Адильхан Ержанов: «Для меня творчество - это всегда продвижение впотьмах, ты практически слеп и действуешь наугад»
23 ноября 2017 года в столице штата Квинсленд Брисбен, Австралия, прошла торжественная церемония награждения 11-й премии Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии. Сорок один фильм из двадцати пяти стран и районов Азиатско-Тихоокеанского региона получили номинации в 2017 году.
Победители определены международным жюри APSA (Asia Pacific Screen Awards), в состав которого вошли австралийский монтажер Джилл Билкок («Мулен Руж», «Ромео и Джульетта», 1996), филиппинский писатель и режиссер Адольфо Аликс-младший, китайская актриса Хе Саифей, составитель программы токийского кинофестиваля Йоши Ятабе и казахстанский писатель, режиссер и оператор Адильхан Ержанов. Перед началом церемонии открытия кинопремии нам удалось встретиться с Адильханом и поговорить с ним о том, чем он живет, а именно о кино.
- Адильхан, в одном из интервью Вы отметили, что фильм «Хозяева», который был отобран жюри Каннского кинофестиваля, - не для массового зрителя и широкого проката, а исключительно для кинокритиков. Зачем снимать кино, которое будет доступно ограниченному кругу людей?
- Мой фильм «Хозяева» труднодоступен для массового языка кино, но он подходит для зрителя, который готов смотреть что-то нестандартное.
Для меня существует два вида кино: кино, которое говорит на языке реализма, и кино которое говорит на языке реальности самого автора. Иными словами, перефразируя художника Делакруа, реализм – это когда все думают одинаково. Я причисляю к настоящему искусству кино, где реальность не та, которая одна на всех, а та, которая индивидуальная, неодинаковая.
- Не кажется ли Вам, что те режиссеры, которые снимают одинаковое кино, облегчают себе этим задачу, создавая по принципу «все что вижу, то снимаю», не применяя воображение и новшество?
- Снимать одинаковое кино было удобно всегда. Художнику, режиссеру, писателю, необходимо говорить на языке, доступном для всех, чтобы достучаться до зрителей и получить финансирование и одобрение критиков. В этом нельзя никого винить - это препятствие, которое стоит на пути к свободе творчества. Если пройти это препятствие, научиться преломлять реальность и не терять себя, собственный стиль, тогда можно и получить свою аудиторию, и при этом остаться независимым художником.
- Развивать и продвигать свой отечественный, в нашем случае казахский, кинематограф - это невероятно важно. Международное сообщество и Казахстан от этого только выигрывают. Однако чтобы ленту продвигать, вопросы, которые поднимаются в ней, должны быть понятны и универсальны. Как же сделать такой универсальный фильм, который будет доступен различным аудиториям?
- Есть универсальные архетипы в кино: дом, семья, любовь, смерть, но тут палка о двух концах. Если снимать что-то универсальное, то можно легко скатиться в космополитизм в кино, где нет вообще ничего настоящего, где нет текстуры реальности, социума. Я за творческий эгоизм. Я выбираю только те темы и героев, которые интересны мне. Почему я следую этому эгоизму? Потому что я уверен, что те вопросы, которые беспокоят и оставляют неравнодушным меня, будут интересны и другому зрителю.
Предугадать заранее, у какой аудитории фильм найдет наибольший отклик невозможно, а если режиссер делает заранее разбивку на целевые аудитории, то, мне кажется, в этом есть определенная «стратегичность», бизнес-план, я не совсем это понимаю.
Для меня творчество - это всегда продвижение впотьмах, ты практически слеп и действуешь наугад. «Езда в незнаемое», я бы сказал, перефразируя известного русского поэта.
Адильхан Ержанов и Тимофей Лобов
- Какое кино, по Вашему мнению, хорошее?
- Для меня хороший фильм - это тот, где заложена универсальность философии и стиля, где в совокупности есть автор, в каждом элементе фильма. А еще хороший фильм - это тот, который заставляет по-новому смотреть на мир, на жизнь, вырасти хотя бы на один миллиметр.
Благодарим Адильхана Ержанова за интервью!
Беседовала Наталья Наумова
Фотографии предоставлены Натальей Наумовой
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Maxim Bogomolov
23 марта 2018, 19:41Молодец!