È

Баян Есентаева: «Я снимаю простые человеческие истории»

Интервью с Баян Есентаевой

Продюсерская деятельность Баян Есентаевой началась с музыкальной группы КешYou. После она стала продюсировать кино, и весьма успешно. Первый ее фильм «Коктейль для звезды» при бюджете в 500 тысяч долларов заработал 1 млн долларов. Для казахстанского кино, на тот момент, это была рекордная сумма. Затем были полнометражные ленты «Коктейль для звезды 2», «Осторожно, корова!», но особое место в продюсерской деятельности Баян занимают сериалы, которые стабильно один раз в год выпускаются на телеэкраны. Esentai production подарил зрителям не только новых кумиров, но и предоставил качественный и интересный контент. В сегодняшнем интервью мы узнали у Баян, в чем же состоит успех ее сериалов, какую команду нужно собрать, чтобы снять хороший фильм, и будет ли экранизирована ее автобиографическая книга.


- Почему решили продюсировать фильмы? Ведь карьеру в кино Вы начинали с актерской деятельности.

- Я не могу назвать себя актрисой, лишь потому, что в 18 лет мне повезло сняться в главной роли. Я поступила в театральный институт на актерский факультет, но перешла в КазГу на факультет журналистики. К тому времени кино зачахло, был разгром, 90-ые. В те годы я меньше всего думала об актерской карьере. Затем судьба привела меня в телевидение, которому я отдала много лет. Долгое время я считала, что телеведущая – моя основная профессия. Сейчас это продюсирование.

Я много раз рассказывала, почему стала снимать кино. У меня была жуткая депрессия среднего возраста, мне было 36 лет. Казалось, все закончено, а самое интересное позади. В мыслях была только депрессия, непонимание что дальше. Поскольку я ищущий человек, мне всегда хотелось расти, всегда было тесно в определенных границах. Идея снять фильм пришла неожиданно. Знаете, как связь с космосом. В одну минуту я придумала сюжет музыкальной истории, решила, кто будет сниматься, и поняла, что это будет абсолютно успешный проект. Включилась моя рациональность. Я знала, что мы отобьем вложенные деньги, и даже заработаем. Так я стала продюсировать кино.

- Часто ли к Вам приходят с интересными идеями? И как Вы набираете команду?

- Ко мне не приходят с интересными идеями. Все идеи, с которыми ко мне приходят, либо нереальные, либо неинтересные. Как правило, все придумываю сама.

Работа продюсера – это, прежде всего, собрать профессиональную команду. И если говорить об истории моей первой картины «Коктейль для звезды», то над съемками работали одни дилетанты. Трудились сотрудники моей компании, друзья, в качестве режиссера я позвала Аскара Узабаева, с которым на тот момент сняла много видеоклипов. Конечно, я пошла на определенную авантюру, но была уверенна в том, что этот парень именно то зерно и тот талант, с которым нужно работать, которому нужно дать возможность попробовать. Да и мне самой нужно было дать шанс, поскольку я не могла пригласить матерого режиссера, так как понимала, что есть такие понятия, как тренд и чувство времени. Мне нужен был молодой режиссер, ведь фильм создавался, прежде всего, для молодежи. Вот так снимали первое кино. Честно скажу, страха не было. Была уверенность в успехе и в том, что у меня действительно все получится. Наверное, к тому времени у меня был хороший жизненный и профессиональный опыт. Я понимала, что кино - не игрушки, а настоящее искусство, то, что останется в истории.

- Сейчас Вы часто сотрудничаете с Ернаром Нургалиевым. Как с ним работается? Хотели бы попробовать снять фильм с другим режиссером?

- Знаете, мне кажется, я сложно иду на риски. Я 20 лет дружу с людьми, 22 года была замужем за одним человеком, 20 лет хожу к одному стоматологу и так далее. Я классик. Для меня важно понимание, что я уверена в специалисте. Работа с Ернаром - интересна. И первую свою работу Ернар снял с нами, это был сериал «Махаббатым жүрегімде». Ернар - лучший ученик Аскара. Но когда Аскар сообщил, что занят на другом проекте, конечно, я очень переживала, несмотря на заверения: «Баян, не переживай, доверься мне, доверься Ернару, все будет хорошо». Конечно, он был прав, Ернар - талантливый режиссер, с которым на сегодняшний день мы уже сняли не один сериал. И сейчас ведем переговоры о съемках очередного проекта. Мне бы очень хотелось, чтобы именно он был режиссером-постановщиком. Потому что с ним уютно, комфортно и интересно работать.

- В Ваших проектах зачастую играют солистки группы КешYou, это продюсерский ход, или Вы уверены в их актерских данных?

- Я никогда не скрывала этого. Я продюсер и мне всегда хотелось, чтобы проекты развивались в разных направлениях. Мне кажется, это лучшее, что может дать профессионал. Т.е. человек не только поет, но он еще на телевидении работает и снимается в кино. Думаю, за весь период открытий новых имен в актерской стезе, мало кто может сказать, что мы ошиблись. Если говорить о Молдир Ауелбековой, никто не скажет, что она бездарная актриса, или о Жанар Дугаловой, Камшат Жолдыбаевой, Айдане Меденовой. Они выросли, у них есть хлеб, они крепко стоят на ногах. Меня могут ругать за это или наоборот поддерживать, но это моя система продюсирования, и мне кажется, что искусство стало только богаче на новые киноимена. Гульназ Жоланова, например, победительница нашего конкурса «Қазақ аруы» тоже стала актрисой, я сделала все ставки на нее. Сегодня она снимается у других режиссеров, продюсеров, и все довольны. Я не знаю плохо это или хорошо. Для меня это хорошо.

- Бойз-бэнд «Алау» еще нигде не засветился в фильмах. Планируете ли их снимать в кино?

- Я как продюсер до сих пор не могу прочувствовать мальчиков. Сейчас мы планируем запускать новый сериал и как раз одного из парней хотим попробовать на главную роль. Когда-то Тауекел Мусилим тоже стал открытием как актер после нашего сериала «Махаббатым жүрегімде». Хочется открыть нового Тауекеля, новую звезду, новое лицо. Мы в поисках именно такого актера.


История Золушки – классика, которая всегда будет интересна. А то, что творится за кулисами конкурса красоты, как стать королевой красоты – всегда любопытно.


- Сейчас казахстанские телеканалы снимают свой контент. На Ваш взгляд, какая тенденция сложилась в отечественной сериальной индустрии?

- Я не могу говорить за другие каналы и сериалы. За последний год, после происшествия, я не смотрела ни одного сериала нашего производства, восстанавливалась. Не было профессионального интереса на фоне моего морального или физического состояния.

Я знаю, что за этот год мы сняли сериал «Қазақ аруы», который очень полюбился публике.

- Какие рейтинги у «Казак аруы»? Будет ли второй сезон?

- «Қазақ аруы» снят на частные деньги. Это не заказ телеканала, а исключительно моя идея. Рейтинги высокие, публика просит второй сезон. Я понимала, что сериал понравится зрителям, так как индустрия красоты до сегодняшнего дня не была использована в казахстанских сериалах. История Золушки – классика, которая всегда будет интересна. А то, что творится за кулисами конкурса красоты, как стать королевой красоты – всегда любопытно. Также мы поддержали и сам конкурс «Қазақ аруы». Я думаю, девушки, мечтающие принять участие в конкурсе, поняли, какие требования мы предъявляем к претенденткам.

- Почему в Казахстане сериалы живут максимум 2-3 сезона? Когда за рубежом они снимаются годами, даже создаются ремейки на них.

- У нас большая проблема со сценаристами и режиссерами. За 20 лет независимости мы еще не воспитали сценаристов, которые могут выдавать хит за хитом. Понятно, что они есть. Понятно, что мы потихоньку развиваемся. И все же на казахстанском рынке есть только пять сценаристов, которым можно доверить идею. Сколько у нас сериалов снимаются, о которых не знают. Никто не помнит, что за сериал, кто там играл. Если мы говорим о сериалах, который снимает мой продакшн, то каждый проект имеет историю, поклонников, зрителей. Зачем снимать, чтобы потом все это забылось? Конечно, трудности есть и с режиссерами. У нас пять режиссеров, которые могут снимать хорошие сериалы, и разве это много в размерах страны? Пять. Все остальные – другая классификация.

- Сами Вы принимаете участие в написании сценария?

- Я продюсер, я не люблю совать свой нос туда, чем не владею. Я придумываю синопсис, идею, а дальше - дело профессионалов. 99% идеи принадлежит мне. Все остальное - работа сценаристов. Конечно, я читаю сценарий, даю замечания, прошу поправить моменты, которые мне не нравятся. И я имею представление, каким должен быть хороший сценарий. Но сама его не пишу.

- По Вашему мнению, что должно быть в фильме, чтобы он стал успешным?

- Я не знаю в чем феномен наших сериалов, потому что практически каждый из проектов становится любимым и интересным. Мне кажется, это энергетика. И есть понятие - фактор доверия. Зрители нам доверяют. Если это сделано компанией под моим руководством, то народ ждет, что же будет в этот раз. Это наше портфолио, мы кирпич за кирпичом складывали мнение о себе.

Конечно, на успешность фильма влияет актерский состав. В «Коктейле для звезды» был Мейрамбек (Беспаев – Прим. ред.), мы делали ставку на него, и мое присутствие в кадре. Мольдир была заявлена как новая звездочка.

Естественно, залог хорошего проекта - это интересный сценарий, сюжет. И главное, на мой взгляд, нужны не выдуманные истории, не высосанные из пальца, а то, что происходит каждый день. Я никогда не лезу в фантастику, арт-хаус. Я снимаю простые человеческие истории. Я понимаю, что это будет с маслом съедаться. Я не ловлю звезды с неба. Конечно, хочется снимать фильмы про галактику, про то, как первая женщина-казашка попала на Марс. Но это нереальная история. Я сама никогда не хожу на такие фильмы. Люблю мелодрамы. Когда смотрю жизненное кино, примеряю события, произошедшие на экране, на себя либо на историю подруги.

Большое значение имеют диалоги. Почему получился «Коктейль для звезды» и мы задали тренд? Мы ничего не брали из литературной речи, потому что в жизни люди так не разговаривают. Как у нас принято разговаривать в сериалах: «Добрый день, отец. Будь добр, позови маму на ужин». Я понимаю, это красиво, интеллигентно, правильно. Но в жизни люди говорят: «Привет, пап! Позови маму на ужин». Диалоги должны быть от сердца, чтобы это было естественно. Чтобы зритель не напрягался. У нас, конечно, многие пишут о том, что нужно разговаривать на литературном языке и так далее. Но мы не можем уйти от реальности. Я обязательно отслеживаю этот момент. Людей, редактирующих диалоги, прошу писать так, как они разговаривают. Это тренд, который мы создали 7 лет назад. Он до сих пор работает. Это я сказала, что не буду говорить на казахском языке, потому что это будет неправда. Я предложила говорить на русском языке, как в жизни, и что-то подключать на казахском. И это стало вкусно. Да, это называют шалаказахским языком, но это жизнь, это реалии, которые не можем отрезать, забыть. Диалоги - важная часть восприятия современных сериалов.

- В Казахстане сериалы снимаются быстро.

- 20 дней.

- Это нормально?

- Это не нормально. Конечно, можно снимать одну серию 4 дня, это было бы шикарно. Но мы не можем себе этого позволить, потому что сериал стоит небольших денег. А время – деньги. Потому мы привыкли работать как швейцарские часы. Мы за один-два дня снимаем серию. Это технология, которая уже отработана. Сериал нужно снимать быстро, недорого, результативно. Сериал – это не высокое киноискусство, это история жизни.

- Когда Вы планируете вернуться в полный метр?

- У меня сейчас раздумья, что именно я хочу сделать с полным метром. Сейчас так много снимают. Слишком много комедий стало выходить в полный метр. И не все они, к сожалению, стреляют. Я думаю, что зритель уже немного переел комедий, и нужно снимать мелодраму. Полный метр будет, когда приведу себя в порядок. Сейчас не могу себе позволить сниматься в кино. Хотя самой хочется, я соскучилась по съемкам. Еще не знаю, что это будет за фильм, возможно, «Станция любви» либо другая история. В главных ролях я хотела бы видеть себя.

- Сколько нужно денег вложить в полный метр, чтобы он оправдался?

- Сейчас время непонятное. Я не знаю, сколько вкладывают мои коллеги, выпускающие фильм за фильмом. Но я не думаю, что это более 150 тысяч долларов. Считаю, что это максимальная цифра, которую стоит вкладывать в кино. До девальвации можно было вложить 300-500 тысяч долларов и окупить затраты, что мы собственно и делали. Сейчас все в разы подешевело. Если я возьмусь продюсировать полный метр, то максимальное количество вложений должно быть разумным, это 150 тысяч долларов. Если человек может себе позволить вложить больше, это его право. Но я продюсер и должна все просчитывать.

- В прошлом году Вы планировали снять фильм с Ерке Есмахан в главной роли, режиссером должна была выступить Айгуль Аксамбиева. Этот проект сейчас в заморозке или Вы от него отказались?

- Это было как раз за месяц до происшествия. Конечно, я не могла предвидеть, что со мной случится через месяц или два. К тому же у меня случился конфликт с отцом главного исполнителя. И я решила, что с этим человеком нельзя работать. Я думаю, если бы все сложилось, то это был бы однозначно хит. Мы написали почти 80% сценария к фильму. Но сейчас эта история уже неактуальна. Эта песня вышла из моды, к сожалению. Поэтому говорить об этой истории нет смысла.

- «Станцию любви» Вы планируете снимать с теми же актерами? Или это будет ремейк?

- Хотелось бы снимать с теми же актерами. Я думаю, было бы интересно спустя 25 лет увидеть любимых героев с их детьми. Я вела переговоры по поводу выкупа авторских прав. Мне сказали, что с этим проблем нет, и мы можем спокойно снимать продолжение. У меня также есть идея сделать ремейк «Станции любви» в современной интерпретации в формате сериала. Сейчас мы ведем переговоры с одним из каналов, чтобы создать историю Гульназ, Орала, Жениса, но с другими исполнителями. И растянуть это, скажем, на 12 серий.


Люди всю жизнь ждут роль Джульетты. Я никогда ее не ждала. Я снимаюсь в своих сериалах, потому что мне это дешевле, не надо платить другой актрисе. У меня нет мечты сыграть Томирис или кого-то еще. Как сказал Роберт Де Ниро: «Профессия актера - это вечное ожидание». Я не хочу быть в этой роли.


- Вы писали автобиографическую книгу. Вы ее закончили?

- Да. Мы ее писали 4 месяца.

- Когда планируете выпустить?

- Я не хочу использовать фотографии, как делают все. Это будет несколько другой стиль с дизайнерской стороны. Поэтому работаю с художником, который готовит эскизы к книге. На днях увидим, как это будет выглядеть с художественной точки зрения.

Выпустить произведение - это командный труд. Книга написана, теперь ее нужно оформить. Она словно камень, требующий огранки, причем серьезной. 2 месяца мы ее писали, 2 месяца точили. Когда выйдет книга, пока не могу сказать.

- Поступали ли уже предложения экранизировать книгу? Может, сами планируете снять фильм?

- Да, поступали. Но знаете, отдать право на свою жизнь в кино, конечно, я никому не смогу. И потом вопрос морали и этики, насколько это скромно снимать фильм о себе. Книгу то написать можно, хотя я планировала сделать это на пенсии. Но общество вынудило расставить точки, чтобы не было лишних вопросов. Многие интересуются моей личной жизнью настолько, что просто залезли в нее. И я не могу защититься от такого натиска, укрыться не получается. Меня слишком видно. Поэтому мне пришлось написать книгу, чтобы люди поняли, что я просто женщина, со своими плюсами и минусами, ошибками, победами, поражениями. По поводу кино, многие звонили и предлагали снять фильм по книге, говорили, что это будет хит. Я их понимаю, но если это будет бомба, пусть это будет моя бомба. Давайте, посмотрим, как воспримется книга.

- Хотели бы Вы поработать в сотрудничестве с другими казахстанскими продюсерами? Снять совместный проект.

- Я умею работать в команде. Но мне не комфортно работать в сопродюсировании. Я немного авторитарна и признаю это. Допустим, если моему сопродюсеру что-то не понравится, а мне это понравится, будет конфликт интересов. И если мы не сойдемся во мнениях, картина просто не выйдет, потому что меня трудно переубедить, если я в чем-то уверена. И чтобы предугадать и вообще оградить себя от конфликтов, я пока не готова к сопродюсированию.

- Когда Вы вернетесь в кино как актриса, какие роли бы Вы хотели примерить на себя?

- У меня нет претензии и амбиций по поводу того, что бы я хотела сыграть. Люди всю жизнь ждут роль Джульетты. Я никогда ее не ждала. Я снимаюсь в своих сериалах, потому что мне это дешевле, не надо платить другой актрисе. У меня нет мечты сыграть Томирис или кого-то еще. Как сказал Роберт Де Ниро: «Профессия актера - это вечное ожидание». Я не хочу быть в этой роли. Я хочу снимать себя в кино тогда, когда того захочу. Слава Богу, я могу себе это позволить. Когда коллеги предлагают сыграть в фильмах, в большинстве случаев отказываюсь, потому что в основном приглашают играть железную леди, бизнесвумен, жену олигарха – однотипные и неинтересные роли. Знаете, если бы меня пригласили играть доярку, я бы заинтересовалась больше. Но мне говорят, что на доярку я никак не тяну (смеется).

- Ваши дочери интересуются кинематографом?

- Нет, моим дочкам не нравится кино. Старшую дочь (Айсауле – Прим. ред.) я упрашивала сниматься. Она сыграла одну из главных ролей в сериале «Любовь тракториста». Нам нужна была 16-летняя девочка. И чтобы, опять же, сэкономить бюджет, я попросила Айсауле. Нехотя она провела 15 дней на съемочной площадке, особого восторга не испытала, хотя неплохо справилась с ролью.

А младшая (Айару – Прим. ред.) сказала: «Мама, мне твои кино и телевидение неинтересны, с этим вопросом ко мне не обращайся». Прошу ее открыть на YouTube кулинарную программу, чтобы потом зарабатывать деньги на спонсорах. Она отказывается, софиты и камера ее не восхищают.

- В целом, какие у Вас планы на этот год? Какие проекты хотите реализовать?

- Я не строю планов. И у меня нет четкого графика. Я думаю, что летом будет сериал. Пока не буду говорить какой, но это будет очень красиво. Могу сказать, что проекты такого жанра мы еще не делали. Это будет наша первая работа, к которой мы подходим очень трепетно и даже боязно. Идут переговоры насчет еще двух идей, тоже сериалы. Будет – не будет, пока не знаю. В целом текучка, как обычно.

- Ваши проекты не участвуют в кинофестивалях. Подобного рода мероприятия Вас не интересуют?

- Мои профессиональные амбиции всегда в балансе с возможностями. Фестивальное кино – это роскошь. Если у тебя есть лишние деньги, то ты можешь снять арт-хаус или другую странную историю на фестиваль. Когда у меня будет такая возможность, когда мои амбиции будут совпадать с возможностями, то я это сделаю. В мире тысячи фестивалей, но кинофестивалей класса «А», которые меня вдохновляют и интересуют, лишь несколько. Я пока не доросла до них. Знаете, есть такое выражение: «Каждый живет так, как этого заслуживает». Значит, еще не заслужила. У меня всегда была мечта, пройтись в Каннах по красной дорожке. И если это случится, то мечты сбываются. Если не случится, то – нет.

Благодарим Баян Есентаеву за интервью!

Беседовала Айдана Мамаева

Фото: Думан Касым

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Казахстанское кино

28 Октября, 2016

В Esentai Mall состоится показ фильма «Станция любви»

Баян Максаткызы лично расскажет о своей дебютной роли

Abylai Kuanyshbekov

Казахстанское кино

25 Апреля, 2020

Айдархан Адильбаев рассказал о планах ГЦПНК

Зампредседателя Государственного центра поддержки национального кино дал интервью

Brod.kz

Фоторепортаж с премьеры фильма «Сиситай»

Баян Алагузова отдала главную роль в мюзикле дебютантке

Brod.kz

Рецензии

25 Февраля

«18 килогерц»: что тревожит нашу молодежь?

Казахстанское кино

02 Апреля

Где и как снимали фильм «Зере»

Режиссер Даурен Камшибаев

Знай в лицо

Алексей Чумаков

Актер

Василиса Эльдарова

Актер

Гарик Харламов

Актер

Тимур Батрутдинов

Актер

Мирослава Карпович

Актер

Ольга Лопато

Режиссер

Владислав Ветров

Актер

Елена Яковлева

Актер