È

Более странно, чем везде

Ретроспектива фильмов Джима Джармуша: Более странно, чем везде

Сеть кинотеатров Chaplin Cinemas начала специальный цикл показов «Ретроспектива», где организаторы показывают лучшие фильмы мировых режиссеров. Первым героем кинематографического мероприятия стал знаменитый американский постановщик Джим Джармуш, пользующийся в определенных кругах статусом культового. Перечислять его фильмы и регалии бесполезно, любой уважающий себя киноман видел или хотя бы слышал про его творения.

Ретроспективы фильмов во всем мире проводятся не только ради воспоминания былого, но и для того, чтобы проецировать творчество определенного художника на современные обстоятельства и в связи с этим рефлексировать на заданную тему. Неизвестно, с какой целью авторы цикла выбрали первым именно Джармуша, но его поле проблем, в котором он все время мыслит, с удивительной ясностью совпадает с нашими сегодняшними реалиями. Фильм «Более странно, чем в раю» можно интерпретировать по-разному и с разных точек зрения наслаивать на него собственные культурологические взгляды. Интереснее провести параллель между шедевром яркого американского режиссера и казахстанскими серыми буднями.

Всех трех главных героев засасывает их внутренняя пустота, экзистенциальная черная дыра, побуждающая их искать рай на Земле, и заставляющая пускаться не только в психологические (внутренне), но и географические (внешне) путешествия. Для Евы Земля обетованная – США, Эдди ищет счастье в Кливленде, а Вилли - во Флориде. Но естественным образом они не находят счастье нигде, ведь, как известно, «выход из себя еще не означает выход из обстоятельства». От себя никуда не денешься, однако сильно хочется. Так же, как и современным жителям нашей страны. Старая советская ментальность уже разрушена, а новая еще не сформирована. Недавнее прошлое активно развенчивается и ведутся попытки стереть его окончательно, а будущее туманно. Неопределенность наша не только экзистенциальная, как у героев второй картины Джармуша, но еще и социальная, историческая. Герои в ленте вполне могут быть среднестатистическими примерами нашей молодежи, особенно из провинции – они ищут счастье в таких более-менее больших городах, как Алматы и Астана, хотя их там никто не ждет. Городские же казахи (некоторые из них) страдают от того, что отошли от корней и не знают родного языка. Но социальные страхи нам не страшны – и не такое видали. Пугает внутренняя подвешенность, экзистенциальный ужас перед будущим по философии Сартра, состояние, когда не знаешь, что будет на следующий день, – страну могут не только переименовать, но и… Нам страшнее, чем героям Джармуша.

Ситуацию усугубляет и то, что персонажи Джармуша могут хоть уехать туда, где более-менее тепло и благополучно. Флорида, Майами – все будет внутри страны. А у нас таких мест с каждым годом все меньше и меньше. Решение (или лишение?) казахов сменить кочевой образ жизни на оседлый колоссально изменило ментальность и мировоззрение. Можно даже сказать, травмировало, если учесть, что кочевали мы на протяжении тысячи лет. Нам сложнее, чем героям Джармуша.

Режиссеры делятся на два типа (писатель Дмитрий Быков делил так поэтов, но дихотомия применима и к режиссерам): трансляторы и риторы. Если первые передают нам через свое творчество божественные сигналы сверху, то вторые делают все с умом и расчетом. Джармуш – транслятор. Он очень трепетно и точно ловит дух времени, ощущение эпохи, флюиды общества. И переносит свои ощущения в фильмы. «Более странно, чем в раю» четко передает упадок, душевный мрак и всеобщую усталость: и от общения, и от жизни. Как ни прискорбно и страшно утверждать, но именно такие чувства витают и в нашем обществе. Фильмы Эмира Байгазина «Раненый ангел», Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас» и Жанны Исабаевой «Бопем», конечно, немножко про другое и рассказывают аллегорические истории, но все же они изначально отталкиваются от нашего современного устройства общества.

Героям Джармуша все более странно, чем в раю. Нам же все более странно (и страшно), чем везде.

P.S. Статья резко обрывается, потому что передает усталость и упадок не только содержанием, но и формой.

 

 

Баглан Кудайберлиев

Нет комментариев, оставьте первый

, чтобы оставить комментарий

Рекомендуем

Рецензии

13 Ноября, 2016

Ароматный Патерсон

Рецензия на фильм Джима Джармуша «Патерсон»

Альберт Ахметов

Новости персоны

10 Сентября, 2015

Режиссеры из «Жургеновки». Часть 4

Наш сегодняшний герой, режиссёр монтажа – Берик Жаханов.

Flyin_Hi

Выбор Бродвея

29 Января

5 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Знай в лицо

Вера Будрейко

Актер

Галина Короткевич

Актер

Валентин Лебедев

Актер

Николай Акимов

Режиссер

Виктор Добровольский

Актер

Николай Симонов

Актер

Михаил Жаров

Актер

Николай Черкасов

Актер