Арман Асенов: «Царица Томирис - благодатная почва для мультфильма»

Арман Асенов: «Царица Томирис - благодатная почва для мультфильма»

В 1 Части интервью Арман Асенов много интересного рассказал о «Казахфильме» и о казахстанском кинематографе в целом. Сегодня, во 2 Части, Вы узнаете о его творческих планах и кого из отечественных режиссёров он бы выбрал для борьбы с Голливудом.

 

- У Вас большой опыт в продюсировании, сложно ли было начинать работу над фильмом «Қазақ елі»?

- Честно сказать, за свою творческую деятельность я снял больше 20 художественных фильмов. Но только теперь я понимаю, что вся моя жизнь, все фильмы были только подготовкой к этому проекту. По-моему мнению, это самый тяжёлый фильм, над которым я когда-либо работал. Одно радует, что, если возникают барьеры, значит, мы движемся в правильном направлении и делаем достойный продукт. Я в этом уверен, ведь в трудностях рождается что-то великое. Недавно читал книгу Наполеона Хилла «Как думают богатые люди», где он рассказывает о 500 людях, которые стали миллионерами не по наследству. Героев его произведения объединяет то, что их взлётная полоса началась с полосы неудач. Поэтому, если нам с препятствиями даётся наше кино, значит, где-то нас ждёт будущий взлёт.

А кризис на нас особо не влияет, кинематограф испокон веков находится в кризисе. Наоборот, это попытка встряхнуть нашу экономику, возможно, финансовый упадок даже полезен и необходим, как и война, которая даёт импульс экономике, производству и переосмысливанию ценностей.

- На киностудии «Казахфильм» как-нибудь сказывается кризис?

- Нет, нас долларовый бюджет никак не касается. Мы работаем в тенге, так как производство идёт на внутреннем рынке. Услуги, которые мы получаем, оплачиваются в национальной валюте. Могло бы подрасти бюджетное состояние фильма «Қазақ елі», если бы финансовый кризис наступил раньше, ведь костюмы мы заказывали в Китае. Но, к счастью, мы успели заказать прежним курсом. Заработные платы у нас также выплачиваются в тенге. Конечно, иногда люди приходят и просят поднять зарплату из-за девальвации, но для начала я им предлагаю поменять паспорт (смеётся). Мы продолжаем работать по тем же ставкам, и хорошо, что команда всё понимает, ведь затруднения коснулись не только нашу страну, весь мир страдает от кризиса. 

Путь лидера

Кадр из фильма «Путь лидера»

- Рустем Абдрашев снял четыре картины о Президенте, Вы работали над тремя проектами. Почему пятый фильм о главе государства был передан в другие руки?

- Я стал продюсировать «Қазақ елі», потому что меня позвал Рустем Абдрашев, сказав, что без меня не справится. Российский режиссёр был приглашён по желанию заказчика Министерства культуры и спорта. Я уверен, что у Сергея Снежкина получится не хуже того, что делали мы, возможно, даже лучше, ведь другой режиссёр будет работать над проектом с иной стороны. Разумеется, есть вопросы в менталитете, ведь они далеки от восточных традиций и казахских взаимоотношений. Надеюсь, что на экране этого не будет видно. А в остальном всё будет также, ведь киноязык везде одинаковый, что Рустем Абдрашев снимает, что Квентин Тарантино создаёт, монтаж тоже осуществляется по одному принципу. 90% успеха фильма - это, конечно, сценарий, но, насколько я знаю, он заказчику понравился.

- Арман, а Вы сами не думали стать режиссёром?

- Я снимал несколько документальных фильмов, но за режиссирование художественных картин пока ещё не думал браться. Хотя с друзьями мы написали немало совместных сценариев, даже фильмы на них запускались. Сейчас тоже хочу запустить сценарий, написанный о моём близком друге Усене Кудайбергенове, который погиб 10 лет назад. Он был постановщиком трюков, руководителем группы каскадёров «Киргизфильма». Мы написали хорошую историю про басмачество (военно-политическое партизанское движение жителей Средней Азии в первой половине XX века) в жанре истерн.

Есть понятие «вестерн» и есть «истерн», последний жанр до конца не раскрыт. В Советское время было снято 8 фильмов в жанре истерн, среди которых «Белое солнце пустыни» и «Выстрел на перевале Караш». Скажем так, эта очень интересная и благодатная тема, смотреть фильмы в таком сильном направлении будет весь мир.

Я раньше много думал о том, какую нишу занять казахскому кино. В своё время у нас пространственно приняли понятие, что казахское кино - многожанровое, где есть место комедии, мелодраме, ужасам. Однако я считаю, у каждой страны есть своё кинолицо, определённое направление. Например, у Индии это мелодрама, у США вестерн и экшн. Поэтому, мы тоже должны иметь что-то своё, основное, и было бы неплохо, если бы мы взяли жанр истерн.

По большому счёту, в Казахстане три продюсера, пять режиссёров и четыре оператора - вся наша армия, которая готова выходить в бой с Голливудом и российским кинематографом.

Путь лидера

Кадр из фильма «Путь лидера»

- Кто эти режиссёры?

- Давай назовём, это: Ермек Турсунов, Рустем Абдрашев, Сатыбалды Нарымбетов, Дамир Манабай, Акан Сатаев. Есть и моложе, но это уже следующее поколение, плеяда молодых кинематографистов. Сейчас «Казахфильм» - это бренд страны, но за ним очень мало специалистов своей профессии, я имею ввиду людей, которые на все 100% отдавались бы своему делу, днём и ночью работали бы во благо отечественного кинематографа, а не снимали бы раз в пять лет. В США хороших режиссёров 10 тысяч, к ним прибавьте ещё 50 тысяч из других стран, которые по первому зову готовы приехать и снимать качественное кино. С такой махиной невозможно справиться, даже если весь мир кинематографа объединится. В Казахстане люди профессии на счету, можно сказать, «штучный товар». 

- Почему бы «Казахфильму» не поработать над анимационными фильмами?

- В нашей стране есть хороший тренд - царица Томирис. Казахстанские кинематографисты не первый год бьются над созданием фильма по этой теме, много проектов запускалось, но все они были приостановлены, видимо, звёзды на небе никак не сойдутся для воплощения образа Томирис на экране. Только эта тема хороша не для кино, а для анимации. Снять хороший мультфильм о царице массагетов Томирис - благодатная почва, на которую можно привлечь китайцев и россиян в рамках идеи «Великий Шёлковый путь», куда вкладываются огромные деньги. Подобный анимационный проект объединил бы три страны.

И потом, для того, чтобы снять в кино пятый век до нашей эры, со сложными костюмами и декорациями, необходим бюджет в 100 миллионов долларов, а такие деньги Казахстан никогда не даст. Анимация -  идеальное решение, ведь в графике можно нарисовать красивые костюмы того времени, воссоздать архитектуру. Практически доказали, что костюм «Золотого человека», найденного в Иссыкском кургане, принадлежит Томирис. То, что это женский костюм, 100% подтверждено, также определили, что он относится к V веку до нашей эры. Да и с материальной стороны, создавать мультфильм выгоднее, так как возрастная аудитория увеличится от детей до взрослых.

Арман Асенов

 

- Может Вы сами возьмётесь за этот проект?

- Я бы с удовольствием взялся, если бы не было других проектов. У меня на пять лет вперёд стоят режиссёры, сейчас работаю над тремя проектами, один из которых будет осуществлен совместно с монголами. Должен получиться хороший продукт, 3,5 миллиона вложили монголы, остальную сумму надо будет найти. Тема проекта касается матери Чингисхана - Оэлун, которая известна всему миру. Мама во всех религиях стоит на первом месте. Оэлун помимо своих четверых сыновей, воспитала ещё четверых приёмных детей, дала им хорошее воспитание, а также она до последних дней была советником Чингисхана. Договор мы уже подписали. А вот идею с созданием анимационного фильм с царицей Томирис я хочу подать нашим мультипликаторам.

 

Двух частей одного интервью не хватит, чтобы рассказать о многогранной личности Армана Асенова. Он полон идей и энтузиазма снимать качественное и востребованное кино. Для него важно, чтобы зрители ценили и с достоинством относились к отечественному кино, а мечта Армана - прославить на весь мир казахстанский кинематограф. Редакция «Бродвея» благодарит Армана Асенова за интервью и верит, что всё у него получится!

Интервью взяла Айдана Мамаева

Фото: Азамат ТаскимбаевГульмира Джусипова 

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Интервью

18 Апреля, 2016

Николай Пак и Аскар Бисембин о том, как создаются фильмы

Сценарист и режиссер расскажут о творческом союзе и планах 

Aidana Mamayeva

Интервью

13 Марта, 2016

Максат Мамраимов: «Когда люди отдыхали на Гоа – мы работали»

Продюсер рассказал о новом сезоне скетч-кома «Q-елі»

Данияр Кенжибаев

Интервью

11 Ноября, 2014

В поиске новых киноидеалов. Часть первая: Айдос Сейтжан

Герой нашего интервью – студент кафедры «Кино и телевидение» 

brod.kz

Интервью

19 Августа, 2014

Заговор с Айдаром Баталовым

Интервью с режиссером фильма «Заговор Оберона».

brod.kz

Рецензии

12 Января

«Закон ночи»: Гангстеры снова под прицелом

Мировое кино

11 Января

«Лунный свет» удостоился «Золотого глобуса» как лучшая драма

Итоги премии

Знай в лицо

Алия Телебарисова (Ануарбек)

Актриса

Жаксыбек Курманбеков

Актер

Санжар Султанов

Актер

Жанна (Жаннат) Куанышева

Актриса

Владимир Рапопорт

Режиссер

Бауыржан Абишев

Постановщик трюков

Чингиз Балгужиев

Актер

Карлыгаш Мухамеджанова

Актриса