Бахыт Килибаев: «Хорошее кино - это кино, которое трансформирует миропонимание»

Интервью с Бахытом Килибаевым

Кино как важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности всегда было восприимчиво к изменениям и тенденциям быстро меняющейся реальности. Как меняется зритель и мировая киноиндустрия в целом и какое будущее ожидает казахстанский кинематограф, рассказал известный сценарист и драматург Бахыт Килибаев.

- Бахыт, в одном из интервью Вы сказали интересную фразу: «Кино должно быть таким, что, когда ты приходишь в кинотеатр, ты был одним, а покидая его, становишься другим».

- Хорошее кино так и действует на зрителя. Зрители трансформируются, принимают, становятся шире сознанием, эмоциями. У кино, как у инструмента или формы человеческой деятельности, есть потенциал реально менять сознание. Эта задача должна быть в сознании авторов, они должны хотеть этого. На мой взгляд, это нисколько не противоречит массовости или монетизации. Например, фильм «Аватар» Джеймса Кэмерона. Зритель на подсознательном уровне выбирает эту ленту, потому что в ней есть важная информация, ключи, коды, которые раскрывают внутренний мир самого зрителя. У массового кино нет случайностей, оно обращает внимание на то, что действительно значимо, или определяется как значимое рекламными и другими методами. 

- Что есть хорошее кино?

- Хорошее кино - это кино, которое трансформирует миропонимание, открывает человеку широкий взгляд на мир, на самого себя. Дает возможность ощущать то, что он раньше не мог прочувствовать, позволяет познать себя в тех аспектах, о которых не подозревал. Кино меняется само по себе.  Если посмотреть, какие тенденции сейчас существуют, то можно увидеть, что будет представлять собой кино в будущем.

- Расскажите, пожалуйста, о тенденциях.

- Первая тенденция - очевидная. Кино становится интерактивным, появились новые технологические форматы, например, IMAX или 3D. Технологии будут развиваться, создадут специальные очки, которые позволят повысить уровень динамики фильма. Будут развиваться периферийные программы, которые предоставят зрителю возможность участвовать в действии.

Вторая тенденция: я думаю, что прояснится потенциал в образовательных сферах, связанных с кино и его возможностями.

По всей видимости, это будет развиваться в трех направлениях:

  1. Создание уникальной эмоциональной атмосферы. Кино будет осмысленно создаваться для того, чтобы зрители, которые находятся в зале, могли образовать единую уникальную эмоциональную/энергетическую атмосферу.
  2. К кино будут намеренно обращаться те, кто его создает, и те, кто смотрит. Кино рождается в сознании автора, затем создается в сознании зрителя. Люди поймут, какое кино полезно и вредно для них, а какое нет. Появятся фильмы, меняющие сознание и систему взглядов зрителя.  
  3. Благодаря развитию программного обеспечения и медийных технологий у зрителя будет возможность создавать собственное кино. На сегодняшний день стало возможным структурировать и связывать с текстом аудиовизуальные произведения.

Говоря шире, создание аудиовизуальных продуктов станет универсальной формой, применяемой в образовании и в познании всего.  Представьте, одно дело говорить про Закон Ньютона, а другое - вместе с детьми написать пьесу на английском языке о том, как сидел этот человек под деревом, изучал все, что происходило вокруг, затем случилась история с яблоком, и он изменил взгляд на то, как устроен мир. Дети будут получать знания и понимать, как использовать их.

Сейчас мы видим процесс трансформации самой индустрии. Еще лет 15 назад кинематограф по всему миру был продюсерским. Продюсер, опираясь на данные проката, мог прогнозировать результат: эта звезда соберет столько-то зрителей, а этот режиссер привлечет другую аудиторию. Оказалось, что уже 10 лет как это не работает.  Посмотрите, что стало происходить, фильмы собирают по десять звезд, а box office у картины слабый.  

- Почему эти схемы не работают?

- Все трансформируется. Зритель становится другим. Это герои прошлого времени, сейчас должны появиться новые лица. Нужны глубокие истории, рассказанные так, что на эмоциональном уровне любой человек мог бы понять это.  

- Что насчет казахстанского кино? Какое у него будущее?

- Мне кажется, сейчас важно понять, что нет уже казахстанского кино. В том смысле, что сегодня кинематограф - это весь мир, т. е. процессы, которые формируют тенденции в прокате. Необходимо вписываться в ныне существующую систему, понимая, что с ней происходит, или создавать свою кинематографию, что тоже возможно, поскольку появились технологии, которые позволяют качественному контенту получать доход, и это необязательно кинотеатр.

- Что необходимо для того, чтобы создать свою индустрию?

- Актуальный контент. Нужно создать локальный кинематографический сервис, то, на чем мы можем специализироваться. К примеру, в мире мало где можно собрать 500 лошадей в одном месте. На мой взгляд, территория Казахстана с легкостью может стать местом почитания лошади. Создать мировой центр коневодства, куда детей можно привозить и учить их верховой езде, общаться с лошадьми, пожить на джайляу, дать возможность людям со всего мира строить конюшни и привозить своих лошадей. Составляющая кинематографа, естественно, вытекает из «индустрии коневодства» и не становится для кино сверхзатратной. Потому как мы - потомки тех, кто первыми приручили коней, для нас это органично и важно. Подобной возможности нет у других стран. Это помогло бы развить инфраструктуру, туризм, бренд страны. Наша страна - территория, где человечество впервые приручило лошадь, а этого достаточно для того, чтобы отличать Казахстан от других государств.

Кадр из фильма "Игла"

- Вы считаете, необходимо развивать свои лучшие стороны?

- Да. Это весьма органично. Это невероятная энергия, которая понимается лишь в связи с предками. Если установим осознанную цепочку с теми, кто первыми оседлал лошадь, поймем, кто мы есть, чем отличаемся от других и для чего пришли в этот мир как этнос.

- Что бы Вы хотели пожелать людям, молодому поколению кинематографистов и не только?

- Людям хотел бы пожелать фильмов, которые помогут им обрести истинные качества. Кинематографистам хотел бы пожелать реализации проектов, которые делают людей сильнее, счастливее и свободнее. И всем нам хотел бы пожелать, чтобы всего этого было больше.

 

Беседовала Айжан Кенес

1 комментарий

, чтобы оставить комментарий

Роман Надеин

30 Сентября 2016, 17:06

Кино хорошее

Рекомендуем

Интервью

17 Октября, 2016

Асель Сагатова: «Моя героиня в «Районах» - необычная и противоречивая»

Актриса рассказала о своем кумире, любимом фильме и о Луизе

Aidana Mamayeva

Интервью

18 Февраля, 2013

Аскар Узабаев. Все или ничего

Режиссер. Продюсер. Клипмейкер. Владелец студии «567»

brod.kz

Интервью

5 Сентября, 2013

Творческий полет Айнур Ниязовой

Что нужно уметь молодой казахстанской актрисе

brod.kz

Рецензии

12 Января

«Почему он?»: Люби меня смешнее

Казахстанское кино

10 Января

Фильмы «Аманат» и «Кунанбай» будут показаны в Болгарии

Картины примут участие в Международном кинофестивале MENAR

Знай в лицо

Нуржан Калимолда

Актер

Бахыт Килибаев

Сценарист

Байкенже (Байкал) Бельбаев

Актер

Айгерим Кенжебаева

Актриса

Никита Карев

Звукорежиссёр

Карлыгаш Мухамеджанова

Актриса

Рустем Абдрашев

Режиссер

Куман Тастанбеков

Актер