают структурно комиксы. Во всяком случае, для меня это схожие вещи. Прежде, чем создать героя и показать актеру, я стараюсь набросать нечто вроде карикатуры, скетч персонажа. Любая идея в кино должна быть отрисована, представлена на бумаге в виде рисунка.
- К своим фильмам Вы сами пишете сценарии. Как к вам приходят идеи и истории?
- Сам процесс создания фильма – одна большая и интересная история. Только вот рассказывать об этом неинтересно. Идеи приходят, примерно, как на охоте. Можно месяцами выжидать и стрелять только в тот момент, когда уверен – не промахнешься. Потому есть идеи, которые проходят мимо, а есть именно твои.
- Вы также и сами монтируете свои картины. Как Вам кажется, режиссеру важно монтировать свои фильмы самому?
- Мне кажется, сборка фильма должна заканчиваться на стадии раскадровок. Необходимо снимать фильм так, чтобы потом не пришлось создавать его на монтаже. Режиссура – это отсутствие возможности переделать фильм на монтаже. Не должно быть ничего, кроме того, что вы задумали в раскадровках и сняли на площадке.
- Как Вы относитесь к кинокритике?
- Критика существует для всех: для зрителей, для режиссеров и для самих критиков, прежде всего. Критика существует для развития кино. Кто-то должен анализировать процесс и смотреть со стороны, вспоминать тенденции 50-летней давности, сопоставлять. По большей части – критика – это сопоставление. Разных фильмов, эпох. Критик владеет в тысячу раз большей информацией и оперирует ею в сотни раз быстрее режиссера. Это в идеале. А в реальности бывает обратное, к сожалению.
- Каким Вы видите идеальное взаимодействие режиссера и зрителя?
Спрос и предложение. Есть некий внутренний запрос от зрителя, формирующийся временем – и автор отвечает на эти запросы своими произведениями. Зритель спорит, негодует, радуется – в общем, реагирует на эти произведения. Это идеальное взаимодействие. Когда оно в принципе есть.
- Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях о российской публике. Как они принимали Ваши картины?
- Очень внимательные зрители, очень сопереживающие. Мне нравится показывать фильмы на российских фестивалях, потому что наши реалии схожи и есть полное понимание.
- Какова степень ответственности режиссера перед временем и местом, в которых он живет?
- Не стоит переоценивать роль автора. Тут нет никакой патетики. Либо автор оказывается за бортом времени и снимает вне общества, некое эскапистское кино, либо отражает социум. Тогда как автор он становится гораздо более значим. В этом и есть вся ответственность.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнее поколение начинающих режиссеров?
- Линия разлома будет пролегать в области свободы самовыражения. Очень четко поделились авторы, снимающие удобное кино, и авторы, снимающие неудобное. И пропасть будет только расти.
- Есть ли российские режиссеры, писатели, деятели культуры, которые вас вдохновляют? На кого из русских творцов вы бы посоветовали обратить обязательное внимание тем, кто делает первые шаги в кино.
- Мне нравятся режиссеры Борис Хлебников, Юрий Быков, Дмитрий Давыдов. Они создают абсолютно самобытное кино, свободное, но его интересно смотреть. Это художники, умеющие рассказывать истории. Из литературы – вся классика, прежде всего Достоевский, который повлиял, как мне кажется, на весь мировой кинематограф.
- Как Вам кажется, перед какими вызовами сейчас стоят режиссеры? Как их можно преодолеть?
- Самоцензура. Любой режиссер хочет снимать кино. Однако, чтобы снять, приходится идти на компромиссы. Неважно, коммерческого, эстетического характера или другого. Вот эти компромиссы и становятся самым большим вызовом. Насколько можно допускать компромиссы и где следует остановиться, чтоб не упустить свое высказывание. Вот самый большой вопрос нашего времени.
- Как преодолеть этот вопрос? Я сам не нашел ответа. Но я знаю то, что в любой истории можно найти свое собственное художественное высказывание. И последовательно его воплощать, используя все инструменты кинематографа и жанра.
Превью: с личной страницы Адильхана Ержанова в Instagram
Нет комментариев, оставьте первый
, чтобы оставить комментарий